Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 по делу N А33-4109/2010 По делу о признании недействительными решений Фонда социального страхования о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о взыскании недоимки, пени и штрафа за неисполнение указанных обязанностей.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 г. по делу N А33-4109/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

при участии представителей:

закрытого акционерного общества “Солгонское“ (заявителя) - Глейм В.В., на основании доверенности от 19.03.2010 N 15, паспорта;

государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ответчика) - Леонтьевой Ю.С., на основании доверенности от 22.01.2010 N 5, паспорта,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 26 июля 2010 года по делу N А33-4109/2010, принятое судьей Щелоковой О.С.,

установил:

закрытое акционерное общество “Солгонское“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решений государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.01.2010 N 1 н/с “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, от 11.03.2010 N 1 н/с “О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 июля 2010 года заявленные требования удовлетворены. Решение от 22.01.2010 N 1 н/с “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и решение от 11.03.2010 N 1 н/с “О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке“, признаны недействительными, как не соответствующие положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и нормам Налогового кодекса Российской Федерации. На государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов закрытого
акционерного общества “Солгонское“.

Не согласившись данным решением, государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Фонд настаивает на том, что полностью доказал законность и обоснованность своих действий в отношении общества. Полагает, что выводы Фонда подтверждены документальными доказательствами, процедура проведения документальной выездной проверки и оформления ее результатов соблюдена, права общества не нарушены. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие доводы:

- ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что представители страхователя не участвовали при рассмотрении материалов документальной выездной проверки; отсутствие в протоколе подписей представителей страхователя не является достаточным доказательством, подтверждающим факт рассмотрения материалов проверки в отсутствие руководителя и главного бухгалтера общества; само общество не оспаривает свое участие в рассмотрении материалов документальной проверки;

- Фондом не допущено нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки: акт, решение о привлечении к ответственности вручены обществу своевременно, материалы проверки рассматривались совместно с представителями общества (о дате, времени и месте рассмотрения общество было извещено заблаговременно);

- суд первой инстанции уклонился от рассмотрения дела по существу.

Закрытое акционерное общество “Солгонское“ считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой
инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество “Солгонское“ зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.1992 администрацией Ужурского района Красноярского края за номером 9, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 18.12.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ужурскому району Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1022401094430.

На основании решения от 14.12.2009 N 28н/с филиалом N 13 (Шарыповский) государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка в отношении закрытого акционерного общества “Солгонское“ по вопросам начисления, уплаты страховых взносов и расходования этих средств за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.

В ходе проверки установлено нарушение порядка начисления страховых взносов, а именно: страхователем не были начислены страховые взносы с сумм вознаграждений, выплаченных из фонда нераспределенной прибыли в 2006 - 2008 годах на общую сумму 124 665 426,00 руб.

По результатам проверки Фондом составлен акт документальной выездной проверки от 21.12.2009 N 28н/с. Указанным актом страхователь также извещен о том, что рассмотрение материалов проверки назначено на 26.01.2010.

13.01.2010 страхователем представлены возражения на акт проверки.

Письмом от 13.01.2010 N 05 страхователь обратился в Фонд с просьбой перенести дату рассмотрения акта проверки на 14.01.2010.

14.01.2010 по итогам рассмотрения материалов проверки, возражений страхователя государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 13 (Шарыповский) принято решение от 22.01.2010 N 1н/с “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“. На основании указанного решения общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 523 594 рублей 79 копеек, страхователю предложено в добровольном порядке перечислить недоимку в размере 2 617 973 рублей 95 копеек и пени в сумме 481 378 рублей 22 копеек.

В целях принудительного взыскания сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафа на общую сумму 2 997 597,00 рублей государственным учреждением - Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 13 (Шарыповский) вынесено решение от 11.03.2010 N 1н/с “О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке“.

Считая решения Фонда социального страхования незаконными, нарушающими права и законные интересы страхователя-работодателя, закрытое акционерное общество “Солгонское“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании ненормативных актов государственного органа недействительными.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным правовым актом.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное
социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Статьей 4 указанного Федерального закона закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования, включающие, в том числе, государственное регулирование системы обязательного социального страхования, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов, ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования и обеспечение надзора и общественного контроля.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях, регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 приведенного Федерального закона страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и
перечислять страховщику страховые взносы.

При этом, в подпункте 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“ предусмотрена обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Порядок принудительного взыскания страховщиком со страхователя недоимки и пеней установлен статьей 22.1 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Согласно пункту 6 указанной статьи взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя.

В соответствии с
действующим законодательством осуществление контроля страховщиками возможно, в том числе, посредством проведения документальных проверок в отношении страхователей-работодателей, процедура и порядок проведения которых предусмотрены в Методических указаниях “О порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятии мер по их результатам“, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 82.

Согласно пункту 12 указанных Методических указаний, по результатам проверки организации (обособленного подразделения) либо физического лица составляется акт проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с индексом “н/с“.

В соответствии с пунктом 23 Методических указаний страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта.

