Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу N А33-22045/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение требований законодательства РФ об отходах производства и потребления, выразившееся в транспортировке, приеме, и размещении отходов на полигон без необходимой документации - паспорта опасного отхода.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2010 г. по делу N А33-22045/2009
Резолютивная часть постановления объявлена “08“ апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен “16“ апреля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скрипниковой И.П.,
при участии:
от заявителя (закрытого акционерного общества “Зеленый город“): Юрченко Ю.В., представителя по доверенности от 15.01.2010;
от административного органа (Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю): Курбатова В.В., представителя по доверенности от 20.08.2009 N 01-4/2-2501; Ольшанской М.В., представителя по доверенности от 23.04.2009,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “Зеленый город“
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от “11“ февраля 2010 года по делу N А33-22045/2009,
принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
закрытое акционерное общество “Зеленый город“ (далее - заявитель, общество, ЗАО “Зеленый город“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее - административный орган, Управление) об оспаривании постановления о назначении административного наказания N АТ-357/1 от 18.12.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт на том основании, что административным органом не доказано совершение обществом вменяемого административного правонарушения.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Согласно уставу ЗАО “Зеленый город“, основным видом его деятельности является утилизация, складирование, перемещение, транспортирование, обезвреживание, размещение, захоронение, уничтожение и использование промышленных, бытовых и иных отходов (материалов, веществ).
Обществом получена лицензия от 28.12.2009 N ОТ-66-000429(24) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком до 01.03.2012. Деятельность по размещению отходов осуществляется обществом на полигоне “Серебристый“, расположенном на расстоянии 3.1 км юго-западнее с. Кузнецово Березовского района Красноярского края.
Государственной экологической экспертизой Енисейского межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору 03.07.2006 обществу выдано заключение экспертной комиссии по материалам рабочего проекта “Пункт захоронения отходов. Корректировка“ Пусковой комплекс и материалов обоснования деятельности с опасными отходами N 444.
В период с 27.10.2009 г. по 23.11.2009 административным органом проведена плановая выездная проверка заявителя с целью осуществления государственного экологического контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства.
По результатам проверки составлен акт проверки от 23.11.2009 N АТ-357, согласно которому ООО “Зеленый город“ на полигоне “Серебристый“ допустило нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, выразившееся в транспортировке, приеме, и размещении отходов, поступивших на основании государственного контракта с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области N Э-45 от 17.09.2009 на полигон, без необходимой документации - “Паспорта опасного отхода“.
Установленные административным органом в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ЗАО “Зеленый город“ протокола 25.11.2009 N АТ-357/1 об административном правонарушении, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Протокол составлен в присутствии генерального директора общества Чернявской Е.Н., с правами и обязанностями законный представитель общества ознакомлен под роспись.
18.12.2009 управлением, в отсутствие надлежащим образом извещенного общества, вынесено постановление N АТ-357/1 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
ЗАО “Зеленый город“, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Постановление от 18.12.2009 N АТ-357/1 о назначении административного наказания вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции на основании части 1 статьи 23.29, пункта 6 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 12.02.2008 N 39, пришел к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченными должностными лицами.
Административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, предусмотренная статьями 28.2, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 КоАП РФ.
Суд апелляционной считает, что Управление доказало наличие в действиях ЗАО “Зеленый город“ состава вменяемого административного правонарушения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в том числе для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из приведенной нормы права следует, что объективная сторона правонарушения выражается в осуществление деятельности, связанной со сбором, складированием, использованием, сжиганием, переработкой, обезвреживанием, транспортировкой, захоронением и иным обращением с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, с нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических норм
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах) установлено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно части 1 статьи 16 Закона об отходах транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 17.09.2009 обществом заключен государственный контракт с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области N Э-45, согласно которому государственный заказчик (Департамент) поручает, а Подрядчик (общество “Зеленый город“) принимает на себя обязанности по оказанию услуг по обезвреживанию (захоронению) 7,514 тонн отходов средств защиты растений (пестицидов, агрохимикатов с истекшим сроком годности, запрещенных к применению), в том числе 6,149 тонн сухих в смесях, в том числе мышьякосодержащих, затаренных в мешкотару, 1,365 тонн жидких, затаренных в полиэтиленовые канистры, включая погрузку на транспортные средства, транспортировку от складов, расположенных на территории Новосибирской области, до места обезвреживания (захоронения) на полигоне.
