Решения и определения судов

Постановление президиума Московского городского суда от 26.03.2010 по делу N 44у-60/10 Приговор по уголовному делу о незаконном сбыте наркотических средств, склонении к употреблению наркотических средств в отношении несовершеннолетних лиц, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью изменен, исключено осуждение виновного по ч. 1 ст. 111 УК РФ, так как ч. 3 ст. 230 УК РФ предусматривает наступление тяжких последствий, в том числе и причинение тяжкого вреда здоровью, а потому дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 111 УК РФ не требуется.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2010 г. по делу N 44у-60/10

Президиум Московского городского суда в составе:

председательствующего Егоровой О.А.

и членов президиума: Колышницыной Е.Н., Дмитриева А.Н., Агафоновой Г.А., Курциньш С.Э., Васильевой Н.А.

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Б. о пересмотре приговора Солнцевского межмуниципального (районного) суда ЗАО города Москвы от 16 апреля 1999 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 05 августа 1999 года.

Приговором Солнцевского межмуниципального (районного) суда ЗАО города Москвы от 16 апреля 1999 года

Б., ранее не судимый,

- осужден ст. 228 ч. 4 УК РФ к 7 годам лишения свободы, с конфискацией имущества; по п.
п. “б“, “в“ ч. 2 ст. 230 УК РФ к 4 годам лишения свободы; по ч. 3 ст. 230 УК РФ к 7 годам лишения свободы; по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 4 годам лишения свободы; по ч. 1 ст. 232 УК РФ к 3 годам лишения свободы.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено наказание в виде 13 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с конфискацией имущества.

Срок наказания исчислен с 19 ноября 1998 года.

Решена судьба вещественных доказательств.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 05 августа 1999 года приговор оставлен без изменения.

Постановлением Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 26 июля 2004 года приговор приведен в соответствие с Федеральным законом N 162 от 08 декабря 2003 года: действия Б. переквалифицированы на ч. 1 ст. 228-1; п. “в“ ч. 2 ст. 230; ч. 3 ст. 230; ч. 1 ст. 111; ч. 1 ст. 232 УК РФ; исключено указание о назначении дополнительного наказания в виде конфискации имущества; вид исправительного учреждения для отбывания наказания изменен со строгого на общий. В остальном приговор оставлен без изменения.

Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 03 августа 2009 года постановление Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 26 июля 2004 года изменено: снижен срок наказания по ч. 1 ст. 228-1 УК РФ до 6 лет лишения свободы, по п. “в“ ч. 2 ст. 230 УК РФ до 3
лет 6 месяцев лишения свободы, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно Б. назначено наказание в виде 11 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима. В остальном приговор оставлен без изменения.

В надзорной жалобе осужденный Б. выражает несогласие с состоявшимися в отношении него судебными решениями, считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, ставит вопрос об исключении его осуждения по ст. 111 ч. 1 УК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав доклад судьи Амплеевой Л.А., мнение 1-ого заместителя прокурора города Москвы Росинского В.В., полагавшего судебные решения изменить, исключить осуждение Б. по ч. 1 ст. 111 УК РФ, смягчить назначенное ему по ч. 3 ст. 69 УК РФ наказание до 11 лет 5 месяцев лишения свободы, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум

установил:

С учетом изменений, внесенных в приговор, Б. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств; в склонении к употреблению наркотических средств в отношении заведомо несовершеннолетних двух лиц; в склонении к употреблению наркотических средств в отношении заведомо несовершеннолетних двух лиц, повлекшем тяжкие последствия; за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, а также в организации притона для потребления наркотических средств.

Вывод суда о виновности Б. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228-1; п. “в“ ч. 2 ст. 230; ч. 3 ст. 230; ч. 1 ст. 232 УК РФ основан на совокупности доказательств, изложенных в приговоре, и сомнений не вызывает.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы и установлены судом с достаточной полнотой.

Вместе с тем,
вывод о юридической квалификации действий Б. по ч. 1 ст. 111 УК РФ сделан судом без полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела.

Как указано в приговоре, 06 ноября 1998 года Б., находясь в квартире <...>, путем неоднократных предложений, уговоров, высказываний о приятных ощущениях, вызываемых употреблением наркотиков, демонстрацией введения себе в организм наркотических средств, умышленно возбудил у П., 1983 года рождения и С., 1982 года рождения, желание к потреблению наркотических средств - героина, достоверно зная, что последние являются несовершеннолетними, и в достижение своего преступного умысла, с целью склонения к употреблению наркотических средств, в указанный период времени, незаконно приобретя на продовольственном рынке наркотическое средство - героин в особо крупном размере общим весом не менее 0,05 гр., примерно в 18 часов 20 минут, находясь в состоянии наркотического одурманивания, ввел путем инъекции неустановленную следствием часть наркотического средства себе, после чего ввел путем инъекции неустановленную часть наркотического средства - героина - С., а также ввел неустановленную следствием часть наркотического средства - героина - П., причинив своими действиями П. клиническую интоксикацию в виде наркотической комы: глубокой утраты сознания, редкого (5 - 6 в 1 мин.) дыхания, бледности кожных покровов с цианозом, низкого (80 - 40 мм рт. ст.) артериального давления, что по признаку опасности для жизни, квалифицировано как телесное повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью.

Как следует из описательно-мотивировочной части приговора, одни и те же действия Б. в отношении потерпевшей П., квалифицированы и как склонение к потреблению наркотических средств в отношении заведомо несовершеннолетней, повлекшее тяжкие последствия, и как причинение тяжкого вреда здоровью. В то же время ч. 3
ст. 230 УК РФ предусматривает наступление тяжких последствий, в том числе и причинение тяжкого вреда здоровью, а потому дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 111 УК РФ не требуется. Эти обстоятельства не были учтены судом, хотя имеют существенное значение для выводов суда о юридической квалификации содеянного.

При таких обстоятельствах надзорная жалоба осужденного подлежит удовлетворению, а состоявшиеся судебные в части осуждения Б. по ч. 1 ст. 111 УК РФ - изменению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 406, 407 УПК РФ, президиум

постановил:

Надзорную жалобу осужденного Б. удовлетворить.

Приговор Солнцевского межмуниципального (районного) суда ЗАО города Москвы от 16 апреля 1999 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 05 августа 1999 года, с учетом изменений, внесенных постановлением Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 26 июля 2004 года и постановлением Президиума Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 03 августа 2009 года, в отношении Б. изменить:

- исключить осуждение его по ч. 1 ст. 111 УК РФ.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228-1, п. “в“ ч. 2 ст. 230, ч. 3 ст. 230, ч. 1 ст. 232 УК РФ окончательно назначить Б. наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет 5 месяцев.

В остальном приговор и кассационное определение оставить без изменения.

Председательствующий

О.А.ЕГОРОВА