Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 по делу N А69-863/2010 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров на автомобильном транспорте с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2010 г. по делу N А69-863/2010

Резолютивная часть постановления объявлена “01“ июля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “08“ июля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей: Дунаевой Л.А., Демидовой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Плинокосовой М.А.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Тыва от “13“ мая 2010 года по делу N А69-863/2010, принятое судьей Сарыглар Д.В.,

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Дойбаа Альберта Каран-ооловича по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 13 мая 2010 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение о привлечении индивидуального предпринимателя Дойбаа Альберта Каран-ооловича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной жалобе административный орган указывает, что индивидуальным предпринимателем Дойбаа А.К. не соблюдены установленные требования по заполнению путевого листа; допущено несоблюдение правил перевозок пассажиров, что является нарушением условий лицензирования. Указанное правонарушение не является малозначительным, носит общественно-опасный характер и может привести к наступлению опасных последствий.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Дойбаа Альберт Каран-оолович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.05.2002 администрацией г. Кызыла, регистрационный номер 13627, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись N 304170101400177, выдано свидетельство от 14.01.2004 серии 17 N 000066837.

Административным органом проведена проверка соблюдения и исполнения законодательных, нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте в отношении автомашины марки ГАЗ-322132, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Дойбаа А.К.

Индивидуальный предприниматель Дойбаа А.К.
осуществляет перевозку пассажиров на коммерческой основе по маршруту “Ак-Довурак-Кызыл“ на автомобиле ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак АВ 041 17 RUS.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Дойбаа А.К. не оснастил салон автобуса информационным обеспечением, выявлено некачественное заполнение путевой документации.

По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 19.04.2010 N 003549, в Арбитражный суд Республики Тыва направлено заявление о привлечении Дойбаа А.К. к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Согласно пункту 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, влечет
наложение административного взыскания на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с пунктом 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом“ транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 30 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

- наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

- номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

- стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

- указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство
используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

- указатели мест расположения огнетушителей;

- указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

- указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

- правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В соответствии с пунктом 40 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом помимо информации, указанной в пункте 37 настоящих Правил, внутри транспортного средства может размещаться другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с пунктом 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 г. N 152 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов“ сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;

2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

В соответствии с пунктом 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

В соответствии с пунктом 8 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

В силу
статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно положениям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Отсутствие в салоне автобуса информации о перевозчике, маршрута движения, данных о водителе и кондукторе, информационной таблички по противодействию терактам, некачественное заполнение путевой документации образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения данного правонарушения Дойбаа А.К. не оспаривается, выводы административного органа предпринимателем не опровергнуты.

Довод предпринимателя о том, что осуществлялась личная перевозка пассажиров, а не коммерческая, не подтвержден документально.

Указанные нарушения являются основанием для составления протокола об административном правонарушении и основанием для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в пределах его компетенции.

Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности
только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исследование вопроса о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд апелляционной инстанции считает вину Дойбаа А.К. доказанной. Соблюдение требований и исполнение законодательных, нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте является обязанностью индивидуального предпринимателя.

Предприниматель не представил суду доказательств того, что у него не имелось возможности исполнить указанные требования нормативных технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте.

Вместе с тем, с учетом обстоятельств данного дела суд первой инстанции, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободил предпринимателя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с пунктом 18.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях“ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения статьи 2.9 в отношении какого-либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства.

Таким образом, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности

Вменяемое индивидуальному предпринимателю правонарушение в виде отсутствия расшифровки подписи медицинского работника в путевом листе и отсутствие информации в автобусе, суд считает малозначительным, не создающим угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив характер совершенного индивидуальным предпринимателем Дойбаа А.К. правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела и отсутствия вредных последствий, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от “13“ мая 2010 года по делу N
А69-863/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Н.М.ДЕМИДОВА