Решения и определения судов

Решение Пермского краевого суда от 02.07.2010 по делу N 3-126-2010 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта “в“ пункта 3.2.6.2 Административного регламента отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, утвержденного Приказом Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 04.02.2010 N СЭД-45-01-22-19.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 июля 2010 г. по делу N 3-126-2010

Пермский краевой суд в лице

председательствующего судьи Васильевой О.А.

при секретаре Гладких Е.В.

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Мехоношина С.В., поддержавшего заявленное требование, представителя Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края Игнатьевой К.В., возражавшей против удовлетворения заявления, рассмотрел 2 июля 2010 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим подпункта “в“ пункта 3.2.6.2 Административного регламента отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения
безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, утвержденного Приказом Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 4 февраля 2010 года N СЭД-45-01-22-19,

установил:

Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим подпункта “в“ пункта 3.2.6.2 Административного регламента отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, утвержденного Приказом Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 4 февраля 2010 года N СЭД-45-01-22-19, опубликованным 26 апреля 2010 года в печатном издании “Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края“.

В обоснование заявления первый заместитель краевого прокурора указал, что порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного (муниципального) контроля (надзора), регулируется Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Пунктом “в“ части 2 статьи 10 настоящего Закона в качестве основания для проведения внеплановой проверки предусмотрено нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Подпункт “в“ пункта 3.2.6.2 оспариваемого нормативного правового акта содержит аналогичное основание проведения внеплановой проверки.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 29 февраля
2008 года N 33-п, данная инспекция осуществляет контроль за обеспечением безопасных и комфортных условий проживания в жилищном фонде и пребывания на объектах социальной сферы, а также надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.

По мнению заявителя, данный государственный орган Пермского края не наделен полномочиями по контролю в сфере защиты прав потребителей, так как согласно статье 40 Закона РФ “О защите прав потребителей“ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. Такие полномочия имеются у Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Мехоношин М.В. поддержал заявленное требование.

Представитель Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края Игнатьева К.В., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась, ссылаясь на то, что в силу пункта 2.2.5 Положения о Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края одной из основных задач инспекции является осуществление государственного надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды. Федеральным законом N 294-ФЗ не ограничен перечень государственных органов, в адрес которых могут направляться обращения граждан, права которых нарушены. В данной связи включение оспариваемого подпункта “в“ пункта 3.2.6.2 в Административный регламент отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением
правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, соответствует положениям пункта “в“ части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. До настоящего времени обращений граждан, права которых нарушены в сфере правил эксплуатации машин и оборудования в инспекцию не поступало, в связи с чем внеплановые выездные проверки по данному основанию не проводились. Правомочность включения данного основания проведения внеплановой проверки подтверждается законодательством других субъектов Российской Федерации.

Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного первым заместителем прокурора Пермского края требования и отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Указанный Закон устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относятся, в том числе:

1) реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации;

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора);

3) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 29 февраля 2008 года N 33-п, Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края (далее - Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим функции контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда
независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства, техническим обслуживанием и ремонтом объектов социальной сферы, а также осуществляющим функции надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Пермского края в пределах компетенции, установленной действующим законодательством и настоящим Положением.

Основными задачами Инспекции являются, в том числе, осуществление государственного надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией (пункт 2.2.5 настоящего Положения).

Инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет функции надзора в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды (кроме параметров, подконтрольных Госгортехнадзору России и Главгосэнергонадзору России), а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией (пункт 3.3.2 Положения).

Таким образом, Государственная инспекция вневедомственного контроля Пермского края уполномочена на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией. Следовательно, Административный регламент отдела гостехнадзора указанной Инспекции по исполнению функции
по надзору в приведенной выше сфере принят в пределах полномочий данной Инспекции.

Пункт 3.2.6 оспариваемого Административного регламента регламентирует основания проведения внеплановых проверок.

Согласно подпункту “в“ пункта 3.2.6.2 основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, права которых нарушены, о фактах нарушения прав потребителей. Приведенное в Административном регламенте изложение указанного подпункта дословно воспроизводит положения подпункта “в“ пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

Суд не может согласиться с доводом прокурора об отсутствии у отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края полномочий на проведение внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основанию, указанному в подпункте “в“ пункта 3.2.6.2 Административного регламента.

Предусмотренные частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основания для проведения внеплановой проверки, включая основание, указанное в подпункте “в“ пункта 2, являются общими для всех органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля вне зависимости от предмета контроля (надзора). Толкование положений данной статьи, а также положений и части 2 статьи 1, части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона не позволяет сделать вывод о возможности избирательного применения различными органами, осуществляющими функции контроля (надзора), норм данного Закона. Более того, настоящий Закон направлен на единообразное осуществление проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и в части порядка организации проведения проверок, к которому относятся основания проведения проверок.

Отсутствуют основания для вывода о противоречии оспариваемой прокурором нормы Административного регламента положениям статьи 40 Закона РФ “О защите прав потребителей“, в соответствии с частью 1 которой государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 40 настоящего Закона РФ предусмотрены органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) в сфере соблюдения законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей. Между тем, отдел гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края в соответствии с утвержденным Приказом от 4 февраля 2010 года N СЭД-45-01-22-19 Административным регламентом уполномочен на осуществление надзора в иной сфере правоотношений, а именно в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.

Наличие у данного органа исполнительной власти Пермского края функций по надзору в иной сфере правоотношений, нежели в сфере соблюдения законодательства о защите прав потребителей, не означает неправомочность проведения внеплановых проверок по основанию поступления в Государственную инспекцию вневедомственного контроля Пермского края информации о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из приложения 1 к указанному Административному регламенту следует, что объектами надзора являются, в том числе, моечные машины и оборудование, подъемно-транспортные машины и оборудование, шиномонтажное оборудование, из заправочного оборудования - топливораздаточные колонки и оборудование, и другое оборудование. В процессе эксплуатации данного оборудования возможно нарушение прав потребителей, причиненное ненадлежащей эксплуатацией указанного оборудования.

С
учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что подпункт “в“ пункта 3.2.6.2 Административного регламента отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, утвержденного Приказом Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 4 февраля 2010 года N СЭД-45-01-22-19, не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не подлежит признанию недействующим.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать первому заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта “в“ пункта 3.2.6.2 Административного регламента отдела гостехнадзора Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края по исполнению функции по надзору в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией, утвержденного Приказом Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края от 4 февраля 2010 года N СЭД-45-01-22-19.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 5 июля 2010 года.

Судья п.п.

О.А.ВАСИЛЬЕВА