Исполнение сторонами указанного контракта подтверждается актом сдачи-приемки работ от 25.09.2009, что свидетельствует о том, что контракт по оказанию услуг по захоронению, включая транспортировку опасных отходов, обществом “Зеленый город“ исполнен.
Составленным административным органом в ходе проверки деятельности общества актом проверки от 23.11.2009 N АТ-357 подтверждается, что отходы по контракту от 17.09.2009 N Э-45 приняты и размещены без соответствующих “паспортов опасных отходов“.
Следовательно, общество в нарушение статьи 16 Закона об отходах в период с 17.09.2009 по 25.09.2009 осуществило транспортировку, прием, размещение отходов I - 2 класса опасности без соответствующих паспортов опасных отходов.
С учетом вышеуказанных обстоятельств несостоятельны ссылки общества на то, что административный орган не представил транспортные документы в подтверждение транспортировки отходов именно обществом. При этом общество не представило документы, свидетельствующие о том, что в нарушение условий контракта транспортировка спорных отходов осуществлялась иной организацией.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества о том, что административным органом не определялся уровень опасности отходов, и не устанавливалась необходимость оформления соответствующих паспортов.
Из статьи 4.1 Закона об отходах следует, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Государственной экологической экспертизой Енисейского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору 03.07.2006 обществу выдано заключение экспертной комиссии по материалам рабочего проекта “Пункт захоронения отходов. Корректировка“ Пусковой комплекс и материалов обоснования деятельности с опасными отходами N 444, согласно которому полигон предназначен для захоронения токсичных отходов, в том числе отходов 1-2 классов опасности следующих видов: пестицидов (гербициды) с истекшим сроком годности, агрохимикатов с истекшим сроком годности.
В соответствии с пунктом 1.3 контракта от 17.09.2009 N Э-45 содержание и сроки оказания услуг определяются Техническим заданием, составляющим неотъемлемую часть контракта. Согласно пункту 6 Технического задания обезвреживание (захоронение) поступивших по контракту отходов производится в соответствии с установленными требованиями СНиП 2.01.28-85 “Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию“ и СанПиН 2.1.7.1322-03 “Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления“. Названные нормативы содержат требования в отношении отходов с I по IV класс опасности.
Согласно Инструкции по транспортировке и приему отходов 1, 2, 3 класса опасности на полигон “Серебристый“ ЗАО “Зеленый город“, утвержденной генеральным директором общества, полигон токсичных отходов принимает отходы, содержащие вещества 1 - 3 класса опасности.
Как следует из материалов дела, в том числе контракта от 17.09.2009 N Э-45, общество приняло от департамента на транспортировку и захоронение отходы средств защиты растений (пестициды (гербициды) с истекшим сроком годности, агрохимикаты с истекшим сроком годности), относящиеся в силу указанного регулирования к 1 - 2 классам опасности.
Таким образом, указание на вид отходов в протоколе и постановлении является достаточным для квалификации отходов в качестве опасных.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о не отражении в протоколе и постановлении объективной стороны административного правонарушения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно статье 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В протоколе об административном правонарушении содержатся установленные статьей 28.2 КоАП РФ реквизиты. В протоколе изложено с учетом фактических обстоятельств, отраженных в акте проверки от 23.11.2009 N АТ-357, событие нарушения - осуществление ЗАО “Зеленый город“ транспортировки, прием и размещение опасных отходов на полигоне без необходимой документации- “Паспорта опасного отхода“ в период с 17.09.2009 по 25.09.2009, со ссылкой на нарушенную норму права, на доказательства, подтверждающие событие правонарушения..
Постановление о назначении административного наказания также содержит необходимые реквизиты. В постановлении указанно, что оно вынесено на основании материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении.
Необоснованными являются доводы общества о неправильной квалификации вменяемого Управлением административного правонарушения. Заявитель полагает, что рассматриваемое нарушение следует квалифицировать по части 4 статье 14.1 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях“ в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
В данном случае за допущенное обществом нарушение при транспортировке отходов ответственность предусмотрена специальной нормой - статьей 8.2. КоАП РФ. Следовательно, административный орган правильно квалифицировал совершенное обществом административное правонарушение по статье 8.2. КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о доказанности вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Общество не представило в материалы дела пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
При таких обстоятельствах административный орган доказал совершение ЗАО “Зеленый город“ административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, позволяющих отнести совершенное обществом правонарушение к категории малозначительных в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, административный орган правомерно привлек ЗАО “Зеленый город“ к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2010 года по делу N А33-22045/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Л.А.ДУНАЕВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
О.И.БЫЧКОВА