Решения и определения судов

Решение Ленинградского областного суда от 06.07.2010 N 7-296/2010 Привлекая должностное лицо органа местного самоуправления к административной ответственности за несвоевременное очищение территории населенных пунктов от горючих отходов и сухой травы, а также за неосуществление контроля за состоянием пожарной безопасности муниципального образования, суд не установил объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, допустил ошибку в его квалификации, что является основанием отмены постановления суда и прекращения производства по делу.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 6 июля 2010 г. N 7-296/2010

Судья Ершов А.И.

Судья Ленинградского областного суда Телятников В.И.,

при секретаре М.,

рассмотрев жалобу А. на постановление судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 20 мая 2010 года, принятое в отношении А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 20 мая 2010 года А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

Установлено, что 15 апреля 2010
года в 21 час 52 минуты по адресу г. Сланцы Ленинградская область, в районе телевышки дежурный караул 145-ПЧ выехал на тушение сухой травы, возгорание угрожало сосновому парку. По прибытии на место было обнаружено, что горит сухая трава на площади одного гектара.

В ходе проверки по данному факту было установлено, что ведущий специалист отдела муниципального хозяйства администрации муниципального образования “Сланцевское городское поселение“ А. нарушил п. 21, 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ N 313 от 18 июня 2003 года и п. 3.1 Постановления Правительства Ленинградской области от 05 июня 2007 года N 126 “О методических рекомендациях по осуществлению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах“, выразившееся в несвоевременном очищении территорий населенных пунктов от горючих отходов, сухой травы, а также в неосуществлении контроля за состоянием пожарной безопасности муниципальным образованием “Сланцевское городское поселение“.

Распоряжением главы администрации МО “Сланцевское городское поселение“ Сланцевского муниципального района Ленинградской области от 19 сентября 2006 года N 197-р, А. назначен на должность специалиста I категории Сланцевского городского поселения по организации и осуществлению мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности в Сланцевском городском поселении. Указанным распоряжением утверждена должностная инструкция, согласно п. 2.1.4 которой А. как должностное лицо осуществляет организацию мероприятий по обеспечению мер пожарной безопасности на территории муниципального образования МО “Сланцевское городское поселение“.

В жалобе А. содержится просьба об отмене постановления судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 20 мая 2010 года и о прекращении
производства по делу, поскольку протоколом об административном правонарушении и постановлением судьи не установлено нарушения п. 21, 3 Правил пожарной безопасности РФ, т.к. место горения было на открытом пространстве, где нет жилых домов и построек.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу, что постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 21 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ N 313 от 18 июня 2003 года территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачам и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Протоколом об административном правонарушении и решением судьи в действиях муниципального служащего А. не установлена объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку соблюдение правил пожарной безопасности на указанных объектах
не входило в круг его должностных обязанностей.

П. 3.1 “Методических рекомендаций по осуществлению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий по вопросам, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности“ утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 5 июня 2007 г. N 126 (в редакции от 10 декабря 2008 г.) предусматривает организацию органами местного самоуправления обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (редакция от 30 октября 2007 г.) “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ в ст. 1 определяет чрезвычайную ситуацию, как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия.

Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334) устанавливает, что информация должна содержать сведения о взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельности органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении должностного лица А., указано на его бездействие в области исполнения должностных
обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, однако допущена ошибка в квалификации административного правонарушения, которая не может быть исправлена судом.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 20 мая 2010 года, принятое в отношении А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.

Судья

ТЕЛЯТНИКОВ В.И.