Решения и определения судов

Решение Рязанского областного суда от 09.07.2010 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Рязанской области от 25.07.2009 N 324 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области“ в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 62:29:005 00 01 для 9-го вида разрешенного использования.

РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 9 июля 2010 года

(извлечение)

9 июля 2010 г. Рязанский областной суд рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по заявлению ОАО “360 Авиационный ремонтный завод“ о признании недействующим Постановления Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. N 324 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области“ в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 62:29:005 00 01 для 9-го вида разрешенного использования (Приложение N 2 к Постановлению Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. N 324),

установил:

ОАО “360 Авиационный ремонтный завод“ обратился в суд с названным выше заявлением.

В обоснование своих
требований указало, что данной нормой было утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 62:29:005 00 01. В результате этого, цена одного квадратного метра повысилась в несколько раз и стала составлять - 5458,11 руб. за 1 кв. м. Собственником отдельных земельных участков в данном квартале является ОАО “360 Авиационный ремонтный завод“, увеличение цены земель привело к необходимости уплаты земельного налога в значительно большем размере.

Заявитель считает, что повышение стоимости земель произведено с нарушением требований закона.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ Постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утвердило Правила государственной кадастровой оценки земли (далее - Правила).

В силу п. 10 Правил результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 11 Правил Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 г. N 39.

В целях разъяснения положений указанных Методических указаний Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Заявитель считает, что кадастровая оценка была произведена с существенными нарушениями действовавших Методических
указаний и Технических рекомендаций - неправильно произведен анализ рыночной стоимости земельных участков.

По мнению заявителя, анализ рыночной стоимости земельных участков данного квартала показывает, что цена одного квадратного метра должна быть ниже почти в 10 раз.

В связи с чем, заявитель просил удовлетворить заявленные требования.

Представители Правительства Рязанской области заявленные требования не признали и пояснили, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Рязанской области определена в соответствии с Методическими указаниями по государственной оценке земель населенных пунктов (утв. приказом Минэкономразвития N 39 от 15.02.07) и Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. приказом Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.07), то есть в соответствии с нормативными актами, регулирующими данные правоотношения.

В ходе рассмотрения заявления, судом привлечено к участию в деле, в качестве заинтересованного лица - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, представители которого полагали, что в удовлетворении заявления следует отказать, по основаниям, изложенным Правительством Рязанской области.

Суд, выслушав представителей ОАО “360 Авиационный ремонтный завод“, представителей Правительства Рязанской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правительством Рязанской области 25 ноября 2009 г. принято Постановление N 324 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области“, где в приложении N 2 утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 62:29:005 00 01, которое для 9-го вида разрешенного использования составляет - 5458,11 руб. за 1 кв. м.

Данное постановление опубликовано
в газете “Рязанские ведомости“ от 26 ноября 2009 г. N 231.

Обстоятельствами, послужившими основанием для принятия оспариваемого постановления являются - правовое регулирование вопросов, связанных с определение кадастровой стоимости земель Рязанской области.

Согласно пунктам “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такого рода мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также
иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Регламент).

В силу положений Регламента проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов (пункты 9.6 - 9.12 Регламента).

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по
определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета Методическим указаниям;

о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Из исследованных судом доказательств следует, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Рязанской области проводились ООО “АварКом“.

По результатам проведенных работ ООО “АварКом“ был составлен отчет. В его приложении N_2 указано, что среднее взвешенное значение укрупненных показателей кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 62:29:005 00 01 для 9-го вида разрешенного использования составляет - 5458,11 руб. за 1 кв. м.

Данный отчет был представлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие
Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается письмом Роснедвижимости от 27 октября 2009 года N 15-8618-МП и приложенным к нему актом проверки. В пунктах 7 и 8 данного акта также говорится, что названный Отчет по проведению кадастровой стоимости соответствует Методическим указаниям, какие-либо замечания отсутствуют.

После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки были направлены в Управление Роснедвижимости по Рязанской области, которое 10 ноября 2009 года представило их на утверждение в администрацию области.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены Губернатором области 25 ноября 2009 года путем принятия оспариваемого постановления.

Суд считает, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Рязанской области проведена и оспариваемое постановление принято с соблюдением требований действующего федерального законодательства, в установленном им порядке и в пределах компетенции уполномоченных на то органов государственной власти.

Довод заявителя о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования Методических указаний и Технических рекомендаций в части проведения анализа рыночной стоимости земельных участков, является несостоятельным.

Так, из представленных документов следует, что при составлении названного отчета и проведении анализа рыночной стоимости земельных участков Рязанской области ООО “АварКом“ была получена информация от агентств недвижимости - “Центрального агентства недвижимости“, “Приоритет“, “Новоселье“ по предложениям о продажах недвижимости в Рязанской области. Эти и другие сведения подвергались исследованию ООО “АварКом“ в соответствии с Методическими указаниями и Техническими рекомендациями, что нашло свое отражение в отчете.

Кроме того, за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Рязанской области осуществлялся контроль, проводимый компетентным органом
государственной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимостью) и его территориальным Управлением в Рязанской области.

Представленный ООО “АварКом“ отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Роснедвижимости по всем показателям, в том числе и по критериям полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.

Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении ООО “АварКом“ работ по кадастровой оценке Роснедвижимостью установлено не было.

В судебном заседании заявитель не указал на какие-либо конкретные нарушения требований Методических указаний и Технических рекомендаций при проведении анализа рыночной стоимости земельных участков.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащих заявителю земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, само по себе не может свидетельствовать о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений в Рязанской области кадастровой оценки, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования Методических указаний и Технических рекомендаций в части проведения анализа рыночной стоимости земельных участков.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Оспариваемая норма не противоречит федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления ОАО “360 Авиационный ремонтный завод“ о признании
недействующим Постановления Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. N 324 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области“ в части утверждения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 62:29:005 00 01 для 9-го вида разрешенного использования (Приложение N 2 к Постановлению Правительства Рязанской области от 25 ноября 2009 г. N 324) - отказать.

Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней через Рязанский областной суд.