Решения и определения судов

Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08.07.2010 по делу N 33-5728 Об оставлении без изменения решения Березниковского городского суда Пермского края от 19 мая 2010 года, которым было признано недействующим Постановление Администрации г. Березники от 31.01.2005 N 69 (ред. от 19.04.2006) “Об обеспечении детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании, бесплатными молочными продуктами“.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 июля 2010 г. по делу N 33-5728

Шельпова Л.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Титовца А.А.

Судей Треногиной Н.Г., Балуевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе

Администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 19 мая 2010 года, которым постановлено:

Заявление прокурора г. Березники в интересах неопределенного круга лиц о признании постановления администрации г. Березники N 69 от 31.01.2005 г. “Об обеспечении детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании, бесплатными молочными продуктами“ противоречащим закону, недействующим, удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации г. Березники N 69
от 31.01.2005 г. “Об обеспечении детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании, бесплатными молочными продуктами“, с момента его принятия.

Заслушав доклад судьи Н.Г.Треногиной, прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецову И.А. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, проверив дело, судебная коллегия.

установила:

Прокурор г. Березники в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании постановления администрации г. Березники N 69 от 31.01.2005 г. “Об обеспечении детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании, бесплатными молочными продуктами“ противоречащим закону, недействующим. Требования мотивированы тем, что администрацией г. Березники было принято постановление от 31.01.2005 г. N 69 “Об обеспечении детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании, бесплатными молочными продуктами“, пунктом 1 которого утверждены и введены в действие нормы и перечень бесплатных молочных продуктов для обеспечения детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании, бесплатными молочными продуктами.

По мнению прокурора, постановление администрации г. Березники N 69 от 31.01.2005 г. противоречит требованиям законодательства Пермского края, а также федеральному законодательству, а именно статьям 3 и 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и ограничивает право детей в возрасте первого и второго года жизни на полноценное питание посредством бесплатного предоставления через специальные пункты питания и магазины, молочной продукции, а также Закону Пермского края “О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 г. N 361-ПК от 30.12.2008 г., Закону Пермского края N 561-ПК от 25.12.2009 г. “О программе
государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 г.“, которыми утверждены Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 г. и 2010 год. Данные программы определяют виды медицинской помощи, их объемы, а также мероприятия, представляемые населению Пермского края бесплатно. На территории г. Березники, согласно оспариваемого постановления, обеспечение молочными продуктами детей первого - второго года жизни на территории г. Березники охватывает только детей в возрасте до 7 мес. 29 дней, и только находящихся на искусственном вскармливании, а дети же более старшего возраста - до года и второго года жизни вообще не обеспечиваются молочными продуктами питания.

Судом постановлено приведенное выше решение, принимая которое суд исходил из того, что оспариваемое постановление администрации г. Березники от 31.01.2005 г. N 69 “Об обеспечении детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании, бесплатными молочными продуктами“ не соответствует закону субъекта РФ по обеспечению молочными продуктами детей первого и второго года жизни.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Пермского края от 30.12.2008 имеет номер 361-ПК, а не 316-ПК.

В кассационной жалобе администрация г. Березники просит решение отменить, приводя доводы аналогичные своей позиции в суде первой инстанции о том, что расходы по обеспечению питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет являются расходными обязательствами субъектов РФ, и осуществляется в установленном им порядке. Материальные и финансовые ресурсы на обеспечение детей бесплатными молочными продуктами из бюджета субъекта РФ и бюджет органа местного самоуправления не передавались. Суд признал, что постановление администрации г. Березники N 69
от 31.01.2005 г. противоречит законам субъекта РФ N 316-ПК от 31.12.2008 г. и N 561-ПК от 25.12.2009 г., которые действуют, не отменены и администрацией г. Березники не оспорены, при этом суд не учел, что названные законы субъекта РФ противоречат федеральному законодательству - Постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1005 “Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания“, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, а также п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, ч. 2 ст. 132 Конституции РФ, вследствие чего, исходя из положений п. 3 ст. 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ закон субъекта РФ применению не подлежит, так как подлежат применению Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон и другие федеральные законы.

Проверив законность решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как следует из материалов дела и установлено судом 31.01.2005 г. администрацией г. Березники за N 69 вынесено Постановление “Об обеспечении детей в возрасте от 0 до 7 мес. 29 дней, находящихся на искусственном вскармливании бесплатными молочными продуктами“, которое было опубликовано в газете “Новая газета-1“ N 16 от 13.04.2005 г. В соответствии с п. 1 данного Постановления с 15.03.2005 г. утверждены и введены в действие нормы и перечень бесплатных молочных продуктов для обеспечения детей в возрасте от 0 до 7 месяцев 29 дней находящихся на искусственном вскармливании.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный
акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ, положениям ст. 3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (с послед, изменениями) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии со ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 (с послед, изменениями) законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые
акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Статьей 23 Основ установлено, что порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Пермского края “О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 г. N 361-ПК от 30.12.2008 г. и Законом Пермского края N 561-ПК от 25.12.2009 г. “О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 г.“ утверждены программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 г. и 2010 год. Данные программы определяют виды медицинской помощи, их объемы, а также мероприятия, представляемые населению Пермского края бесплатно.

Согласно п. 2.4 раздела 4 программ предусмотрены мероприятия по обеспечению молочными продуктами детей первого и второго года жизни, прикрепленных к муниципальной медицинской организации осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных районов. Рекомендованный перечень молочных продуктов и расчет ориентировочной потребности в них детей первого и второго года жизни определен в Постановлении администрации Пермской области от 10.01.1993 г. N 3.

Разрешая заявление прокурора, суд обоснованно руководствовался приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования, поскольку принятое органом местного самоуправления решение не соответствует требованиям законодательства субъекта РФ и не отвечает интересам детей.

Доводы кассационной жалобы администрации г. Березники состоятельными не являются и отмену решения не влекут.

Пунктом 24 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года N 184-ФЗ “Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущих граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статья 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан определяет компетенцию субъектов РФ своими законами устанавливать порядок обеспечения детей в возрасте до трех лет полноценным питанием. Данная компетенция субъекта РФ - Пермского края реализована в Законах Пермского края N 561-ПК от 25.12.2009 г. и N 361-ПК от 30.12.2008 г. которыми утверждены соответственно Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год; Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 год., согласно обеспечение молочными продуктами детей первого и второго года жизни, прикрепленных к муниципальной медицинской организации осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных районов.

Суд правильно указал, что названные законы Пермского края приняты в рамках предоставленных субъекту РФ компетенции полномочным законодательным органом субъекта РФ - Законодательным собранием Пермского края. Утвержденные данными законами Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2009 и 2010 г. являются действующими, администрацией г. Березники не оспорены.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 06.10.2003 имеет номер 131-ФЗ, а не 131.

Доводы жалобы о том, что администрации г. Березники не были переданы необходимые материальные и финансовые ресурсы по обеспечению детей первого и второго года жизни бесплатными молочными продуктами не могут быть приняты во внимание.
Нормы федерального законодательства и законы Пермского края, устанавливающие порядок обеспечения полноценным питанием указанной категории граждан не является предметом спора по настоящему делу. Частью 5 ст. 7 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ N 131 от 06.10.2003 г., установлено, что если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации по вопросам организации, прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, то он вправе обратиться в соответствующий суд. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.

На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Кассационную жалобу Администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 19 мая 2010 года оставить без удовлетворения.