Решения и определения судов

Решение Липецкого областного суда от 07.06.2010 по делу N 3-11/2010 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации Липецкой области от 08.12.2008 N 317 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов“ в части утверждения средних удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области.

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 июня 2010 г. по делу N 3-11/2010

Липецкий областной суд в составе:

председательствующего, судьи Фоминой Н.В.

при секретаре Степановой Н.Н.

с участием прокурора Ким И.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по заявлению К.В. к администрации Липецкой области о признании недействительным постановления N 317 от 08 декабря 2008 года в части утверждения средних удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастрового квартала 48:20:03 50 01, суд

установил:

08 декабря 2008 года администрация Липецкой области приняла постановление N 317 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов“.

23 декабря 2008 года указанное постановление было опубликовано в
официальном периодическом издании администрации Липецкой области “Ведомости администрации Липецкой области“ /приложение к “Липецкой газете“ /N 245/ 23373/. Постановление N 317 от 08 декабря 2008 года вступило в силу с 01 января 2009 года.

К.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым N <...>, а потому обязан платить земельный налог, который исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка. Необоснованное определение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов в размере кадастрового квартала 48:20:03 50 01 привело к тому, что этот показатель, равный для 5 вида разрешенного использования /далее ВРИ/ 7384,63, объективно ничем не подтвержден и его арифметически нельзя определить. Кроме того, заявитель считает, что кадастровая стоимость земельного участка, которая в несколько раз превышает его рыночную стоимость, необоснованно завышена, что недопустимо.

Первоначально в заявлении К.В. оспаривал и постановление N 277 от 10 октября 2008 года.

Определением суда от 05 мая 2010 года прекращено производство по заявлению К.В. об оспаривании постановления N 277 от 10 октября 2008 года в связи с отказом заявителя от требования, так как постановление N 277 от 10 октября 2008 года не затрагивает земельного участка К.В., требования К.В. о признании недействительным постановления N 317 от 08 декабря 2009 года тем же определением выделены в отдельное производство. Данное определение никем не обжаловано и вступило в законную силу.

В судебном заседании К.В. и его представитель по ордеру и по доверенности - адвокат Бороздин С.В. требования поддержали в полном объеме. Кроме того дополнили требования о незаконности оспариваемого постановления и указанием на то, что
отчеты N 5-Н/07 и N 10/07, отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области по состоянию на 01.01.2007, решение управление Роснедвижимости РФ по Липецкой области об утверждении отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области, акт от 11 января 2009 года определения кадастровой стоимости земельного участка, удельный показатель 7 384,63 составлены неправильно, являются незаконными, в связи с чем администрация Липецкой области обязана произвести перерасчет удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка заявителя.

Представитель администрации Липецкой области и управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенностям О.С. заявленные требования не признала, в своем письменном отзыве и объяснениях суду пояснила, что постановление N 317 от 08 декабря 2008 года “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов“ издано в рамках полномочий администрации области, опубликовано в официальном источнике Работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Липецкой области проводились ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ в лице Центрально-Черноземного филиала ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ на основании заключенного между управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области /действующего от администрации Липецкой области/ и указанной организации государственного контракта. Управление Роснедвижимости по Липецкой области сообщило Управлению, что по результатам проверки Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков принято решение, что отчет соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель, утвержденных Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, таким образом процедура принятия оспариваемого акта была соблюдена, вид разрешенного использования земли заявителю указан правомерно. Кадастровая стоимость земельного
участка определена правильно, она не обязана совпадать с рыночной стоимостью земельного участка, просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области по доверенности Б.Т. требования заявителя не признала, сославшись на их необоснованность, указав, что в соответствии с пп. 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года “221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок. Сведения о земельном участке кадастровый номер <...> внесены в государственный кадастр недвижимости 03.12.2007, следовательно данный земельный участок не вошел в Перечень объектов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Липецкой области, сформированный по состоянию на 01.01.2007. Кадастровая оценка земельного участка заявителя, как вновь образуемого, определялась в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 года N 222 путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего разрешенного вида использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в реестр вносятся на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. У К.В. - земля в собственности для столовой со складами, а это 5 вид разрешенного использования. Расчет кадастровой стоимости его земельного участка определен правомерно. В Перечень моделей, отобранных для расчета кадастровой стоимости земельных участков 5 ВРИ выбраны факторы:
наличие водоснабжения, газоснабжения, канализации, численности населения в населенном пункте, расстояние от населенного пункта до центра субъекта. С учетом этого полагала, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется. Указанные доводы изложены письменно.

Представитель Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата по Липецкой области“ по доверенности Ш.А. требования К.В. не признал сославшись на те же доводы, что и представители других заинтересованных лиц, указав, что кадастровая оценка спорного земельного участка определена правильно.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 “Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов“ имеет номер П/0152, а не П-152.

Представитель ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ в лице Центрально-Черноземного филиала ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ - М.Г. в своих письменных и устных объяснениях указала, что их учреждение провело работу в полном соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, при этом они применяли Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П-152. Отчет прошел все стадии проверки, изначально были замечания и они устранялись, а окончательный вариант отчета признан соответствующим Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, что подтверждено актом. В отношении К.В. нарушений не допущено, все расчеты, в том числе и средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастрового квартала с 5 ВРИ определены ими правильно, что можно определить по представленным отчетам. Земельный участок заявителя не осматривался, так как не был сформирован, кроме того расчеты не
математические, а по модели, все факторы стоимости были учтены.

Выслушав стороны, заключение прокурора Ким И.Е., полагавшего требования заявителя необоснованными, исследовав материалы дела, включая отчет на бумажном и электронном носителе, суд не находит оснований для удовлетворения требований К.В.

Постановлением администрации Липецкой области N 317 от 08 декабря 2008 года “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов“ были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе земельных кварталов. /Далее постановление N 317 от 08 декабря 2008 года/.

Указанное постановление вместе с приложениями к нему было опубликовано в официальном источнике администрации Липецкой области - приложении к “Липецкой газете“ - Ведомости N 245 /23373/ за 23 декабря 2008 года и вступило в силу с 01 января 2009 года.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. п. 3, 17, 19, 20. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ “в порядке нормоконтроля суд должен проверять порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, включая порядок его опубликования и вступления в силу, компетенцию органа его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, а также соответствие его содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права заявителей.

Учитывая, что постановлением N 317 от 08 декабря 2008 года утверждены средние значение удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастровых кварталов, включая и квартал 48:20:03 50 01, куда входит и земельный участок, принадлежащий на праве собственности
К.В. /кадастровый номер которого <...>/, то указанное постановление безусловно затрагивает интересы заявителя.

Согласно пунктам “в“ и “к“ части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району /городскому округу/.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель /пункты 1, 10 Правил/.

Согласно пункту 2 статьи 10 Устава Липецкой области от 09 апреля 2003 года N 46-ОЗ /ред. от 03 марта 2010 года/ систему органов государственной власти Липецкой области составляют: высший законодательный (представительный) орган государственной власти области - Липецкий областной Совет депутатов (далее - областной Совет); высший исполнительный орган государственной власти области - администрация области, возглавляемая высшим должностным лицом области - главой администрации области; иные органы государственной власти области, образуемые в соответствии с Уставом области.

Таким образом, администрация Липецкой области
- как исполнительный орган субъекта Российской Федерации приняла оспариваемое постановление в пределах своих полномочий.

Как предусмотрено частью 4 статьи 21 Закона Липецкой области от 27 марта 1997 года N 64-ОЗ /ред. от 28 апреля 2010 “О нормативных правовых актах Липецкой области“ Официальным периодическим изданием администрации области является официальное приложение к “Липецкой газете“ - “Ведомости администрации Липецкой области“.

Учитывая, что постановление N 317 от 08 декабря 2008 года было опубликовано в приложении к “Липецкой газете“ - “Ведомостях администрации Липецкой области“ N 245/23373/ за 23 декабря 2008 года, то, следовательно, требования действующего законодательства об официальном опубликовании нормативного правового акта при опубликовании постановления N 317 от 08 декабря 2008 года нарушены не были.

Последовательность и сроки осуществления действий /административных процедур/ Федерального агентства объектов недвижимости /далее - Роснедвижимость/ и территориальных органов Роснедвижимости - управления Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 /далее - Регламент/.

В силу положений Регламента /пункты 9.6 - 9.12/ проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков проводится Роснедвижимостью, в компетенцию которой входит проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчетов и полученных результатов.

Такая проверка осуществляется Роснедвижимостью в ходе проверки отчета исполнителя работ по определению
кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.

По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:

о соответствии отчета Методическим указаниям;

о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.

В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков /результаты кадастровой оценки земель/ в управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.

После получения указанных сведений и акта проверки управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков /результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации/ на утверждение.

Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Судом установлено и объективно подтверждено совокупностью доказательств, что работы по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов на территории Липецкой области проводились ФГУП “Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок“ /далее - ФГУП “Госземкадастрсъемка“/ в лице Центрально-Черноземного филиала ФГУП “Госземкадастрсъемка“, который признан победителем конкурса и проводил работы на основании государственного контракта N 8 от 23 июля 2007 года.

По результатам проведенных работ Центрально-Черноземным филиалом ФГУП
“Госземкадастрсъемка“ был составлен отчет, который был предоставлен в Роснедвижимость и прошел проверку на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям, что подтверждается актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 5 и письмом Роснедвижимости от 14 августа 2008 года.

Кроме того, судом установлено, что при определении удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастровых кварталов соблюден также и Административный регламент по организации проведения государственной кадастровой оценки земель.

Как следует из материалов дела, акт поступил в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области по электронной почте и в акте прямо отражено, что имеется подпись должностного лица, составившего акт проверки - М.М. Данный акт имеет номер, дату, более того на него имеется ссылка в сопроводительном письме, указанные документы были зарегистрированы управлением имущественных и земельных отношения Липецкой области 14 августа 2008 года и им присвоен входящий номер 3206. Представители заинтересованных лиц подтвердили факт получения указанного акта и письма.

После проведения проверки согласованные Роснедвижимостью результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки были направлены в управление Роснедвижимости по Липецкой области, которое представило их на утверждение в администрацию Липецкой области.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены главой администрации Липецкой области 08 декабря 2008 года путем принятия оспариваемого постановления N 317.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Липецкой области проведена и оспариваемое постановление принято с соблюдением действующего законодательства и в установленном им порядке.

Доводы заявителя и его представителя о том, что при проведении работ по кадастровой оценке земель не были соблюдены требования Методических указаний и Технических рекомендаций в части сбора достоверной и достаточной информации о земельных участках, опровергаются материалами дела.

Так утверждение К.В. о недостаточности источников информации, использованных Центрально-Черноземным филиалом ФГУП “Госземкадастрсъемка“ при проведении работ, и применение недостаточного числа факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость земельных участков, опровергается материалами дела.

Согласно п. 2.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. В качестве информации используются: цены сделок /купли-продажи, аренда, ипотека/; цены предложения /купля-продажа, аренда/, информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости. В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости. Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов. В случае недостаточной рыночной информации проводится сбор дополнительной рыночной информации, и /или/ перегруппировка земельных участков в составе земель населенных пунктов, и /или/ оценка рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе данной группы с целью обеспечения достаточности рыночной информации, и /или/ уточнение состава факторов стоимости. В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ.

Из приложения 7 к отчету об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области усматривается, что исполнителем были проведены работы по сбору рыночной информации из всех утвержденных источников, о которых идет речь в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов /электронный вариант/.

На основании собранной информации о рыночной стоимости земельных участков была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости для каждой группы земельных участков. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что полученная информация о рыночной стоимости земельных участков на территории населенных пунктов Липецкой области являлась достаточной.

Нет оснований и для вывода о недостоверности используемой исполнителем информации. Представитель исполнителя - Центрально-Черноземного филиала ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ - М.Г. пояснила суду, что всю информацию о рыночной стоимости земельных участков населенных пунктов Липецкой области они получали либо из официальных источников, либо с официальных сайтов, либо путем “перезвона“.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости является профессиональной оценочной деятельностью субъектов оценочной деятельности, отвечающих требованиям статьи 4 Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“.

Обоснованность и достоверность стоимости объектов оценки, в том числе кадастровой, в соответствии с п. 3 Федерального стандарта оценки Требования к отчету об оценке /ФСО N 3/, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 254, является частью профессионального суждения оценщика и отражается в отчете об оценке со ссылкой на подтвержденную соответствующими документами информацию.

Суд не усматривает нарушений при выборе факторов стоимости земельных участков 5 ВРИ.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний в состав факторов стоимости включаются факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов обосновывается и при этом согласовывается на заседании межведомственной комиссии. Степень влияния факторов определяется на основании статистического анализа рыночных цен на объекты недвижимости и отражается в уравнении в зависимости цены от ценообразующих факторов.

Судом установлено, что состав факторов стоимости в разрезе групп видов разрешенного использования земельных участков населенных пунктов на территории Липецкой области был утвержден на заседании областной межведомственной комиссии 22 августа 2007 года /приложение N 2/ - представлено на электронном носителе к отчету. Обоснование выбора факторов стоимости приводится в п. 3.2.1 и 3.2.6.1 отчета. У суда нет оснований полагать, что группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов проведена неправильно. Группировке земельных участков посвящен раздел 3.2.4 отчета. Основанием для произведенной группировке послужила схожесть населенных пунктов между собой по уровню экономического развития, динамика развития рынка недвижимости и значениям факторов стоимости. Основанием для такой группировки явился анализ рынка недвижимости и качественных факторов стоимости, что соответствует п. 2.2.4 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Доводы заявителя и его представителя о неправильном объединении населенных пунктов в группы не подтверждены никакими доказательствами.

Из анализа отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области по состоянию на 01.01.2007 года и приложений к нему /как на бумажных так и электронных носителях/, объяснений заинтересованных лиц, показаний зав. сектором оценки земель Центрально-Черноземного филиала ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ - М.Г., рабочих материалов к заседанию областной межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Липецкой области, материалов к заседанию областной межведомственной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и согласования результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Липецкой области следует, что исполнителем все требования положений пункта 2.2.2 Методических указаний, касающихся факторов стоимости земельных участок были выполнены.

Контроль за ходом проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации в силу требований действующего федерального законодательства осуществляется компетентным органом государственной власти - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости /Роснедвижимостью/ и его территориальными управлениями в субъектах Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, с учетом представленных доказательств, что такой контроль осуществлялся и при проведении работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области, в том числе и при определении удельных показателей.

Представленный Центрально-Черноземным филиалом “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ отчет по результатам выполненных работ был предметом проверки Роснедвижимости по всем показателям, в том числе полноты и достоверности рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку.

Каких-либо нарушений Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов при проведении Центрально-Черноземным филиалом ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ работ по кадастровой оценке Роснедвижимостью установлено не было, в связи с чем было принято решение о соответствии отчета Центрально-Черноземного филиала ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ Методическим указаниям, а согласованные результаты кадастровой оценки вместе с актом проверки направлены в управление Роснедвижимости по Липецкой области и впоследствии представлены на утверждение в администрацию области.

То обстоятельство, что кадастровая стоимость принадлежащих заявителям земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, на что ссылаются все заявители, само по себе о недостоверности результатов проведенной в отношении земель поселений Липецкой области кадастровой оценки свидетельствовать не может, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо положений, устанавливающих обязательность совпадения значений рыночной и кадастровой стоимости земельного участка.

С учетом этого суд не может принять в качестве доказательства незаконности оспариваемого постановления отчет N 2-З/10 от 12.03.2010 об оценке рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего К.В., представленный в судебное заседание /л.д. 21 - 65/.

Ссылка К.В. и его представителя Б.С., что ряд отчетов нельзя признать в качестве доказательств, поскольку оценка земельных участков проведена по состоянию на 01 января 2007 года, а введена в действие с 01 января 2009 года, так как за два года изменились исходные факторы отчета, например, в результате финансового кризиса 2008 - 2009 года стоимость недвижимости вообще и земельных участков в частности резко упала, неправомерна и противоречит действующему законодательству.

Согласно пунктам 1 и 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 08 апреля 2000 года N 316 /в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206; от 14.12.2006 N 767; от 17.09.2007 N 590/ государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раз в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года для целей налогообложения и иных целей. Из этого следует, что государственной кадастровой оценке подвергаются все сформированные земельные участки, определен лишь временной промежуток для проведения такой оценки. Учитывая, что последняя государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Липецкой области проводилась в 2003 году, то проведение государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01 2007 года не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав К.В., поскольку проведена не ранее 3 лет и не позднее 5. Учитывая, что проведение оценки, определении средних удельных показателей кадастровой стоимости - трудоемкая работа, то она проводится длительное время, а потому необходимо взять начальную точку отчета /это был 01.01.2007 год/ и указать период, с которого начинает действовать постановление. Никакого запрета именно так определять работу действующее законодательство не содержит, а потому нельзя говорить о допущенных нарушениях. Экономический кризис и экономический подъем правового значения в этих условиях не имеют правового значения.

Не имеет правового значения и довод заявителя, что в качестве аналога земельному участку К.В. взяты всего три земельных участка в других населенных пунктах, поскольку это не противоречит ни Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, ни Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, ни Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, о чем прямо указано в Акте проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 5, в котором отражено, что отчет соответствует Методическим указаниям.

Таким образом, ни каждый в отдельности, ни совокупность доводов заявителя К.В. и его представителя Б.С. не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Липецкой области от 08 декабря 2008 года были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастровых кварталов, которые прошли надлежащую проверку в Роснедвижимости и признаны соответствующими Методическим указаниям.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Липецкой области от 08 декабря 2008 года N 317 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов“ в оспариваемой части принято компетентным органом, в порядке, установленном законодательством, и по своему содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую си“у.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Следовательно, в удовлетворении требований К.В. надлежит отказать.

С учетом этого не подлежат удовлетворению требования К.В. о перерасчете удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю.

Доводы К.В. о признании незаконными документов, положенных в основу оспариваемого постановления, по сути являются не самостоятельными требованиями, а заявленные в рамках нормоконтроля обоснования незаконности постановления главы администрации Липецкой области N 317 от 08 декабря 2010 года, были проверены судом и не нашли своего подтверждения.

Прежде всего утверждения о неполноте данных в отчете N 10-07 неправомерна и опровергается данными этого отчета, представленными в электронном виде, кроме того анализ всех приложений к отчету позволяет определить и расчет среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастрового квартала, в том числе и для 5 ВРИ, утверждение заявителя, что сделать Ф.И.О. и опровергнуты представителем Центрально-Черноземного филиала ФГУП “Госземкадастрсъемка“ - ВИСХАГИ М.Г. в судебном заседании путем наглядной демонстрации приложений, представленных на электронном носителе.

Довод К.В., что нет математических расчетов суммы в 7384,63 не основание для отмены оспариваемого постановления, поскольку законодатель обязывает учитывать факторы стоимости и они все были учтены, что прямо отражено в разделе 3.2 отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Липецкой области /стр. 80/.

Поскольку отклонены все требования К.В., то соответственно в силу ст. 98 ГПК Российской Федерации не подлежат удовлетворению и требования заявителя о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении требований К.В. к администрации Липецкой области о признании недействительным постановления N 317 от 08 декабря 2008 года “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов“ в части утверждения средних удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Липецкой области в разрезе кадастрового квартала 48:20 03 50 01, перерасчет удельного показателя и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...>, признании недействительными отчетов и актов, положенных в основу оспариваемого постановления - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами, а прокурором может быть подано кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Липецкий областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья

Н.В.ФОМИНА

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2010 года.

Судья

Н.В.ФОМИНА