Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 по делу N А33-14617/2009 О прекращении производства по делу о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2010 г. по делу N А33-14617/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,

судей: Борисова Г.Н., Бычковой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью “Скраппер“ (истца) - Корольковой М.В.., на основании доверенности от 08.03.2010;

Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю (ответчика) - Шевченко Г.Л., на основании доверенности от 11.01.2010 N 1-6-03/0001;

Правительства Красноярского края (третьего лица) - Смирновой И.А., на основании доверенности от 14.12.2009 N 3-010722,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу общества с ограниченной ответственностью “Скраппер“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 28 декабря 2009 года по делу N А33-14617/2009,

принятое судьей Карпинской С.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Скраппер“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка общей площадью 64 449,55 (64 450 +/- 89) кв.м., с кадастровым номером 24:50:0000000:41, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Шахтеров.

Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 09.10.2009, 27.11.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне истца - акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации; на стороне ответчика - федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, “Федеральный кадастровый центр “Земля“; агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края; Правительство Красноярского края; администрация города Красноярска; департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью “Скраппер“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе истец ссылается на следующие обстоятельства:

- судом первой инстанции не дана оценка тому, что согласно кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером 24:50:00 00 000:0041 с записью “Единое землепользование“ состоит из обособленного (условного) земельного участка площадью 22 328,46 кв.м. с кадастровым номером 24:50:03 00 306:0085 и обособленного (условного) земельного участка площадью
42 121,09 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0300306:144, в то время как, в предоставленных ответчиком отчетах и в перечне земельных участков, чья кадастровая стоимость утверждена Постановлениями Правительства Красноярского края, указан обособленный (условный) земельный участок площадью 42 121,09 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0300 305:10 (вместо 24:50:0300306:144);

- суд первой инстанции не выяснил, изменялась ли у арендуемого истцом земельного участка с кадастровым номером 24:50:00 00 000:0041 с записью “Единое землепользование“ категория земель, вид разрешенного использования, уточнялась ли его площадь; суд первой инстанции не дал оценки правомерности определения кадастровой стоимости данного земельного участка по совокупности стоимостей составляющих его обособленных земельных участков, с применением “Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка“, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (в редакции от 20.12.2007 N 445);

- в обжалуемом решении суда первой инстанции не дано оценки, представленной истцом справки органа статистики о среднерыночных ценах на жилье в 2007 - 2009 годах, в подтверждении недостоверности кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации поддерживает требования истца об отмене решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и Правительство Красноярского края считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзывах
на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью “Скраппер“ поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.

Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Правительства Красноярского края в судебном заседании поддержал требования ответчика, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Полагает, что истцом неверно выбран способ защиты, поскольку признание недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не повлечет желаемого правового результата для истца, так как нормативный правовой акт, которым утверждена оспариваемая кадастровая оценка земельного участка, не признан недействующим.

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, “Федеральный кадастровый центр “Земля“, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, администрация города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание своих представителей не направили. Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей указанных третьих лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Распоряжениями администрации города Красноярска от 06.04.2004 N 823-арх, от 12.07.2004 N
1704-арх земельный участок с кадастровым номером 24:50:00 00 000:0041 с записью “Единое землепользование“ предоставлен обществу с ограниченной ответственностью “Скраппер“ в аренду для строительства производственной базы (административное здание, закрытая стоянка, гараж-стоянка - 1 очередь) с инженерными сетями.

По договору аренды земельного участка от 27.04.2005 N 1049 данный земельный участок общей площадью 64 449,55 кв.м., находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул.Шахтеров передан истцу департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска. Пунктом 4 дополнения от 28.02.2006 N 2494 к договору от 27.04.2005 N 1049 установлена арендная плата в размере 37 380 рублей 74 копеек в месяц с 01.01.2006.

В декабре 2008 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю представило в Правительство Красноярского края на утверждение результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Красноярского края, которые были утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п, вступившим в силу с 01.01.2009.

