Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.05.2010 по делу N А74-4632/2009 По делу о признании незаконным отказа администрации города в предоставлении в собственность земельного участка и об обязании предоставить земельный участок в собственность по льготной цене.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2010 г. по делу N А74-4632/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “11“ мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “18“ мая 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Е.А.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ - Емельянова А.В., по доверенности от 15.12.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от “26“ января 2010 года по делу N А74-4632/2009, принятое судьей Лиходиенко А.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ обратилось в Арбитражный суд Республики
Хакасия с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Черногорска, выразившегося в письме N 3857 от 26.08.2009, в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, об обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, в собственность по льготной цене.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от “26“ января 2010 года по делу N А74-4632/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ ссылается на то, что отказ администрации города Черногорска предоставить земельный участок в собственность, со ссылкой на наличие земель общего пользования незаконен и документально не подтвержден.

Администрация города Черногорска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие администрации города Черногорска, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021900696861.

Обществом на основании акта о выкупе имущества муниципального предприятия от 03.12.1992 приобретен
в собственность магазин N 17 общей площадью 619,6 кв. м, находящийся по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, N 060Н.

Постановлением администрации города Черногорска N 717 от 06.07.1998 ООО “Магазин N 17“ продлен срок аренды земельного участка площадью 1 535,7 кв. м, расположенный по ул. Юбилейная, 18а, на 2 года, предоставленный под магазин.

Постановлением администрации города Черногорска N 4191 от 05.11.2003 ООО “Магазин N 17“ продлен срок аренды земельного участка площадью 1 637,41 кв. м, расположенный по ул. Юбилейная, 18, сроком до 1 года.

Постановлением администрации города Черногорска N 3831 от 05.10.2004 ООО “Магазин N 17“ предоставлен земельный участок площадью 1 637,41 кв. м, расположенный по ул. Юбилейная, 18а.

Общество с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ и администрация г. Черногорска 05.11.2004 заключили договор аренды земельного участка N 773Ю, по условиям которого заявителю предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 637,41 кв. м, расположенный по адресу Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18а, кадастровый номер 19:02:010528:0053 под магазин.

Соглашением от 07.07.2009 адрес земельного участка изменен на: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 02/09-1-1428 от 03.04.2009 земельный участок расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18 имеет площадь 1 637,41 кв. м, кадастровый номер 19:02:010528:0053, разрешенное использование: для магазина, категория земельного участка - земли населенных пунктов.

ООО “Магазин N 17“ 28.07.2009 обратилось в администрацию г. Черногорска с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, в собственность.

Администрация города Черногорска письмом N 3857 от 26.08.2009 отказала заявителю в выкупе испрашиваемого земельного участка, по причине
использования части земельного участка, площадью 997 кв. м, для проезда автомобилей, пешеходных проходов, дорожек, объектов благоустройства (земли общего пользования), сославшись на то, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации часть земельного участка приватизации не подлежит (земли общего пользования).

Не согласившись с указанным отказом общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве материально-правового общество заявило требование о признании незаконным отказа администрации города Черногорска, в выкупе испрашиваемого земельного участка, по причине использования части земельного участка, площадью 997 кв. м, как земли общего пользования.

Из смысла пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дела о признании незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления арбитражный суд проверяет
оспариваемый ненормативный акт на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие соответствующих полномочий у органа или лица на совершение требуемых заявителем действий, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления имеет место и не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный акт органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовой статус органов местного самоуправления регулируется Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Согласно статье 1 указанного Закона к органам местного самоуправления относятся выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление
и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, администрация города Черногорска как орган местного самоуправления является уполномоченным органом на решение вопросов о предоставлении земельных участков в собственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ на праве собственности принадлежит здание магазина N 17 общей площадью 619,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.11.2003.

Общество 28.07.2009 подало в администрацию города Черногорска заявление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18.

Администрация города Черногорска письмом от 26.08.2009 N 3857 отказала в
выкупе спорного земельного участка, по причине использования его части, площадью 997 кв. м, для проезда автомобилей, пешеходных проходов, дорожек, объектов благоустройства (земли общего пользования), сославшись на то, что в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации часть земельного участка приватизации не подлежит (земли общего пользования).

Согласно пунктам 1, 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.

В пункте 8 статьи 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ также установлено, что отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Границы земельного участка общего пользования устанавливаются учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг
лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая подлежит утверждению.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории установлен в статьях 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с п. 3.3 инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселений Российской Федерации красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

В соответствии с п. 3.8 инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселений Российской Федерации красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету: в генеральных планах, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей, в проектах инженерно-транспортных коммуникаций, при инвентаризации земель в поселениях. Согласно п. 4.1 инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселений Российской Федерации проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:100 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500,1:1000 и 1:2000.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что факт нахождения испрашиваемого к выкупу земельного
участка за границами красных линий может быть основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка только в том случае, если соответствующий проект планировки территории с нанесенными на нем красными линиями утвержден в установленном законом порядке.

В отношении муниципального образования город Черногорск документации, содержащей законно утвержденные красные линии нет.

В обоснование наличия земель общего пользования в границах спорного участка ответчик предоставил в материалы дела акт обследования земельного участка от 21.08.2009, подписанный главным государственным инспектором по использованию и охране земель управления Роснедвижимости по Республике Хакасия Бочаровым В.А., ведущим специалистом по охране окружающей среды коммунального отдела администрации города Черногорска Панькиным И.В., главным специалистом отдела по учету аренды.

Согласно заключению администрации города Черногорска N 76 от 07.12.2009 на указанном земельном участке расположено здание магазина и элементы благоустройства (газон с ограждением, тротуар, клумба, декоративные светильники), подземные инженерные коммуникации, квартальные проезды. Со стороны дома N 16 по ул. Юбилейная граница земельного участка расположена так, что перекрывает проезд к дому N 15 по ул. Калинина, со стороны дома N 20 по ул. Юбилейная проезд в квартал имеет недостаточную ширину и есть необходимость его расширения для увеличения пропускной способности и повышения безопасности движения на данном участке, то есть необходимо изменение границы земельного участка магазина. Со стороны ул. Юбилейная граница земельного участка магазина совпадает с красной линией квартала. Земельный участок, предоставленный обществу с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ необходимо скорректировать; границы участков со стороны домов N 16 и 20 по ул. Юбилейная принять в 1,0 м от стены магазина; со стороны ул. Юбилейная до границы охранной зоны инженерных коммуникаций.

Согласно справки администрации
города Черногорска от 21.12.2009 часть земельного участка, на которой находится объект недвижимости “Магазин N 17“, относится к землям общего пользования и используется под - пешеходными дорожками, проездами между многоэтажными домами.

Но вместе с тем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данный акт, заключение и справка не являются доказательствами, указывающими на наличие в границах общего участка общего пользования.

Доказательств утверждения в установленном порядке проекта планировки территории с нанесенными красными линиями, в состав которой входит спорный земельный участок, в материалы дела не представлено. Планировка территории утверждается после проведения публичных слушаний. До настоящего времени планировка территории не утверждена, обратного в материалы дела не представлено. Не утвержден и генеральный план города Черногорска.

Учитывая данные обстоятельства, земли общего пользования можно учитывать только предположительно и ориентировочно. В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, у администрации города Черногорска не было оснований для отказа обществу в приобретении в собственность земельного участка.

Принимая во внимание данные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что администрацией города Черногорска не доказано нахождение спорного земельного участка в пределах территории, предназначенной для удовлетворения общественных интересов населения.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.

В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления (в том числе, апелляционной жалобы), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от “26“ января 2010 года по делу N А74-4632/2009 отменить, принять новый судебный акт.

Признать недействительным отказ администрации города Черногорска, выраженный в письме от 26.08.2009 N 3857 о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18. Обязать администрацию города Черногорска предоставить в собственность земельный участок по адресу: г. Черногорск, ул. Юбилейная, 18, площадью 1637,41 кв. м, кадастровый номер 19:02:010528:0053 путем направления проекта договора купли-продажи земельного участка.

Взыскать с администрации города Черногорска в пользу общества с ограниченной ответственностью “Магазин N 17“ 4000 рублей судебных расходов.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ДЕМИДОВА