Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 02.07.2010 по делу N 3-18/10 О признании недействующим постановления Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144 “Об утверждении Перечня государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 июля 2010 г. по делу N 3-18/10

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего Пуховой Е.В.,

при секретаре Дудайти А.Ш.,

с участием прокурора Рожиной М.В.,

представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В., Ермолаевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске

“2“ июля 2010 года

дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144 “Об утверждении Перечня государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и
речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)“, суд

установил:

Постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144 утвержден Перечень государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов).

Документ опубликован в издании “Якутские ведомости“ N 23, 07.04.2010.

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим вышеуказанного постановления, указывая на то, что залы официальных лиц и делегаций, открытых для международных сообщений (международных полетов), отнесены к специализированной части пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, морских, речных портов, аэропортов (аэродромов). При этом перечень граждан, обслуживаемых в названных залах официальных лиц и делегаций открытых для международных сообщений (международных полетов) утверждается Министерством транспорта Российской Федерации. Таким образом, Правительство РС(Я), приняв постановление “Об утверждении Перечня государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)“, вышло за пределы полномочий предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации действующим федеральным законодательством.

На судебном заседании прокурор требование поддержала в полном объеме, суду пояснила, что прокуратура РС(Я) не оспаривает возможность оплаты государственным гражданским служащим услуг залов официальных лиц и делегаций. Однако Правительством РС(Я) утвержден не перечень государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право на возмещение расходов
за пользование услугами залов официальных лиц и делегаций, а перечень государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, имеющих право пользования залами официальных лиц и делегаций. Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144.

Представители Правительства РС(Я) Алексеев П.В., Ермолаева Л.С. с заявлением не согласились, суду пояснили, что предметом правового регулирования в данном случае являются вопросы государственной гражданской службы, связанные с командированием государственных гражданских служащих за пределы РС(Я). Постановление Правительства РС(Я) от 24.01.2007 N 15, в свою очередь принято во исполнение Федерального закона “О государственной гражданской службе РФ“. Вопросы государственной границы в оспариваемом постановлении не регулируются. В соответствии с п. 2 постановление Правительства РФ от 19.09.1996 N 1116 и п. 2 Указа Президента РФ от 12.03.1996 N 371 Министерству транспорта РФ, переданы полномочия, утверждать перечень граждан РФ, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегации. Соответствующие приказы приняты Министерством транспорта РФ. В соответствии с Федеральным законом “О государственной гражданской службе РФ“ и ТК РФ, данное постановление РС(Я), регулирует отношения, которые дают возможность республиканским государственным гражданским служащим право пользования залами для возмещения в последующем понесенных ими затрат.

Оспариваемое постановление Правительства РС(Я) соответствует аналогичному акту, действующему Ф.И.О. - Указу Президента РФ от 06.03.2009 N 244 “Об утверждении перечня должностей, федеральной государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользоваться залами официальных лиц и делегаций“. Просит в заявлении прокурора отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144 утвержден Перечень государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных
лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов).

Указом Президента РФ от 12.03.1996 N 371 “О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации“ постановлено считать залы официальных лиц и делегаций специализированной частью пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, морских, речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов).

Во исполнение данного Указа постановлением Правительства РФ от 19.09.1996 N 1116 было утверждено Положение о залах официальных лиц и делегаций (далее - Положение).

Данный нормативный акт предусматривает порядок организации залов официальных лиц. Так, согласно пункту 1 Положения решение об организации залов официальных лиц принимается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и другими федеральными органами исполнительной власти, подразделения которых осуществляют контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Непосредственно постановлением Правительства РФ от 19.09.1996 N 1116 (п. 2) Министерство транспорта РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня граждан, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов), утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, органы исполнительной власти субъектов РФ только участвуют в согласовании такого перечня, но не имеют полномочий по его утверждению.

Так, приказами Минтранса РФ от 01.12.2005 N 144 и от 21.04.2005 N 35 утверждены перечни граждан, обслуживаемых в
залах официальных лиц и делегаций в международном аэропорту г. Ханты-Мансийска и г. Уфы при выполнении международных полетов.

Следовательно, утверждение Правительством РС(Я) Перечня государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов) означает выход за пределы полномочий предоставленных органу исполнительной власти субъекта РФ действующим федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Доводы Правительства РС(Я) о том, что оспариваемое постановление Правительства РС(Я), регулирует отношения, которые дают возможность республиканским государственным гражданским служащим право пользования залами для возмещения в последующем понесенных ими затрат, являются несостоятельными.

Предметом правового регулирования в данном случае являются не вопросы государственной гражданской службы, связанные с командированием государственных гражданских служащих за пределы РС(Я), а вопросы совершенствования порядка пересечения государственной границы Российской Федерации.

Название Перечня, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144 свидетельствует о том, что замещение некоторых государственных должностей и должностей государственной гражданской службы дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов).

Таким образом, и название, и содержание оспариваемого Перечня, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144, позволяют отнести его к аналогичным перечням,
утвержденным приказами Минтранса РФ от 01.12.2005 N 144 и от 21.04.2005 N 35.

Суд, установив, что вопросы, урегулированные оспариваемым постановлением Правительства РС(Я), относятся к предмету ведения Минтранса РФ, признает его недействующим в соответствии со ст. 253 ГПК РФ. На этом судебное исследование в порядке главы 24 ГПК РФ ограничивается. Суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия оспариваемого акта.

Правительство РС(Я), обосновывая необходимость утверждения оспариваемого Перечня, ссылается на возмещение понесенных государственными служащими затрат. А это часть гарантий правового статуса государственных служащих, которая вытекает из положений федерального законодательства о государственной гражданской службе. Однако эта целесообразность не может иметь юридического значения при решении вопроса о соответствии оспариваемого Перечня федеральному законодательству по таким критериям, как порядок принятия, компетенция государственного органа, принявшего акт и сфера правового регулирования.

В ходе судебного разбирательства установлено, что такой Перечень должен утверждаться федеральным органом, сфера правового регулирования - пересечение границ.

На основании вышеизложенного, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) - удовлетворить в полном объеме.

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановление Правительства РС(Я) от 27.03.2010 N 144 “Об утверждении Перечня государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)“ с момента принятия решения суда.

Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10
дней.

Председательствующий

Е.В.ПУХОВА