Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 по делу N А33-5416/2010 По делу о признании недействительным решения Фонда социального страхования о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим в счет средств, полученных от отделения фонда на цели обязательного социального страхования.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2010 г. по делу N А33-5416/2010

Резолютивная часть постановления объявлена “21“ октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “28“ октября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

при участии представителей:

Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Леонтьевой Ю.С., по доверенности от 22.01.2010 N 5,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “Гляденское“ на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 июля 2010 года по делу N А33-5416/2010, принятое судьей Бескровной Н.С.,

установил:

закрытое акционерное общество “Гляденское“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского
края с заявлением к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения N 4 с/с от 27.11.2009 о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 июля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, закрытое акционерное общество “Гляденское“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Из апелляционной жалобы общества следует, что филиал N 12 (Шарыповский) государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не известил страхователя о рассмотрении материалов проверки, в связи с чем, нарушил процедуру принятия решения.

Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Филиалом N 13 (Шарыповский) государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка закрытого акционерного общества “Гляденское“ по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от филиала Фонда за период с 01.10.2007 по
30.06.2009.

Проверкой установлено расходование страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, средств, полученных от филиала Фонда с нарушением требований нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию, а также отсутствие документального подтверждения произведенных расходов.

Результаты проверки отражены в акте от 26.10.2009 N 58с/с.

27.11.2009 орган Фонда социального страхования вынес решение N 4с/с о непринятии в счет средств, полученных от филиала Фонда, расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, в сумме 82 903,44 рублей на выплату пособий по обязательному социальному страхованию.

Требованием от 07.12.2009 N 4с/с обществу предложено в срок до 17.12.2009 перечислить сумму не принятых расходов в размере 82 903,44 руб.

Общество добровольно исполнило требование от 07.12.2009 N 4с/с, перечислив 82 903,44 руб. по платежному поручению от 26.03.2010 N 183.

Не согласившись с решением от 27.11.2009 N 4с/с, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу
части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительным ненормативного правового акта принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов,
органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом первой инстанции обоснованно признаны уважительными причины пропуска срока для обращения с заявлением в суд, обществу правомерно восстановлен срок на обжалование решения от 27.11.2009 N 4с/с.

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным решения N 4 с/с от 27.11.2009 о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт не противоречит закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Третий арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным ввиду следующего.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“, абзацу 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы
пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

Из подпунктов 4 и 5 части 2 статьи 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ следует, что страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

В соответствии с пунктом 3.3. Инструкции “О порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования“, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, при рассмотрении вопроса о принятии к зачету расходов, а также о выделении (отказе в выделении) денежных средств страхователям - плательщикам единого социального налога, отделение фонда проводит камеральную или документальную выездную проверку.

Таким образом, Фонд обязан в порядке документального контроля исследовать все документы, представленные страхователем, и принять решение либо об удовлетворении требования, либо об отказе, для чего ему предоставлено право проведения камеральной проверки либо документальной выездной проверки в порядке, предусмотренном вышеуказанной Инструкцией, Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 или Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110.

Согласно статье 6 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с этой же статьей страхователями признаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ предусмотрена обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с пунктом 1 Методических указаний “О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятии мер по их результатам“, установлено, что контроль осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.

Согласно пункту 12 Методических указаний по результатам проверки организации составляется акт документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию с индексом “с/с“.

Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке, составляется в двух экземплярах, один из которых остается
на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).

Акт должен быть подписан проверяющим(и), руководителем проверяемой организации (обособленного подразделения) либо индивидуальным предпринимателем (их представителями).

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица организации (обособленного подразделения) или индивидуальный предприниматель делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью (пункт 20 Методических указаний).

Подписанный проверяющим(и) акт вручается руководителю организации (обособленного подразделения) либо индивидуальному предпринимателю (их представителям), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, делается запись: “Экземпляр акта с приложениями на ____ листах получил“ за подписью руководителя организации (обособленного подразделения) или индивидуального предпринимателя (их представителей), получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта (пункт 22 Методических указаний).

Согласно пункту 23 Методических указаний страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа, подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.

По истечении срока, указанного в пункте 23, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других
материалов проверки (пункт 24 Методических указаний).

Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда извещает страхователя заблаговременно (приложение N 10).

В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол (пункт 25 Методических указаний).

Из анализа указанных выше норм следует, что материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации или в случае их неявки в их отсутствие, только при наличии возражений страхователя по акту выездной документальной проверки в целом или по его отдельным положениям.

Как усматривается из материалов дела, филиалом N 12 (Шарыповский) государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка закрытого акционерного общества “Гляденское“ по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от филиала Фонда за период с 01.10.2007 по 30.06.2009.

Результаты проверки отражены в акте от 26.10.2009 N 58с/с. Названный акт получен руководителем общества Погореловым В.Р. 17.11.2009, что подтверждается отметкой на последнем листе акта, и не оспаривается заявителем.

Общество своих возражений по фактам, изложенным в акте, в установленном порядке не представило, в связи с чем иных материалов, кроме материалов проверки, а именно - документов, уже исследованных в ходе проверки, по которым составлен акт отделением Фонда, страховщику страхователем не представлено, правовых оснований направлять в его адрес уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов проверки не имелось

Факт того, что страхователь не воспользовался правом на представление возражений
по акту от 26.10.2009 N 55с/с, обществом не оспаривается.

В связи с тем, что общество не представило возражений на акт выездной документальной проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что орган Фонда социального страхования правомерно вынес решение от 27.11.2009 N 4с/с без извещения страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что требование от 07.12.2009 N 4с/с, вынесенное во исполнение решения от 27.11.2009 N 4с/с, обществом исполнено добровольно, 82 903,44 руб. перечислены по платежному поручению от 26.03.2010 N 183, что свидетельствует о согласии с принятым решением.

Довод апелляционной жалобы о том, что решение органа Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования должно соответствовать требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, предъявляемым к решению о привлечении к налоговой ответственности, судом апелляционной инстанции отклоняется.

Отношения между субъектами обязательного социального страхования в системе обязательного социального страхования регулируются федеральным законом “Об основах обязательного социального страхования“.

Согласно статье 2 названного закона законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в ходе документальной выездной проверки по вопросам расходования средств на цели обязательного социального страхования, регламентируются иным правовым актом - Методическими указаниями, утвержденными Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2008 N 11667).

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Фонда от 27.11.2009 N 4с/с принято законно, обоснованно, в пределах предоставленных Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации полномочий, с соблюдением предусмотренной законом процедуры принятия.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований общества соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “07“ июля 2010 года по делу N А33-5416/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА