Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу N А74-3519/2009 По делу о демонтаже самовольно размещенных рекламных конструкций (основное требование). По делу о признании незаконным бездействия администрации города, выразившегося в непринятии решения о выдаче разрешения на размещение рекламы в течение двух месяцев со дня приема документов, и о понуждении администрации города принять решение о выдаче истцу разрешения на установку рекламных конструкций (встречное требование).

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. по делу N А74-3519/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “01“ апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “01“ апреля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Бычковой О.И., Демидовой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии:

от ответчика (общества с ограниченной ответственностью “Рекламно-производственная фирма “Линия Рекламы“): Кабаненко В.В., представителя по доверенности от 30.01.2010,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Рекламно-производственная фирма “Линия Рекламы“

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от “24“ декабря 2009 года по делу N А74-3519/2009,

принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,

установил:

Администрация города Черногорска (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия
с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Рекламно-производственная фирма “Линия Рекламы“ (далее - ответчик, общество, ООО “РПФ “Линия Рекламы“) о демонтаже рекламных конструкций, расположенных:

- г. Черногорск, ул. Энергетиков, напротив Автотранспортного Предприятия;

- г. Черногорск, ул. Мира в районе АЗС “Фортуна“;

- г. Черногорск, ул. Мира в районе АЗС “Ягуар“;

- г. Черногорск, ул. Мира и районе пересечения с ул. Пушкина;

- г. Черногорск, ул. Дзержинского в районе пересечения с ул. Чайковского;

- г. Черногорск, ул. Линейная в районе пересечения с ул. Калинина.

Определением от 12 октября 2009 года арбитражным судом принято к рассмотрению встречное заявление общества к администрации города Черногорска о признании незаконным бездействия администрации города Черногорска, выразившегося в непринятии решения о выдаче разрешения на размещение рекламы в течение двух месяцев со дня приема документов, и о понуждении администрации города Черногорска принять решение о выдаче обществу разрешения на установку рекламных конструкций по следующим адресам:

- Республика Хакасия, город Черногорск по ул. Энергетиков напротив АТП;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе ПТО по ул. Линейная;

- Республика Хакасия, город Черногорск, пересечение ул. Пушкина - Мира;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе ул. Мира, 015 (АГЗС);

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе АЗС “Фортуна“ по ул. Мира;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе пересечения ул. Дзержинского - Юбилейная.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2009 года иск администрации удовлетворен, в удовлетворении встречного заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим
основаниям:

- вывод суда первой инстанции о ничтожности заключенных между Администрацией и ООО “РПФ “Линия Рекламы“ договоров аренды является необоснованным, поскольку право аренды на спорные земельные участки возникло у общества до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ, которым были внесены изменения в статьи 19 и 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“. Следовательно, на спорные правоотношения не распространяются новые изменения о порядке заключения договоров;

- общество не получало предписание Администрации от 08.06.2009 N 2571, что означает несоблюдение истцом порядка, установленного статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“;

- суд первой инстанции не проверил обстоятельства бездействия Администрации; общество не получало письмо от 19.06.2009 N 2767; при этом со своей стороны обществом были выполнены все необходимые условия для получения положительного заключения.

Представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии ответа Прокуратуры города Черногорска от 25.01.2010.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 184, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что доказательство получено после вынесения решения суда первой инстанции, вынес протокольное определение об удовлетворении ходатайства представителя ООО “РПФ “Линия Рекламы“ о приобщении представленного документа к материалам дела в качестве доказательства.

Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением N 740577, представителей в судебное заседание не направил, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся
перерыв до 09 час. 40 мин. 01.04.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

Администрацией установлено, что ООО “РПФ “Линия Рекламы“ без соответствующего разрешения размещены рекламные щиты размером 3 м х 6 м по следующим адресам:

- Республика Хакасия, город Черногорск по ул. Энергетиков напротив АТП;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе ПТО по ул. Линейная;

- Республика Хакасия, город Черногорск, пересечение ул. Пушкина - Мира;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе ул. Мира, 015 (АГЗС);

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе АЗС “Фортуна“ по ул. Мира;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе пересечения ул. Дзержинского - Юбилейная.

Установленные обстоятельства самовольного размещения рекламных щитов Администрация расценила как нарушение пункта 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ и направила в адрес общества предписание от 08.06.2009 N 2571 с требованием в течение 10 дней с момента получения предписания удалить информацию с рекламного щита и демонтировать рекламные средства в течение месяца своими силами.

Поскольку указанное предписание, полученное ООО “РПФ “Линия Рекламы“ 16.06.2009, в установленный срок исполнено не было, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной
инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованными заявленные Администрацией требования о демонтаже спорных рекламных конструкций, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Закон о рекламе) данный Закон применяется в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Следовательно, спорные правоотношения регулируются Законом о рекламе.

Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ внесены изменения в статьи 19 и 33 Закона о рекламе, подлежащие применению со дня официального опубликования указанного Закона и частично с 1 июля 2008 года.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, в редакции действующей с 01.07.2008, установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе
торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Из приведенных норм права следует, что с 01.07.2008 предоставление рекламного места в г. Черногорске на земельном участке, являющемся муниципальной собственностью, для размещения рекламных щитов должно производиться по результатам аукциона, а заключенный по итогам такого аукциона договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке является единственным основанием для получения разрешения на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в г. Черногорске. В свою очередь разрешение на установку рекламной конструкции является единственным основанием для такой установки.

Как следует из материалов дела, общество в торгах в форме аукциона для заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не участвовало, разрешения на установку рекламных конструкций в виде рекламные щитов размером 3 м х 6 м по адресам:

- Республика Хакасия, город Черногорск по ул. Энергетиков напротив АТП;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе ПТО по ул. Линейная;

- Республика Хакасия, город Черногорск, пересечение ул. Пушкина - Мира;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе ул. Мира, 015 (АГЗС);

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе АЗС “Фортуна“ по ул. Мира;

- Республика Хакасия, город Черногорск, в районе пересечения ул. Дзержинского - Юбилейная, у общества отсутствуют.

Следовательно, ООО “РПФ “Линия Рекламы“ неправомерно разместило рекламные конструкции по указанным адресам.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества о том, что к спорным правоотношениям следует применять Закон о рекламе в редакции, действовавшей
до 01.07.2008, и наличие у общества договоров аренды земельных участок по соответствующим адресам.

Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ предусмотрено, что заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.07.2008) договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, разрешения на установку рекламных конструкций, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут быть аннулированы только в случаях и по основаниям, которые действовали на момент выдачи разрешения.

Как следует из материалов дела, до 01.07.2008 разрешения на установку рекламных конструкций обществу не выдавались, договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не заключались.

Следовательно, у общества не возникло право на размещение рекламных конструкций до 01.07.2008.

Судом апелляционной инстанции установлено, что между Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью “Бест Лайн“ (впоследствии переименованного в ООО “РПФ “Линия Рекламы“) подписаны следующие договоры:

от 11.08.2008 N 1737Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 19:02:01 05 20:192, расположенного по адресу: г. Черногорск, в районе пересечения ул. Дзержинского - Юбилейная;

от 11.08.2008 N 1741Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 19:02:01 07 16:1346, расположенного по адресу: г. Черногорск, в районе АЗС “Фортуна“ по ул. Мира;

от 11.08.2008 N 1747Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 19:02:01 07 14:310, расположенного по адресу: г. Черногорск, напротив АТП по ул. Энергетиков, 7;

от 11.08.2008 N 1731Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 19:02:01 05 30:272, расположенного по адресу: г. Черногорск, в районе ПТО по ул. Линейная;

от 11.08.2008 N 1750Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 19:02:01 07 17:38, расположенного по адресу:
г. Черногорск, в районе ул. Мира, 015 (АГЗС);

от 11.08.2008 N 1748Ю аренды земельного участка с кадастровым номером 19:02:01 05 17:45, расположенного по адресу: г. Черногорск, пересечение ул. Пушкина - Мира.;

Каждый из перечисленных земельных участков имеет площадь 4 кв.м. и предоставлен администрацией г. Черногорска для установки рекламных щитов (пункты 1.1. договоров).

Договоры заключены на срок с 11.08.2008 до 11.08.2013 (08.08.2013) (пункты 2.1 договоров).

Оценив перечисленные договоры аренды в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом выше приведенных норм права, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о ничтожности договоров аренды в части регулирования отношений, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно условиям договоров аренды от 11.08.2008 N 1737Ю, от 11.08.2008 N 1741Ю, от 11.08.2008 N 1747Ю, от 11.08.2008 N 1731Ю, от 11.08.2008 N 1750Ю, от 11.08.2008 N 1748Ю, изложенным в пунктах 1.1., 4.2, 6.4, предметом арендных отношений, основанием для возникновения, прекращения прав и обязанностей сторон по договору являются земельные участки, предоставленные для установки рекламных щитов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными правовыми актами.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал заключенные между сторонами договоры аренды смешанными, регулирующие, как земельные отношения, так и отношения по установки рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского
кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации моментом заключения договора, подлежащего государственной регистрации, считается момент его регистрации, если иное не установлено законом.

Договоры аренды от 11.08.2008 N 1737Ю, от 11.08.2008 N 1741Ю, от 11.08.2008 N 1747Ю, от 11.08.2008 N 1731Ю, от 11.08.2008 N 1750Ю, от 11.08.2008 N 1748Ю зарегистрированы в Черногорском отделении Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия 17.12.2009.

Таким образом, указанные договоры аренды должны соответствовать положениям законодательства о земле и рекламе на дату их регистрации - 17.12.2009.

Как изложено выше, изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2007 N 193-ФЗ в часть 5 статьи 19 Закона о рекламе определенно, что для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, необходимо проведения торгов в форме конкурса или аукциона.

Из содержания договоров аренды от 11.08.2008 N 1737Ю, от 11.08.2008 N 1741Ю, от 11.08.2008 N 1738Ю, от 11.08.2008 N 1731Ю, от 11.08.2008 N 1750Ю, от 11.08.2008 N 1748Ю следует, что они заключены на основании Постановлений главы администрации города Черногорска от 11.06.2008 N N 1557, 1561, 1542, 1537, 1540 - соответственно, которые вынесены в соответствии со статьями 22, 28, 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, поскольку нормы Закона о рекламе имеют по сравнению с нормами Земельного кодекса Российской Федерации специальный характер в части регулирования отношений по предоставлению муниципальных земельных участков для установки и размещения рекламных конструкций, а порядок заключения спорных договоров аренды не соответствует установленному Законом
о рекламе, договоры аренды от 11.08.2008 N 1737Ю, от 11.08.2008 N 1741Ю, от 11.08.2008 N 1747Ю, от 11.08.2008 N 1731Ю, от 11.08.2008 N 1750Ю, от 11.08.2008 N 1748Ю в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными в указанной части, и, следовательно, не влекут правовых последствий в сфере законодательства о рекламе.

Ссылки ответчика на то что, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, признав договоры аренды ничтожными, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не основанные на нормах материального права, поскольку в соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожной является сделка независимо от признания ее таковой судом.

Более того, Общество не представило в материалы дела разрешения на установку спорных рекламных конструкций согласно пункту 9 статьи 19 Закона о рекламе

Доводы ответчика о том, что право на заключения договоров и получения разрешений на установку рекламных конструкций возникло с момента вынесения главой администрации города Черногорска Постановлений от 11.06.2008 N N 1557, 1561, 1542, 1537, 1540 не влияют на обоснованность требований Администрации, поскольку данным правом общество до внесения изменений в Закон о рекламе не воспользовалось, соответствующие договоры заключены не были. При этом Постановления от 11.06.2008 N N 1557, 1561, 1542, 1537, 1540 о предоставлении обществу в аренду земельных участков не могут быть расценены судом как разрешение на размещение рекламы в понимании статьи 19 Закона о рекламе.

При изложенных обстоятельствах общество не подтвердило право на размещение спорных рекламных конструкций.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества о несоблюдении истцом порядка, установленного статьей 19 Закона о рекламе, в части направления обществу предписания от 08.06.2009 N 2571.

Из представленного в материалы дела предписания следует, что оно направленно по адресу г. Абакан, ул. Чертыгашева, 148 - 201 Бергеру В.М.. Предписание содержит требования со ссылкой на статью 19 Закона о рекламе о демонтаже рекламных средств по вышеуказанным адресам.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц адресом места нахождения ООО “РПФ “Линия Рекламы“ является адрес: г. Абакан, ул. Чертыгашева, 148 - 201. Руководителем и учредителем общества является Бергер В.М.

Согласно уведомлению о вручении почтового отправления предписание было вручено 16.07.2009 лично Бергер В.М. Общество не представило документы, опровергающие указанный факт.

Следовательно, Администрацией были соблюдены положения статьи 19 Закона о рекламе.

Суд апелляционной инстанции считает не подлежащим удовлетворению встречное требование ООО “РПФ “Линия Рекламы“ о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения о выдаче разрешения на размещение рекламы в течение двух месяцев со дня приема документов

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, ООО “РПФ “Линия Рекламы“ дважды обращалось в Администрацию 20.05.2009 и 03.09.2009 с просьбой выдать разрешения на установку рекламных конструкций по указанным адресам.

Согласно представленным в материалы дела письмам от 19.06.2009 N 2767 и от 30.09.2009 N 4480 Администрация отказала обществу в выдаче разрешений по причине представления пакета документов от имени другого юридического лица, а также в связи с несоблюдением обществом требований статьи 19 Закона о рекламе.

Из встречного искового заявления и апелляционной жалобы общества следует, что бездействие администрации выразилось в отсутствие ответа Администрации на обращения общества. ООО “РПФ “Линия Рекламы“ отрицает факт получения писем Администрации от 19.06.2009 N 2767 и от 30.09.2009 N 4480.

Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы общества не имеют правового значения для признания бездействия Администрации незаконными, поскольку как установлено судом апелляционной инстанции, с 01.07.2008 действует новый порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и получения разрешений.

Обществом на дату обращений 20.05.2009 и 03.09.2009 требования, установленные статьей 19 Закона о рекламе, не были соблюдены, значит, указанное бездействие Администрации не нарушает законных прав и интересов общества.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 24 декабря 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 декабря 2009 года по делу N А74-3519/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

О.И.БЫЧКОВА

Н.М.ДЕМИДОВА