Решения и определения судов

Решение Приморского краевого суда от 24.06.2010 N 3-50/10 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений статьи 17 Закона Приморского края от 13.04.2000 N 89-КЗ “О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края“ в редакции Законов Приморского края от 05.05.2008 N 252-КЗ, от 30.04.2009 N 426-КЗ.

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2010 г. N 3-50/10

(извлечение)

Приморский краевой суд,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральному закону и недействующими абзаца 2 пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 статьи 17 Закона Приморского края от 13 апреля 2000 г. N 89-КЗ “О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края“,

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия решения суда абзаца 2 пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 статьи 17 Закона Приморского края от 13 апреля 2000 г. N 89-КЗ “О Контрольно-счетной палате
Законодательного Собрания Приморского края“.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 17 указанного Закона (в редакции Закона Приморского края от 5 мая 2008 г. N 252-КЗ) предусмотрено, что полномочия Контрольно-счетной палаты по проведению проверок и обследования финансово-хозяйственной деятельности распространяются на организации, их союзы, ассоциации и иные объединения, получающие средства из краевого бюджета, от продажи и использования краевой собственности, из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в любых формах - в части использования этих средств, а также имеющие налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 17 данного Закона (в редакции Законов Приморского края от 5 мая 2008 г. N 252-КЗ, от 30 апреля 2009 г. N 426-КЗ) на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств краевого бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, использованием краевой собственности и управлением ею, а также в части предоставленных законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края налоговых и иных льгот и преимуществ.

Прокурор полагает, что распространение контрольных полномочий Контрольно-счетной палаты на субъектов, имеющих налоговые и иные льготы, независимо от факта получения бюджетных средств и иного их участия в исполнении бюджета Приморского края, не соответствует предусмотренным статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиям органов государственного финансового контроля. По мнению прокурора, наделение органа государственного финансового контроля полномочиями проведения проверок указанных субъектов также противоречит положениям статей 30, 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов осуществляют органы Федеральной налоговой службы.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнил заявленные требования и просил признать недействующими оспариваемые нормы абзаца 2 пункта 1 статьи 17 Закона в части слов “а также имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края.“; абзаца 2 пункта 2 статьи 17 Закона - в части слов “а также в части предоставленных законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края налоговых и иных льгот и преимуществ.“.

Представители Законодательного Собрания Приморского края Д. и В. заявленные требования не признали. В возражениях ссылалась на то, что налоговая льгота представляет собой неуплату налога в бюджет, ее последствием является недополучение средств или их изъятие из бюджета, в связи с чем проведение Контрольно-счетной палатой проверок использования этих льгот не противоречит ее компетенции по проверке исполнения бюджета. При этом полномочия палаты не дублируют полномочия Федеральной налоговой службы, так как предметом деятельности палаты является определение эффективности использования средств краевого бюджета, предоставленных организациям в виде налоговых льгот. К полномочиям же налоговых органов относится контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Просили учесть тот факт, что Федеральным законом “О Счетной палате Российской Федерации“ предусмотрены положения, аналогичные оспариваемым прокурором нормам. Исходя из единства правового регулирования, полагают, что Контрольно-счетная палата субъекта Федерации также может наделяться контрольными функциями в отношении субъектов налоговых льгот, предоставляемых краевым законодательством.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает, что заявление прокурора об оспаривании абзаца 2 пункта 1 статьи 17 указанного
Закона подлежит удовлетворению в части слов “а также имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края.“; абзаца 2 пункта 2 статьи 17 Закона - в части слов “а также в части предоставленных законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края налоговых и иных льгот и преимуществ.“ по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Полномочия органа государственного (муниципального) финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования) (пункт 3 статьи 157 Кодекса).

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств (статья 270 Бюджетного кодекса РФ).

Как установлено абзацем 1 статьи 1 Закона Приморского края “О Контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края“ от 13 апреля 2000 г. N 89-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 30 апреля 2009 г. N 426-КЗ), Контрольно-счетная палата Законодательного Собрания Приморского края является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Приморского края и ему подотчетным.

В процессе реализации задач, изложенных в статье 2 настоящего Закона, Контрольно-счетная палата осуществляет
контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением краевого бюджета и бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов, что предусматривает: организацию и проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением краевого бюджета в текущем году; проведение комплексных и тематических проверок обследований по отдельным разделам и статьям краевого бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; экспертизу проектов краевого бюджета, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Приморского края, краевых программ, договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, субъектами Российской Федерации, зарубежными партнерами и иных документов, затрагивающих вопросы краевого бюджета и финансовых ресурсов Приморского края; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Законодательное Собрание Приморского края и Губернатору Приморского края предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом; подготовку и представление заключений в Законодательное Собрание Приморского края по отчету об исполнении краевого бюджета и по отчетам об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Приморского края (статья 10 Закона Приморского края от 13 апреля 2000 г. N 89-КЗ в редакции Закона Приморского края от 30 апреля 2009 г. N 426-КЗ).

Суд полагает, что оспариваемые прокурором нормы краевого Закона не соответствуют федеральному законодательству в той части, в которой они распространяют полномочия Контрольно-счетной палаты на субъектов экономической деятельности, имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, поскольку тем самым краевой законодатель неправомерно расширил круг полномочий контрольного финансового органа субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 49 Закона
Приморского края от 2 августа 2005 г. N 271-КЗ “О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае“ участниками исполнения краевого бюджета и иных бюджетных процессов в Приморском крае в числе юридических лиц являются органы государственной власти, бюджетные учреждения, государственные предприятия и другие получатели средств краевого бюджета, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами краевого бюджета.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

К правам налоговых органов в силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации отнесено и право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, а к обязанностям налоговых органов - осуществление контроля
за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, право контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах принадлежит налоговым органам и это право не могло быть передано Контрольно-счетной палате Приморского края как органу, созданному для осуществления финансового контроля за расходованием бюджетных средств.

Нельзя согласиться с доводами Законодательного Собрания Приморского края о том, что данные полномочия предоставлены Контрольно-счетной палате в целях определения эффективности использования средств краевого бюджета, поскольку такие правомочия должны реализоваться не путем контролирования деятельности хозяйствующих субъектов, которым предоставлены налоговые льготы и преимущества, а в рамках иных полномочий, предоставленных статьей 10 Закона Приморского края N 89-КЗ, в частности, при проведении экспертиз проектов краевого бюджета, анализа нарушений и отклонений в бюджетном процессе, а также совершенствовании бюджетного законодательства края.

То обстоятельство, что оспариваемые прокурором нормы повторяют нормы федерального законодательства, принятые в отношении Счетной палаты Российской Федерации, не свидетельствует о том, что такими же полномочиями может быть наделен соответствующий орган субъекта Федерации.

Таким образом, оспариваемые нормы в части вышеуказанных слов в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат признанию недействующими как противоречащие статье 152 и пункту 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 30, подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что данные нормы до вынесения решения суда применялись и на их основании Контрольно-счетной палатой края реализовывались контрольные полномочия, их следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 195, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: абзац 2 пункта 1 статьи 17 Закона Приморского края от 13 апреля 2000 г. N 89-КЗ в редакции Закона Приморского края от 5 мая 2008 г. N 252-КЗ “О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края“ в части слов “а также имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края.“; абзац 2 пункта 2 статьи 17 Закона Приморского края от 13 апреля 2000 г. N 89-КЗ в редакции Законов Приморского края от 5 мая 2008 г. N 252-КЗ, от 30 апреля 2009 г. N 426-КЗ “О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Приморского края“ в части слов “а также в части предоставленных законодательством Приморского края или органами государственной власти Приморского края налоговых и иных льгот и преимуществ.“.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или принесения кассационного представления через Приморский краевой суд.

Судья

Н.Л.ХРЕБТОВА