Решения и определения судов

Постановление президиума Московского городского суда от 18.06.2010 по делу N 44г-87/10 Судебные акты по делу о расторжении брака изменены: исключены суждения о дате прекращения семейных отношений и периода ведения совместного хозяйства, так как при рассмотрении дела о расторжении брака в суде при отсутствии согласия одного из супругов существенное значение имеет сам факт невозможности дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи, а не дата прекращения семейных отношений, которая имеет правовое значение исключительно в рамках иска о разделе совместно нажитого имущества.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2010 г. по делу N 44г-87/10

Судья 1-й инстанции: Грибов Д.В.

Судьи 2-й инстанции: Журавлева Т.Г. - предс., докл.

Гончарова О.С.

Кочергина Т.В.

Президиум Московского городского суда в составе

председателя президиума Колышницыной Е.Н.

и членов президиума Мариненко А.И., Фомина Д.А., Агафоновой Г.А., Дмитриева А.Н., Курциньш С.Э., Васильевой Н.А.,

рассмотрел в судебном заседании по докладу судьи Князева А.А. гражданское дело по иску Т. к Т.А. о расторжении брака, переданное для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда по надзорной жалобе истца Т. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 июля 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского
суда от 11 февраля 2010 года в части,

установил:

Т. обратился в суд с иском к Т.А. о расторжении брака.

Представитель истца Т. - М. в судебное заседание явился; иск поддержал.

Ответчик Т.А. и ее представитель - К. в судебное заседание явились; иск не признали.

Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 14 июля 2009 года постановлено:

- брак, зарегистрированный 07 сентября 2001 года в Тверском отделе ЗАГС города Москвы между Т. и Т.А., актовая запись N 1194 - расторгнуть.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 октября 2009 года постановлено:

- решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 июля 2009 года изменить, исключив из его мотивировочной части суждения о прекращении брачных отношений в 2004 году;

- в остальной части решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 июля 2009 года оставить без изменения.

Постановлением президиума Московского городского суда от 18 декабря 2009 года определение судебной коллегии от 08 октября 2009 года отменено, дело направлено на новое кассационное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 11 февраля 2010 года решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе истец Т. ставит вопрос об изменении решения Зюзинского районного суда города Москвы от 14 июля 2009 года и определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 11 февраля 2010 года, считая их неправомерными в части установления обстоятельств, касающихся даты прекращения семейных (брачных) отношений (периода ведения совместного хозяйства) между Т. и Т.А.

Определением судьи Московского городского суда Князева А.А. от 26 мая 2010 года надзорная жалоба передана с
делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Московского городского суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Т. - Р., представителя ответчика Т.А. - К., президиум Московского городского суда приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом установлено, что 07 сентября 2001 года заключен брак между Т. и Т.; несовершеннолетних детей от брака Т. и Т.А. не имеют; совместная жизнь супругов Т. и Т.А. и сохранение их семьи невозможны; на момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела между сторонами имелся спор о разделе совместно нажитого имущества, который рассматривался Зюзинским районным судом города Москвы в рамках отдельного производства.

Рассматривая данное дело, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных Т. исковых требований о расторжении брака.

Вместе с тем, одновременно, суд исследовал вопрос о дате прекращения семейных отношений между Т. и Т.А., указав, что довод истца о том, что брачные отношения и ведение совместного хозяйства между ними прекращены с 2004 года, подтверждения в ходе судебного заседания не нашел, а доводы ответчика о том, что брачные отношения и ведение совместного хозяйства продолжались до конца 2008 года - начала 2009 года, не опровергнуты.

В соответствии со ст. 22 СК РФ расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны.

В силу ст. 38 СК РФ суд
может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.

Тем самым, при рассмотрении дела о расторжении брака в суде при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака существенное правовое значение имеет исключительно сам факт невозможности дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи, а не собственно дата прекращения семейных отношений, которая имеет правовое значение исключительно в рамках иска о разделе совместно нажитого имущества.

Сведения о нахождении в производстве суда другого гражданского дела по иску Т. к Т.А. о разделе совместно нажитого имущества в материалах дела имелись; вместе с тем, изложенные требования закона при вынесении решения судом правильно применены не были.

Отменяя предыдущее определение судебной коллегии от 08 октября 2009 года, президиум Московского городского суда в постановлении от 18 декабря 2009 года прямо обратил внимание на то, что, рассмотрев настоящее гражданское дело в кассационном порядке, судебная коллегия обоснованно указала на то, что момент прекращения семейных отношений и длительность периода ведения раздельного хозяйства по данному делу юридического значения не имели.

Вместе с тем, поскольку судебная коллегия в определении от 08 октября 2009 года исключила из мотивировочной части решения суда суждения “о прекращении брачных отношений в 2004 году“, которые в действительности в судебном решении не содержались, а равно допустила иные грубые нарушения норм процессуального права, президиум Московского городского суда отменил определение судебной коллегии от 08 октября 2009 года, направив данное дело на новое кассационное рассмотрение.

При этом, президиум Московского городского суда указал, что в соответствии с положениями ст. 22 СК РФ при рассмотрении дел о расторжении брака
существенное правовое значение имеет исключительно сам факт невозможности дальнейшей совместной жизни супругов и сохранения семьи, а не момент прекращения семейных отношений и длительность периода ведения раздельного хозяйства.

Согласно ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Данные требования ст. 390 ГПК РФ и положения материального закона судебной коллегией при повторном кассационном рассмотрении настоящего гражданского дела были полностью проигнорированы, в результате чего судебная коллегия решение суда оставила без изменения, ошибочно и явно незаконно сославшись на то, что “в ходе рассмотрения дела суд исследовал доказательства, связанные с моментом прекращения семейных отношений и пришел к выводу, что довод иска о прекращении семейных отношений с Т. в 2004 году своего подтверждения не нашел“ и что “оснований для признания этого вывода суда неправильным у судебной коллегии не имеется“.

Таким образом, решение суда от 14 июля 2009 года и определение судебной коллегии от 11 февраля 2010 года в части установления обстоятельств, касающихся даты прекращения семейных (брачных) отношений между Т. и Т.А. и периода ведения ими совместного хозяйства, постановлены с существенными нарушениями положений гражданского процессуального закона и норм материального права, в связи с чем законными в означенной части признаны быть не могут.

Оценивая приведенные нарушения, допущенные судами первой и кассационной инстанций, президиум приходит к выводу о существенном характере таких нарушений, повлиявшем на содержание вынесенных судебных постановлений в указанной части, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Т.

При таких данных, решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 июля 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским
делам Московского городского суда от 11 февраля 2010 года подлежат изменению посредством исключения из содержания решения суда и определения судебной коллегии суждений, касающихся даты прекращения семейных (брачных) отношений между Т. и Т.А. и периода ведения ими совместного хозяйства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 387 - 388, 390 ГПК РФ,

постановил:

Решение Зюзинского районного суда города Москвы от 14 июля 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 11 февраля 2010 года - изменить, исключить из содержания вышеуказанных решения суда и определения судебной коллегии суждения, касающиеся даты прекращения семейных (брачных) отношений между Т. и Т.А. и периода ведения ими совместного хозяйства.

Председатель президиума

Московского городского суда

Е.Н.КОЛЫШНИЦЫНА