Согласно императивным нормам пункта 25 Методических указаний материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации. При этом о времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования заблаговременно извещает страхователя заблаговременно.

Неявка страхователя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда обязательным для рассмотрения этих материалов.

В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие. По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол.

В приложении N 10 к Методическим указаниям утверждена форма уведомления страхователя со ссылкой на положения статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения материалов проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.

В решении о привлечении к ответственности либо в решении об отказе в привлечении к ответственности указывается срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение в порядке, определенном законодательством.

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (пункт 26 Методических указаний).

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 19 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Информационного письма от 20.02.2006 N 105 разъяснил, что установленное в абзаце седьмом пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ правило о привлечении страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, определенному Налоговым кодексом Российской Федерации, для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации, включая и положения, вступившие в силу с 01.01.2006, о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.

Порядок привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, установленный главами 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации, обязателен для органов, осуществляющих производство по делу о выявленном правонарушении.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу пунктов 1, 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Учитывая вышеизложенное, Фонд социального страхования обязан предоставить привлекаемому к ответственности страхователю возможность реализации гарантий защиты, предусмотренных данной статьей Налогового кодекса Российской Федерации. В случае неизвещения Фондом страхователя о факте, месте и времени рассмотрения материалов проверки решение по результатам такого рассмотрения не может быть вынесено в его отсутствие, поскольку это свидетельствует о нарушении предоставленных налогоплательщику Налогового кодекса Российской Федерации гарантий защиты.

Из материалов дела следует, что филиалом N 13 (Шарыповский) государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка закрытого акционерного общества “Солгонское“, о чем составлен акт документальной выездной проверки от 21.12.2009 N 28с/с.

Проведенной проверкой установлено нарушение порядка начисления страховых взносов, а именно: страхователем не были начислены страховые взносы с сумм вознаграждений, выплаченных из фонда нераспределенной прибыли в 2006 - 2008 годах на общую сумму 124 665 426,00 рублей.

Из текста акта следует, что рассмотрение материалов проверки назначено на 26.01.2010.

Обществом в Фонд социального страхования были представлены возражения на акт проверки, а также письмо от 13.01.2010 N 05 с просьбой перенести дату рассмотрения акта проверки на 14.01.2010.

14.01.2010 Фондом рассмотрены акт проверки, разногласия к акту и представленные обществом возражения, о чем составлен протокол. Вынесено решение от 22.01.2010 N 1н/с “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“. Согласно решению общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 523 594 рублей 79 копеек, также страхователю предложено в добровольном порядке перечислить недоимку в размере 2 617 973 рублей 95 копеек и пени в сумме 481 378 рублей 22 копеек.

Из представленного Фондом в материалы дела протокола рассмотрения материалов проверки от 14.01.2010 следует, что рассмотрение проводилось в присутствии представителей страхователя: директора Мельниченко Б.В. и главного бухгалтера Денего О.В. Однако подписи директора и главного бухгалтера, свидетельствующие об участии указанных лиц в рассмотрении материалов проверки, в протоколе отсутствуют. Иных доказательств присутствия представителей страхователя при рассмотрении 14.01.2010 материалов проверки в материалы дела не представлено.

Из пояснений заявителя следует, что рассмотрение материалов документальной выездной проверки произведено в отсутствие представителей страхователя без их уведомления о фактической дате рассмотрения материалов проверки.

Доказательств надлежащего извещения страхователя о рассмотрении материалов проверки, назначенном на 14.01.2010 и обеспечения страхователю возможности участвовать в рассмотрении материалов выездной документальной проверки, по результатам которых принято оспариваемые решения, ответчиком не представлено.

Следовательно, решение от 22.01.2010 N 1н/с “О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ вынесено Фондом в отсутствие представителей страхователя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

При изменении даты рассмотрения материалов проверки и возражений страхователя, Фонд обязан был уведомить заявителя о дате и времени рассмотрения, обеспечив обществу возможность лично или через представителя участвовать в процессе рассмотрении материалов проверки и возможность представить объяснения. В рассматриваемой ситуации причина изменения даты (волеизъявление страхователя) не освобождает Фонд от обязанности по извещению о дате и времени рассмотрения материалов проверки.

При изложенных обстоятельствах, общество было лишено возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки в полном объеме и соответственно давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Необеспечение страхователю реализации права на участие в рассмотрении материалов проверки свидетельствует о существенных нарушениях прав лица, привлекаемого к ответственности, что является самостоятельным и безусловным основанием для признания решения отделения фонда незаконным.

Незаконность принятия решения о привлечении страхователя к ответственности влечет незаконность всех последующих действий, в том числе по принятию мер по принудительному взысканию. Следовательно, решение от 11.03.2010 N 1 н/с “О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в принудительном порядке“ также является недействительным.

При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 26 июля 2010 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 26 июля 2010 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба государственного учреждения - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июля 2010 года по делу N А33-4109/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья

Н.М.ДЕМИДОВА

Судьи:

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА