Решения и определения судов

Решение Омского областного суда от 29.06.2010 N 77-351(240)(2010 г.) Судебный акт по делу о привлечении должностного лица к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ оставлен без изменений, поскольку учреждение, начальником которого является привлеченное к ответственности лицо, оказывая негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижного источника - автомобиля, не производило при этом оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2010 г. N 77-351(240)(2010 г.)

г. Омск

Судья Омского областного суда Иволгина Н.В.,

при секретаре: Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Г., уроженки р.п. Большеречье, Большереченского района, Омской области, начальника страхового отдела ООО “Росгосстрах“ в р.п. Большеречье Омской области, проживающей по адресу: <...>, на решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 24 мая 2010 года, которым постановлено:

“Постановление государственного инспектора по охране окружающей среды Омской области от 26 апреля 2010 года о наложении административного взыскания на Г. в виде штрафа в размере 3000 рублей оставить в силе, жалобу Г. оставить без удовлетворения“.

Заслушав доклад по материалам дела, пояснения
Г., исследовав материалы дела,

установил:

Постановлением главного специалиста, госинспектора по охраны окружающей среды Омской области М. N 7/34-ПР от 26.04.2010 г. Г. - начальник Большереченского страхового отдела филиала ООО “Росгосстрах“ в Омской области признана виновной в том, что в результате проведенной прокуратурой Большереченского района проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности филиала ООО “Росгосстрах“ в Омской области страхового отдела “Большереченский“, расположенного по адресу: <...>, выявлено осуществление негативного воздействия на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления. В 2009 году и 1 квартале 2010 года не произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушены ст. ст. 3, 14, 16 ФЗ “Об охране окружающей среды“, положения Постановления Правительства РФ N 344 от 12.06.2003 года и Приказа N 459 от 23.05.2006 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Г. - начальник Большереченского страхового отдела филиала ООО “Росгосстрах“ в Омской области не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению учреждением законодательства об охране окружающей среды. Действия Г. квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ, и она подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Считая указанное выше постановление незаконным и необоснованным, Г. обжаловала его в Большереченский районный суд Омской области, просила данное постановление отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что их деятельность не связана с негативным воздействием на окружающую среду. Кроме того, она не является субъектом данного административного правонарушения.

Судьей Большереченского районного суда Омской области постановлено изложенное выше решение.

В жалобе, поданной в областной суд, Г. просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на доводы, изложенные
в ранее поданной жалобе.

Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения Г., изучив материалы дела, судья Омского областного суда не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.

Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не относятся к налогам и сборам, порядок их уплаты регулируется природоохранным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей природной среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Платность осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу установлена также статьей 28 ФЗ от 04.05.1999 года N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“.

Согласно ст. 16 Закона N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических
воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среди, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ к видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, в том числе, относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (объектов).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года N 284-О, Федеральному закону от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“, приказу Ростехнадзора от 12.09.2007 года N 626 “Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух“ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

- юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- индивидуальные предприниматели;

- иностранные физические лица.

Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

Обязанность по уплате платы не взимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду (п. п. 8, 9, 10, 12 Приказа Ростехнадзора от 12.09.2007 г. N 626).

Юридические лица (в том числе иностранные юридические лица) и иностранные физические лица, являющиеся плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на учет.

Процедура постановки на учет
в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду описана в Приказе Ростехнадзора от 02.08.2005 г. N 545 “Об утверждении Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору“.

Постановка плательщика на учет осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (территориальные органы Ростехнадзора).

Впервые встать на учет нужно в течение квартала, в котором осуществлялось негативное воздействие на окружающую среду. Постановка на учет производится по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. При наличии более чем одного объекта негативного воздействия встать на учет необходимо отдельно по каждому из них.

Сведения о плательщиках и объектах негативного воздействия вносятся в реестр. На всех плательщиков оформляются свидетельства о регистрации в электронном виде. Чтобы получить свидетельство в бумажном виде, нужно обратиться с соответствующим запросом.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 г. N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“ установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и количества использованного топлива.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5
апреля 2007 года N 204 “Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду“.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.07.2006 N 557 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.07.2006 N 8077, опубликован в “Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти“ - 24.07.2006 года, “Российской газете“ - 28.07.2006 г.) расчет платы подается плательщиком в территориальные органы Службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

В связи с тем, что согласования при приеме расчетов не требуется, расчеты могут быть представлены плательщиками лично либо направлены по почте.

Проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду проводят Служба и ее территориальные органы.

Контрольные мероприятия проводятся в форме проверки представленных в территориальные органы Службы расчетов платы и приложенных к нему документов, а также в форме выездных проверок (проверок по местонахождению плательщика) (п. п. 38, 39, 40 Приказа Ростехнадзора “Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух“ N 626 от 12.09.2007 года).

Основанием для привлечения Г. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ явилось то, что в результате проведенной прокуратурой Большереченского района проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности филиала ООО “Росгосстрах“ в Омской области страхового отдела “Большереченский“, расположенного по адресу: <...>, выявлено осуществление негативного воздействия на окружающую среду. Однако в 2009 году и 1 квартале 2010 года не произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду.

Г.
- начальник Большереченского страхового отдела филиала ООО “Росгосстрах“ в Омской области не приняла все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению учреждением законодательства об охране окружающей среды.

Из материалов дела следует, что оказание учреждением негативного воздействия на окружающую среду выражается в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижного источника - автомобиля “Жигули“.

Г. не оспаривает, что филиал ООО “Росгосстрах“ в Омской области страховой отдел “Большереченский“ имеет в распоряжении автомобиль “ВАЗ-21074“, который используется ими в производственных целях. Платы за негативное воздействие на окружающую среду ими не производятся.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 4.1, п. 4.8 Положения о Страховом отделе в р.п. Большеречье Филиала ООО “Росгосстрах“ в Омской области начальник отдела осуществляет управление отделом.

Г. является начальником Большереченского страхового отдела “филиала ООО “Росгосстрах“ в Омской области и в силу должностных обязанностей решает вопросы руководством отделом.

Всем доказательствам по делу об административном правонарушении судьей районного суда дана надлежащая оценка. Судья районного суда обоснованно пришел к выводу о том, что начальник Большереченского страхового отдела, являясь должностным лицом, при исполнении своих должностных обязанностей не приняла надлежащих мер к выполнению отделом законодательных и нормативных актов об охране окружающей среды.

В связи с этим обоснованность привлечения Г. к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Санкция ст. 8.41 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Наказание Г. назначено в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ,
с учетом характера совершенного правонарушения, обстоятельств дела, является минимальным и справедливым.

Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 24 мая 2010 года оставить без изменения, а жалобу Г. - без удовлетворения.

Судья Омского

областного суда

Н.В.Иволгина