Решения и определения судов

Определение Ленинградского областного суда от 24.02.2010 N 33-735/2010 Наличие факта заключения между работодателем и работником не трудового договора, а договора гражданско-правового характера, на который не распространяются нормы трудового законодательства, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 г. N 33-735/2010

Судья Переверзина Е.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе

председательствующего Куликовой О.В.

судей Кротовой Л.В., Эдвардс А.А.

при секретаре П.

с участием прокурора Алферьевой М.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе С. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 9 декабря 2009 г., которым исковые требования С. к администрации муниципального образования “Ларионовское сельское поселение“ муниципального образования “Приозерский муниципальный район“ Ленинградской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Куликовой О.В., объяснения С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Ленинградской областной
прокуратуры Алферьевой М.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

С. со ссылками на статьи 391 - 396 ТК РФ обратилась в суд к администрации муниципального образования “Ларионовское сельское поселение“ МО “Приозерский муниципальный район“ Ленинградской области с иском о восстановлении на работе в должности юрисконсульта, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, указывая, что с 1 апреля 2006 года до 1 июля 2009 года работала у ответчика по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. В ее обязанности входило консультирование работников муниципального образования, подготовка исков, участие в судебных заседаниях, подготовка проектов решений и распоряжений администрации, ежемесячно она получала заработную плату, использовала ежегодный отпуск, подчинялась правилам трудового распорядка. Основанием для расторжения 1 июля 2009 года трудового договора послужило представление Приозерской городской прокуратуры, из которого следует, что с ней заключен не трудовой, а гражданско-правовой договор.

Расторжение договора считает незаконным, поскольку, по ее мнению, в администрации она работала по трудовому договору.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить как незаконное.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно статье 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. С учетом положений главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде
не исключается возможность привлечения физических лиц для участия в производственном процессе организации.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Статьей 57 ТК РФ предусмотрено, что в трудовом договоре указывается, в том числе наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя (ст. 61 ТК РФ).

Основными признаками, позволяющими разграничить трудовые и гражданско-правовые договоры являются:

личностный признак (выполнение работы личным трудом и включение работника в производственную деятельность предприятия);

организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку; его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность);

выполнение работ определенного рода, а не разового задания;

гарантия социальной защищенности.

К основной обязанности работника по трудовому договору относится, прежде всего, личное выполнение трудовой функции и подчинение внутреннему трудовому распорядку того предприятия (организации, учреждения), с которым он заключил индивидуальный трудовой договор.

Судом первой инстанции установлено, что согласно приказу N 13-к от 31 декабря 2001 года С. принята на работу
в ООО “Элегант“ на должность юрисконсульта; в данном обществе С. работает по настоящее время.

1 апреля 2006 года С. заключила с администрацией муниципального образования “Ларионовское сельское поселение“ договор, обозначенный как “трудовой“, распоряжения о приеме на работу не издавалось. Согласно п. 1 указанного договора С. принимается на работу в администрацию МО “Ларионовское сельское поселение“ на должность юрисконсульта.

Письмом от 30 июня 2009 года администрация Ларионовского сельского поселения уведомила С. о расторжении с 1 июля 2009 года данного трудового договора ввиду его ничтожности. С. было предложено заключить с администрацией гражданско-правовой договор.

Судом установлено, что оплата выполненной работы С. производилась администрацией по статье 226 расходов, которая согласно бюджетной классификации Российской Федерации относится к доходам, полученным от прочих услуг, работ, С. не имела в администрации социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством: ей не оплачивались листки нетрудоспособности, отпуска, не предоставлялись иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством.

Отказывая С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами, правильно оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ предмет и содержание условий вышеуказанного договора, пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный договор по своей природе являлся гражданско-правовым договором и на него не распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

При этом судом учтено, что в трудовом праве отсутствуют положения о недействительности трудового договора и о применении последствий его недействительности, применении последствий недействительности ничтожного трудового договора.

Иная оценка обстоятельств спора, изложенная в кассационной жалобе, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены решения суда в кассационном порядке, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 9 декабря 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.