Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.04.2010 по делу N А33-19811/2009 По делу о признании недействительными решений налогового органа о доначислении НДС и об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 2010 г. по делу N А33-19811/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “6“ апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “13“ апреля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Бычковой О.И.,

судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю - Хворовой Л.С., на основании доверенности от 21.04.2009 N 04-23

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Крас-Бус“ на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2010 года по делу N А33-19811/2009, принятое судьей Щелоковой О.С.,

по заявлению общества с ограниченной
ответственностью “Крас-Бус“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю о признании частично недействительными решений N 597 от 16.06.2009, N 173 от 16.06.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Крас-Бус“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю о признании недействительными решений от 16.06.2009 N 597 “Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ и N 173 “Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2010 года в удовлетворении требований общества отказано.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе общество ссылается на следующие доводы:

- поскольку лизинговые платежи являются оплатой предоставляемой услуги, то из смысла подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении услуг, подлежат вычету для целей налогообложения в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 172 Кодекса;

- нормами Налогового кодекса Российской Федерации не установлена зависимость налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (услуги, работы). Реализация товара по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является условием применения налоговых вычетов.

Налоговый орган считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Общество
о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом (почтовое уведомление N 66013602717944), однако своих представителей в судебное заседание не направило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие общества с ограниченной ответственностью “Крас-Бус“.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью “Крас-Бус“ зарегистрировано в качестве юридического лица 03.08.2001 администрацией Свердловского района г. Красноярска за номером 740.

Обществом 06.02.2009 в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 года, согласно которой к возмещению из бюджета исчислена сумма налога в размере 6690346 руб.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации, налоговым органом установлено занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в результате необоснованного отнесения к налоговым вычетам сумм лизинговых платежей, являющихся оплатой предоставляемой услуги по передаче в лизинг автотранспортных средств, используемых как для операций, подлежащих, так и не подлежащих налогообложению.

В проверяемом периоде обществом по договорам сублизинга N 30/СЛ/10/07 от 10.10.2007, N 09/СЛ/02/07 от 27.03.2007, N 14/СЛ/06/07 от 09.06.2007, N 17/СЛ/06/07 от 09.06.2007, N 4/Лиаз-Красноярск от 08.02.2006, N 15/СЛ/06/07 от 09.06.2007, N 16/СЛ/06/07 от 09.06.2007, N 36/СЛ/12/07 от 03.12.2007, N 21/СЛ/08/07 от 06.08.2007, N 18/СЛ/06/07 от 09.06.2007, N 24/СЛ/08/07 от 28.08.2007, N 14/СЛ/04/07 от 30.03.2007, N 01/СЛ/01-07 от 15.01.2007 получено 262 автобуса от лизингодателей ЗАО “Управляющая компания “РегионАвтоТранс“, ООО “БелТранс“, ОАО “РегионАвтоТранс-Нальчик“, из которых:

- 76 автобусов переданы по договорам в сублизинг и аренду.
Данный вид услуг подлежит налогообложению и налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в указанной части принят налоговым органом к вычету;

- 186 автобусов используются в деятельности общества для оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, реализация которых не подлежит налогообложению, а также для оказания транспортных услуг по коммерческим маршрутам, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6 690 346 руб. и доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 582 589 руб. послужило непринятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость с уплаченных лизинговых платежей за автобусы, используемые при осуществлении деятельности, не облагаемой налогом на добавленную стоимость.

Результаты проверки отражены в акте камеральной налоговой проверки N 3140 от 15.05.2009, врученном представителю общества 21.05.2009.

Уведомлением от 19.05.2009, врученным обществу 21.05.2009, налогоплательщик извещен о рассмотрении материалов налоговой проверки 16.06.2009 в 14 час. 00 мин.

04.06.2009 обществом в налоговый орган представлены возражения на акт проверки.

Материалы проверки и возражения налогоплательщика рассматривались налоговым органом 16.06.2009 с участием представителя общества, что подтверждается протоколом N 89.

По результатам рассмотрения материалов проверки 16.06.2009 налоговым органом приняты решения N 597 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ и N 173 “Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, которыми обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 6 690 346 руб., предложено уплатить 582 589 руб. налога на добавленную стоимость. Указанные решения вручены налогоплательщику 19.06.2009.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю N 12-0719 от 25.09.2009 решения от 16.06.2009 N 597, N
173 оставлены без изменения.

Считая решения налогового органа от 16.06.2009 N 597, N 173 нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанных решений недействительными.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет
проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество с
ограниченной ответственностью “Крас-Бус“ в спорный период являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного) не подлежат налогообложению.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов в случаях приобретения товаров (работ, услуг), в том
числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Пунктом 4 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным
активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

Из материалов дела следует, что общество “Крас-Бус“ в 4 квартале 2008 года осуществляло операции, подлежащие и не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость, а именно:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, подпункт 7 в пункте 1 данной статьи отсутствует.

- услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, операции по реализации которых в силу положений подпункта 7 пункта 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению;

- услуги по сдаче в сублизинг и аренду автобусов организациям, а также транспортных услуги по коммерческим маршрутам, операции по реализации которых подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с приказом по учетной политике от 01.12.2007 общество вело раздельный учет выручки от реализации не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций в общем объеме выручки.

В ходе проверки установлено, что доля выручки от реализации услуг, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в общем объеме выручки от реализации услуг, осуществляемых 186 автобусами составила 95%, по операциям, облагаемым налогом на добавленную стоимость - 5%.

При этом, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по лизинговым платежам общество включало в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в полном объеме: как на основании
счетов-фактур по лизинговым платежам по 76 автобусам, переданным по договорам в сублизинг (операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость), так и по 186 автобусам, которые использовались заявителем как при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (операции, необлагаемые налогом на добавленную стоимость), так и при оказании транспортных услуг по коммерческим маршрутам. Суд считает, что подобные действия налогоплательщика противоречат нормам закона.

Из системного анализа статей 149, 170, 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к налоговым вычетам может быть заявлен налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в отношении автобусов, переданных в сублизинг, поскольку указанные операции подлежат налогообложению. Налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в отношении автобусов, использованных при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом, освобожденных от налогообложения, должен учитываться в стоимости таких услуг и к вычету быть заявлен не может.

Поскольку указанный порядок отнесения сумм налога на добавленную стоимость к вычету либо учету в стоимости товаров (работ, услуг) прямо предусмотрен пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, доводы заявителя о правомерности отнесения к налоговым вычетам всех сумм налога по лизинговым платежам не основаны на законе.

Применение специальной нормы о пропорциональном определении входного налога на добавленную стоимость относится к тем случаям, когда товары (работы, услуги) используются при осуществлении облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость операциях и невозможно установить какая именно их часть используется в конкретных операциях.

Исследовав все представленные в материалы дела доказательства, дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что вычет по налогу на добавленную стоимость может быть заявлен только в отношении 76 автобусов, переданных по договорам сублизинга. Налог на добавленную стоимость по лизинговым платежам в отношении 186 автобусов, использованных при оказании освобожденных от налогообложения услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, должен учитываться в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации в стоимости таких услуг и к вычету не может быть заявлен.

С учетом изложенного, налоговый орган обоснованно отказал заявителю в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6 690 346 руб. и доначислил налог в размере 582 589 руб.

В предмет доказывания правомерности принятия налоговым органом по результатам налоговой проверки решения о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности входит соблюдение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки.

Нарушений прав налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки судом не установлено.

В связи с изложенным Третий арбитражный апелляционный суд считает, что отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 января 2010 года по делу N А33-19811/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Л.А.ДУНАЕВА