Истцом получено уведомление департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 10.08.2009 N 41613 о перерасчете арендной платы с 01.01.2009, основанием для которого явилось утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель г. Красноярска постановлением Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п и получение из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю кадастрового паспорта земельного участка по ул. Шахтеров в г. Красноярске. Согласно полученному истцом проекту дополнения к договору аренды размер ежемесячной оплаты по договору составляет 663 327 рублей 64 копейки.

Истец считает, что Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю нарушен пункт 3 “Правил государственной кадастровой оценки земель“, устанавливающий, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного
раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года, т.к. предыдущие результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Совета администрации Красноярского края от 25.03.2008 N 132-п, всего лишь за 8 месяцев до нового утверждения.

Полагая, что при проведении оценки земельного участка не была собрана достаточная и достоверная информация, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, общество с ограниченной ответственностью “Скраппер“ обратилось с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Красноярского края.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для оценки доводов апелляционной жалобы по существу спора.

По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Рассмотрев по существу требование о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, что привело к принятию неверного судебного акта и, в соответствии с пунктом 4 части 1, части 3 статьи 270
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Такой способ защиты, как признание недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, не предусмотрен ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным нормативным правовым актом, не соответствует какому-либо правомерному способу защиты прав. Таким образом, заявленные исковые требования о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка не относятся к подведомственности арбитражного суда.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости“ функции по проведению государственной кадастровой оценки
всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

Из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ вытекает, что в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель (пункт 10 названных Правил).

Действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю по кадастровой оценке земли носят технический характер и без утверждения результатов оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации они не носят правового характера и не порождают каких-либо прав и обязанностей для других лиц.

В Федеральном законе “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ (статья 12, 13) содержатся положения, по смыслу которых оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки в случаях ее обязательного проведения согласно законам или иным нормативным актам возможно только до момента утверждения результатов такой оценки в установленном порядке (издания акта государственного органа).

Учитывая, что результаты государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:41 утверждены нормативным правовым актом (Постановлением Правительства Красноярского
края от 19.12.2008 N 250-п), который в установленном порядке не отменен и не признан недействующим, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что результаты государственной кадастровой оценки земли не могут быть оспорены вне рамок дела о признании недействующим этого нормативного правового акта.

Недостоверность кадастровой оценки не может являться самостоятельным предметом спора, однако, может являться доводом при оспаривании нормативного правового акта, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки. Обращение с иском о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, свидетельствует о намерении истца преодолеть действие нормативного правового акта, минуя установленный порядок его оспаривания.

При этом, спор об оспаривании ненормативного правового акта (Постановления Правительства Красноярского края от 19.12.2008 N 250-п) также не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в силу следующего.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что при применении статьи 29 Кодекса необходимо учитывать, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, в том числе отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34, а также названные в статье 192 Кодекса, подлежат
рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Земельный кодекс Российской Федерации не содержит норм, относящих к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, утверждающих кадастровую оценку земель. Другие федеральные законы, относящие рассмотрение дел об оспаривании названных нормативных правовых актов к компетенции арбитражных судов, также отсутствуют. Следовательно, в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подведомственны судам общей юрисдикции.

Отсутствие федеральных законов, относящих рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, влечет вывод о неподведомственности данного спора арбитражному суду. Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 25.03.2008 N 9504/07.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.03.1998 N 9-П, Определении от 15.01.2009 N 144-О-П, право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. В силу данной правовой позиции статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подведомственности которых оно отнесено законом.

Таким образом, ни заявленное требование о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, ни требование о признании недействующим нормативного правового акта, утвердившего результаты кадастровой оценки, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу.

Указанные выше обстоятельства в рамках предоставленных суду апелляционной инстанции полномочий являются основанием для прекращения производства по делу, в связи с чем, решение суда первой инстанции от 28 декабря 2009 года подлежит отмене.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.

Руководствуясь статьями 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 декабря 2010 года по делу N А33-14617/2009 отменить.

Производство по делу прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Скраппер“ 3000,00 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям от 24.08.2009 N 1166, от 26.01.2010 N 60.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья

Н.М.ДЕМИДОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

О.И.БЫЧКОВА