Решения и постановления судов

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 17.05.2010 N 2-249-2010 Решение коллегиального органа и действия воинского должностного лица о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилья являются незаконными, поскольку общая площадь жилого помещения, в котором проживает заявитель с членами семьи, составляет менее 12 кв. м на одного человека.

НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2010 г. по делу N 2-249-2010

Новосибирский гарнизонный военный суд под председательством судьи Коробкова В.Ю., при секретаре О., с участием представителя должностного лица - капитана юстиции Д., представителя коллегиального органа - подполковника Я., представителя заявителя - А. и заявителя - военнослужащего войсковой части 0000 майора медицинской службы К. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по ее заявлению, в котором она оспаривает действия командира и решение жилищно-бытовой комиссии этой же воинской части, связанные со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В ходе рассмотрения дела по существу суд

установил:

К. обратилась в суд
с заявлением, в котором просит признать неправомерным решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 от 19 апреля 2010 года о снятии ее с учета нуждающихся в получении жилья, а также действия командира этой же воинской части, утвердившего это решение. Обязать названное должностное лицо и коллегиальный орган отменить принятые ими решения (протокол N 5 от 19 апреля 2010 года).

В судебном заседании заявитель свои требования поддержала и дала пояснения в пределах своего заявления.

Представители должностного лица и коллегиального органа, каждый в отдельности, требования заявителя не признали.

Представитель должностного лица дал пояснения в пределах своих возражений. Представитель коллегиального органа согласился с этими возражениями.

Выслушав объяснения сторон, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно рапорту от 15 августа 2007 года К. просила принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 от 5 сентября 2007 года N 6 К. признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи три человека и принята на учет.

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 от 19 апреля 2010 года N 5 заявитель на основании пункта 3 ст. 52 и пункта 6 ст. 56 ЖК РФ снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Оценивая законность решения коллегиального органа и действий должностного лица, военный
суд учитывает следующее.

Согласно ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

При этом для таких категорий граждан правила постановки на учет и предоставления жилых помещений могут быть предусмотрены этими законами.

Статьей 39 Закона “О внутренних войсках МВД России“ установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск обеспечиваются в соответствии с Законом “О статусе военнослужащих“.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Согласно п. 5 ст. 5 ЖК РФ
федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. При этом в соответствии с п. 6 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, также относится к компетенции органов государственной власти РФ.

На основании п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ N 927 от 19 июля 2004 года, МВД России является федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, Министерство внутренних дел РФ вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду РФ, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.

Приказом N 75 от 12 февраля 2010 года Министр внутренних дел РФ в пределах своей компетенции утвердил Инструкцию об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России.

Как следует из п. 22 названной Инструкции, военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.

Из Директивы Командующего ВВ МВД России N Д-18 от 09 июня 1994
года “Об упорядочении учета и распределения жилой площади во внутренних войсках МВД России“ (в редакции, действующей до 07 ноября 2007 года) также усматривается, что командующим войсками округов, командирам соединений и воинских частей, начальникам военно-учебных заведений внутренних войск рекомендовано ежегодно утверждать списки очередников после их рассмотрения на заседании жилищно-бытовой комиссии. При этом предоставление жилой площади должно производиться после рассмотрения жилищно-бытовыми комиссиями и утверждения протоколов соответствующими должностными лицами.

Из анализа пунктов 1.5, 1.7 этой же Директивы, предусматривающих при постановке на учет бесквартирных и нуждающихся в улучшении условий военнослужащих указание в протоколах жилищно-бытовых комиссий конкретных положений жилищного законодательства и действующих санитарных норм, дающих право на внесение их в списки очередников на улучшение жилищных условий также усматривается, что постановка военнослужащих внутренних войск на учет нуждающихся, производится на основании решений жилищно-бытовых комиссий воинских частей.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что именно жилищно-бытовые комиссии воинских частей располагают всей необходимой информацией и имеют возможность ее получить, для решения вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.

Об этом же свидетельствует и положения части 3 ст. 52 ЖК РФ, допускающие в определенных случаях и порядке, которые установлены законодательством, подачу гражданами заявлений о принятии на учет не по месту жительства.

Что же касается компетенции органов местного самоуправления по обеспечению военнослужащих жильем,
то в соответствии со ст. 15 ФЗ “О статусе военнослужащих“ данные органы должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей, а также вправе в первоочередном порядке предоставлять право военнослужащим вступать в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Принимая во внимание, что общая площадь жилого помещения, в котором проживает заявитель с членами семьи, составляет менее 12 кв. м. на одного человека, суд приходит к выводу, что К. была правомерно признана жилищно-бытовой комиссией нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет.

Таким образом, суд считает, что решение коллегиального органа и действия воинского должностного лица о снятии заявителя с учета нуждающихся в получении жилья, являются незаконными и нарушают право К. на обеспечение жильем.

В соответствии со ст. ст. 98 и 100 ГПК РФ судебные расходы по настоящему делу, состоящие из суммы государственной пошлины и услуг представителя, оплаченных заявителем, суд, в разумных пределах, возлагает на должностное лицо.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

Заявление К. признать обоснованным.

Решение жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 от 19 апреля 2010 года о снятии К. с учета нуждающихся в получении жилого помещения, а также действия командира этой же воинской
части, связанные с утверждением этого решения, признать незаконными.

Обязать жилищно-бытовую комиссию и командира войсковой части 0000 отменить свои решения от 19 апреля 2010 года в части, касающейся снятия К. с учета нуждающихся в получении жилого помещения.

Судебные расходы по делу возложить на должностное лицо. Взыскать с войсковой части 0000 в пользу К. две тысячи рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня его вынесения.

Судья

В.Ю.КОРОБКОВ