Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А13-16401/2009 По делу о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2010 г. по делу N А13-16401/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2010 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Носач Е.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Белозеровой Д.С.,

при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Вологодского отделения Северной железной дороги Чащиной О.А. по доверенности от 22.10.2009, Лукинской М.А. по доверенности от 22.10.2009, от общества с ограниченной ответственностью “Нефтяная компания “Разработка, Освоение Скважин - Ойл“ Григоряна Л.С. по доверенности от 01.02.2010, Бахметьева А.П. по доверенности от 01.02.2010, от открытого
акционерного общества “Первая грузовая компания“ Самохваловой Е.А. по доверенности от 09.10.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение Арбитражного суда Вологодской области от 4 июня 2010 года по делу N А13-16401/2009 (судья Кургин А.Ф.),

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Нефтяная компания “Разработка, Освоение Скважин - Ойл“ (далее - ООО “НК “РОС-ОЙЛ“) о взыскании 230 870 руб. 42 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования ответчика за период с 29 октября по 26 ноября 2008 года по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Бакланка Северной железной дороги.

Определением суда от 3 февраля 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “Первая грузовая компания“ (далее - ОАО “ПГК“).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 4 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.

ОАО “РЖД“ с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и исковые требования удовлетворить. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что законодательство не предусматривает направление заявок грузополучателя грузоотправителю, поэтому ОАО “РЖД“ не могло представить указанные заявки. Вывод суда о том, что вагоны ошибочно поступили в
адрес ответчика, противоречит обстоятельствам дела, поскольку все вагоны приняты ООО “НК “РОС-ОЙЛ“, что подтверждается дорожными ведомостями, ведомостями подачи и уборки вагонов. Между ООО “НК “РОС-ОЙЛ“ и ОАО “ПГК“ имели место фактические отношения по аренде транспортных средств. Уведомление ответчика о поступивших в его адрес грузах подтверждено актами общей формы, в которых указаны дата и время прибытия вагонов в адрес ответчика, а также дата и время передачи уведомления ООО “НК “РОС-ОЙЛ“. Истцом представлены документы, подтверждающие право собственности ОАО “РЖД“ на пути N 6 и N 10. Исчисление платы по договору производится за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, независимо от принадлежности данных путей. В судебном заседании представители истца доводы жалобы поддержали.

Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании против доводов жалобы возражали.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ОАО “РЖД“ (перевозчик) и обществом с ограниченной ответственностью “Северкомплектстрой“ (владелец, далее - ООО “Северкомплектстрой“) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО “Северкомплектстрой“ по станции Бакланка Северной железной дороги от 19 марта 2008 года N 4-175 с дополнительными соглашениями. В соответствии с параграфом N 2 договора N 4-175 развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 5270 метров. Путь принадлежит владельцу на основании договора аренды недвижимого имущества от 14 января 2007 года N 262/06 с ООО “НК “РОС-ОЙЛ“. На условиях договора N 4-175 вагоны подаются контрагенту ООО “НК РОС-ОЙЛ“. Согласно пункту 7 соглашения N 3 к договору
N 4-175 за задержку приема или отправления собственных и арендованных вагонов контрагент уплачивает перевозчику плату за время нахождения собственных, арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.

ОАО “РЖД“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в период с 29 октября по 26 ноября 2008 года на пути необщего пользования на станции Бакланка находились вагоны, поступившие в адрес ответчика на условиях договора N 4-175, но от раскредитования которых он отказался. Расчет произведен на основании ведомостей подачи и уборки вагонов N 125052, 123051, 121050, 121049. 121048, 121047.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска на том основании, что поступившие вагоны ответчик не заказывал и, кроме того, они не являются его собственными или арендованными вагонами, в связи с чем не может начисляться плата за задержку их приема.

Апелляционный суд считает обжалуемое решение законным и обоснованным ввиду следующего.

Согласно параграфу 4 договора N 4-175 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом перевозчика на любой из свободных приемоотправочных путей N 6 или N 10 станции Бакланка, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой их по местам погрузки. Возвращаемые с пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на любой из свободных приемоотправочных путей N 6, N 10.

Сдача вагонов на путь необщего пользования и возврат их с пути необщего пользования производится по уведомлению (параграф 5 договора N 4-175). В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей, грузополучателей, обслуживающих своими локомотивами
владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В силу статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.

Как правильно установлено судом первой инстанции, вагоны на станцию Бакланка в адрес ответчика в спорный период прибыли порожними под погрузку и направлены третьим лицом ОАО “ПГК“ без заявки ООО “НК “РОС-ОЙЛ“. Данный факт подтверждается в письмах ответчика в адрес Вологодского отделения ОАО “РЖД“ и филиала Северной железной дороги.

Вагоны, поступившие на станцию Бакланка, являются собственностью ОАО “ПГК“, с которым истец не имеет договорных отношений на поставку вагонов на станцию Бакланка, что нашло подтверждение в отзыве на исковые требования третьего лица, объяснении его представителя в судебном заседании и письме филиала Северная железная дорога от 19.11.2008 N М-19/1753.

Бездоказательным является довод истца в жалобе о том, что у ответчика с ним фактически сложились отношения по аренде поступивших вагонов.

В представленных в материалы дела дорожных ведомостях указано, что собственником вагонов является ОАО “ПГК“, у которого отсутствуют арендные отношения как с ОАО “РЖД“, так и с ответчиком.

Поскольку истцом не представлено в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации доказательств того, что поступившие в адрес ответчика вагоны принадлежат последнему на праве собственности или аренды, то нет оснований для начисления платы, предусмотренной пунктом 7 соглашения N 3 к договору N 4-175.

Также обоснованным является вывод суда об отсутствии оснований для начисления платы и в связи с недоказанностью принадлежности ОАО “РЖД“ на каком-либо праве подъездных путей N 6 и N 10.

Согласно Техническим условиям от 14 ноября 2003 года N 627 “На строительство на станции Бакланка двухсторонней железнодорожной эстакады и транспортировки маршрутов с нефтепродуктами“ ООО “НК “РОС-ОЙЛ“ за счет собственных средств выполнило первый этап реконструкции и удлинение 6-го и 8-го станционных путей, строительство 10-го и 12-го станционных путей, что подтверждено актом о приемке от 7 ноября 2006 года и актом выполненных работ по устранению нарушений от 11 января 2007 года N 19/5, пути учитываются на балансе ответчика. Фактически ответчиком построены новые пути.

С разрешения ОАО “РЖД“ ответчиком проводится опытная (пробная) эксплуатация объекта, в состав которого входят 6, 8, 10, 12 пути, которые в период опытной эксплуатации являются собственностью ООО “НК “РОС-ОЙЛ“. Данные пути не переданы ОАО “РЖД“, право собственности на них ОАО “РЖД“ не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Не является доказательством права собственности истца на пути N 6 и N 10 свидетельство от 2 марта 2004 года серии 35-АА N 149393 о регистрации в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности ОАО “РЖД“ на сооружение - комплекс Грязовецкой дистанции пути, так как данная регистрация произведена до реконструкции путей N 6 и N 10 в 2006
году.

При таких обстоятельствах дела суд пришел к правильному выводу, что фактически вагоны ОАО “ПГК“ в спорный период находились на путях, принадлежащих ООО “НК “РОС-ОЙЛ“, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

С учетом всего изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 4 июня 2010 года по делу N А13-16401/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Вологодского отделения Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В.РОМАНОВА

Судьи

Е.В.НОСАЧ

А.Н.ШАДРИНА