Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу N А74-5297/2009 По делу о признании недействительным требования об уплате недоимки по ЕСН и пени, начисленных на основании решения налогового органа.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2010 г. по делу N А74-5297/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “04“ июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “11“ июня 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Е.А.,

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества “Абаканвагонмаш“): Дорохиной И.П., представителя по доверенности от 01.01.2010,

от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия): Детиной В.Ю., представителя по доверенности от 11.01.2010,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Абаканвагонмаш“

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от “25“ февраля 2010 года по делу N А74-5297/2009, принятое судьей Тутарковой И.В.,

установил:

Открытое
акционерное общество “Абаканвагонмаш“ обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) о признании недействительным требования от 25 ноября 2009 года N 7981 об уплате 1.935.183 рублей недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 47.976,41 рублей пени, начисленных на основании решения от 20.10.2009 N 5914 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2010 года заявление удовлетворено частично. Признано недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия от 25.11.2009 N 7981 об уплате в срок до 11.12.2009 начисленного по решению от 20.10.2009 N 5914 в части уплаты пени по единому социальному налогу в сумме 47.976 рублей 41 копеек, в связи с его несоответствием статьям 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:

- уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшает сумму занижения единого социального налога,

- 11.11.2009 общество представило уточненный расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2009 года, в котором отражен факт уплаты взносов за 2 квартал 2009 года, однако налоговым органом не составлен акт по результатам камеральной проверки данного расчета и не принято какое-либо решение,

- поскольку у общества на момент направления требования не имелось недоимки по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет за 2 квартал 2009 года, пени были
уплачены, у налогового органа не имелось оснований для выставления данного требования.

Налоговый орган не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное общество “Абаканвагонмаш“ зарегистрировано в качестве юридического лица 04.12.1992 Абаканской Регистрационной Палатой за номером 530 и 15.07.2002 внесено Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия в единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 1021900517066, выдано свидетельство серии 19 номер 0120006.

Данное общество поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия.

20.07.2009 налогоплательщиком был представлен в налоговый орган авансовый расчет по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 6 месяцев 2009 года, согласно которому сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 5.896.851 рублей (в том числе за 2 квартал - 2.809.132 рублей), сумма примененного вычета составила 4.087.526 рублей (в том числе за 2 квартал - 1.935.183 рублей.

Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку данного расчета, по результатам которой составлен акт от 24.09.2009 N 13462.

Данный акт явился основанием для принятия налоговым органом решения от 20.10.2009 N 5914 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением ОАО “Абаканвагонмаш“ доначислено 1.935.183 рублей ЕСН (2 квартал) и 47.976 рублей 41 копеек пени за период с 11.08.2009 по 20.10.2009.

Основанием для принятия налоговым органом названного решения послужило то, что в отчетном налоговом периоде сумма примененного налогового вычета превысила сумму фактически уплаченных страховых взносов на ОПС за тот же период на 1.935.183 рублей, поскольку не была оплачена
налогоплательщиком. Такая разница признается занижением суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет по сроку 15.07.2009 (абзац 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате ЕСН начисляется пеня, зачисляемая в федеральный бюджет, размер которой в рассматриваемом деле составляет 47.976 рублей 41 копеек.

Налогоплательщик платежным поручением N 229 от 21.10.2009 уплатил 2.136.069 рублей 86 копеек недоимки по ЕСН за 1 квартал 2009 года согласно выставленному налоговым органом требованию N 6678 от 13.08.2009. При этом налогоплательщик не оспаривает тот факт, что им не уплачены страховые взносы за этот период времени в сумме 2.136.069 рублей 86 копеек.

10.11.2009 налогоплательщик доставил в налоговый орган письмо N 1147 (входящая дата 10.11.2009), в котором сообщил о том, что уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2 квартал 2009 года и подал уточненные расчеты авансовых платежей по страховым взносам за этот период времени, в связи с чем просил отменить решение N 5914 от 20.10.2009. При этом к указанному письму налогоплательщик приложил семь платежных поручений: N 74 от 09.11.2009, N 75 от 09.11.2009, N 76 от 09.11.2009, N 77 от 09.11.2009, N 78 от 09.11.2009, N 79 от 09.11.2009, N 83 от 10.11.2009.

27.11.2009 налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование N 7981 по состоянию на 25.11.2009 об уплате в срок до 11.12.2009 начисленного по решению от 20.10.2009 N 5914 ЕСН в сумме 1.935.183 рублей и пени по ЕСН в сумме 47.976 рублей 41 копеек.

Общество, не согласившись с указанным требованием налогового органа, обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Учитывая, что налогоплательщик состоит
на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 1 по Республике Хакасия, на основании пункта 5 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации спорное требование от 25.11.2009 N 7981 направлено налогоплательщику уполномоченным органом.

В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате, определяется налогоплательщиком исходя из данных, содержащихся в налоговой декларации, представляющей собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО “Абаканвагонмаш“ является плательщиком единого социального налога.

Статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статья 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ежемесячную уплату ЕСН. Названной статьей определен порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до
окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.

Сумма ежемесячного авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.

Пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

В пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то эта разница признается занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Факт превышения исчисленных ОАО “Абаканвагонмаш“ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2009 года и заявленных в качестве вычета над фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование за указанный период на сумму 1.935.183 рублей подтвержден материалами дела. Занижение налога
допущено в связи с применением налогового вычета при исчислении единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в сумме начисленных, но не уплаченных страховых взносов.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 5 данной статьи).

Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании недействительным требования от 25.11.2009 N 5914 в части начисления недоимки по единому социальному налогу в сумме 1 935 183 рубля, суд первой инстанции указал: оплата обществом страховых взносов за 6 месяцев 2009 года (2 квартал) после принятия налоговым органом решения от 20.10.2009 N 5914 не может являться основанием для признания недействительным требования от 25.11.2009 N 5914.

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Из материалов дел следует, что спорное требование от 25.11.2009 N 5914 выставлено налогоплательщику на основании решения от 20.10.2009 N 5914 об отказе в привлечении ОАО “Абаканвагонмаш“ к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки авансового расчета по единому социальному налогу
за 6 месяцев 2009 года.

Статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога, налогоплательщикам предоставлено право уменьшать его сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы единого социального налога; данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных за тот же период страховых взносов отражаются в расчете, представляемом им в налоговый орган; если же по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов превышает сумму примененного налогового вычета, такая сумма признается излишне уплаченным единым социальным налогом и подлежит возврату в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, связав исчисление и уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в единый процесс и возложив контроль за правильностью их исчисления и уплаты на налоговые органы, федеральный законодатель с учетом предназначения данного налога, взаимозависимости сумм обоих платежей и в целях обеспечения их уплаты, а также исходя из того, что обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной при зачислении их суммы на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац шестой пункта 2 статьи 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“), определил разницу между примененным налоговым вычетом, равным сумме начисленных страховых взносов, и фактически уплаченными страховыми взносами как занижение суммы единого социального налога.

В определении Конституционного
Суда Российской Федерации от 08.11.2005 N 440-О указано, что иное истолкование правоприменительными органами взаимосвязанных обязанностей по уплате единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при непоступлении на счет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов в той сумме, которая была вычтена налогоплательщиком из суммы налога, - означало бы нарушение баланса государственных и частных интересов, принципа равного налогового бремени плательщиков единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и прав застрахованных лиц, перед которыми государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац второй статьи 5 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“).

Учитывая, что на дату вынесения решения от 20.10.2009 N 5914, на основании которого выставлено спорное требование, начисленные и примененные в качестве налоговых вычетов страховые взносы за 6 месяцев 2009 года фактически не были уплачены обществом, в силу абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, общество допустило занижение суммы единого социального налога в виде разницы между примененными налоговыми вычетами и фактически уплаченными страховыми взносами. При таких обстоятельствах, налоговый орган правомерно предложил заявителю уплатить недоимку по ЕСН в оспариваемой сумме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование автоматически уменьшает сумму занижения единого социального налога, что у общества на момент направления требования не имелось недоимки по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет за 2 квартал 2009 года, пени были уплачены, поэтому у налогового органа не имелось оснований для выставления данного требования, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.

Суд первой инстанции правильно указал, что оплата ОАО “Абаканвагонмаш“ страховых взносов за 6 месяцев 2009 года (2 квартал) в период с 09.11.2009 по 10.11.2009 не может являться основанием для признания недействительным требования от 25.11.2009 N 5914, поскольку оплата страховых взносов состоялась после принятия налоговым органом решения от 20.10.2009 N 5914, на основании которого было выставлено спорное требование (л.д. 17-24, 10, 11).

Требование от 25.11.2009 N 5914 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в части начисления недоимки по единому социальному налогу в сумме 1.935.183 рублей выставлено с соблюдением норм Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Следовательно, правовые основания для удовлетворения требования заявителя в указанной части отсутствуют.

Довод заявителя жалобы о том, что 11.11.2009 общество представило уточненный расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2009 года, в котором отражен факт уплаты взносов за 2 квартал 2009 года (л.д. 25-28), однако налоговым органом не составлен акт по результатам камеральной проверки данного расчета и не принято какое-либо решение, не принимается судом апелляционной инстанции. Представление заявителем 11.11.2009 уточненного расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2009 года не влияет на правомерность оспариваемого требования, поскольку согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации срок камеральной проверки данного расчета истекает 11.02.2010. Кроме того, предметом рассмотрения настоящего дела является проверка законности и обоснованности требования от 25.11.2009 N 5914 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, а не действий (бездействия) налогового органа в связи с представлением налогоплательщиком уточненного расчета.

При изложенных обстоятельствах, в соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 февраля 2010 года является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от “25“ февраля 2010 года по делу N А74-5297/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА