Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу N А33-21645/2009 Заявление о признании незаконным постановления о назначении административного наказания за неисполнение предписания надзорного органа о представлении документов удовлетворено правомерно, поскольку, установив конечный срок представления документов, административный орган не учел время доставки предписания почтой, в связи с чем общество не имело достаточного времени для его исполнения. Факт непредставления справки о невозможности представления документов не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. по делу N А33-21645/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии представителей:

заявителя - Веденеева Р.А. по доверенности от 01.02.2010 N 10,

административного органа - Чистовой О.В. по доверенности от 23.03.2010 N 19,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 19 января 2010 года по делу N А33-21645/2009, принятое судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

открытое акционерное
общество “Сибирская губерния“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе о признании незаконным и отмене постановления от 20 ноября 2009 года о назначении административного наказания по делу N 19-09-262/ап.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2010 года заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным решением, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе административный орган указал, что вывод суда первой инстанции об отсутствии вины общества в неисполнении предписания является необоснованным; запрошенные документы должны были находиться по месту нахождения исполнительного органа общества; одного дня достаточно было для изготовления копий документов и направления их в административный орган; при невозможности представления запрашиваемых документов обществу необходимо было представить справку с пояснением причин, что не было сделано.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Открытое акционерное общество “Сибирская губерния“ зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1082404001130.

В связи с проведением прокурорской проверки в отношении общества на предмет соблюдения последним требований законодательства, на основании письма Прокуратуры Красноярского края от 02.09.2009 N 7-37-379-2009, административным органом вынесено предписание от 10.09.2009 N 19-09-ВГ-02/3125. Указанным
предписанием обществу предписано в срок до 22.09.2009 представить в административный орган документы, подтверждающие совершение сделок, связанных с участием общества в хозяйственных обществах ООО “АЛПИ-Трейд“, ООО “Камарчагский комбикормовый завод“, ООО “Полуфабрикаты “Сибирская губерния“, ООО “Юргинская продовольственная компания“, ООО “Птицефабрика “Сибирская губерния“, ООО Производственное объединение “Сибирская губерния“, ООО Агропромышленный комплекс “Сибирская губерния“, ООО Производственный комплекс “Сибирская губерния“, а также документы, касающиеся избрания органов управления общества.

Предписание получено обществом 21.09.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

В установленный срок (до 22.09.2009) общество не представило в административный орган запрашиваемые документы, о чем составлен акт от 23.09.2009.

Данный факт расценен административным органом в качестве правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 12.10.2009 N 19-09-246/пр-ап.

Административным органом 20.11.2009 вынесено постановление N 19-09-069/пн о назначении административного наказания по делу N 19-09-262/ап, которым общество привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000,0 рублей.

Общество с указанным постановлением не согласно, считает его несоответствующим законодательству и нарушающим права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 6 статьи 210 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении от 12.10.2009 N 19-09-246/пр-ап составлен уполномоченным должностным лицом - начальником отдела организации и проведения надзорных и контрольных мероприятий на финансовых рынках Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе Колчановым А.В. на основании части 1 статьи 28.3, статьи 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.11.2004 N 04-936/пз-н.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 части 2 статьи 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункт 2 в части 1 данной статьи отсутствует.

Постановление N 19-09-069/пн о назначении административного наказания по делу N 19-09-262/ап вынесено руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе Городиловым В.М., действовавшим на основании подпункта 2 части 1 статьи 23.47 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд апелляционной инстанции проверил соблюдение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, нарушений не установлено.

Удовлетворяя требование о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган не доказал состав вменяемого обществу правонарушения, поскольку вина общества в совершении правонарушения отсутствует.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Как следует из материалов дела, в связи с проведением прокурорской проверки в отношении общества на предмет соблюдения последним требований законодательства, на основании письма Прокуратуры Красноярского края от 02.09.2009 N 7-37-379-2009, административным органом вынесено предписание от 10.09.2009 N 19-09-ВГ-02/3125.

Указанным предписанием обществу предписано в срок до 22.09.2009 представить в административный орган документы, подтверждающие совершение сделок, связанных с участием общества в хозяйственных обществах ООО “АЛПИ-Трейд“, ООО “Камарчагский комбикормовый завод“, ООО “Полуфабрикаты “Сибирская губерния“, ООО “Юргинская продовольственная компания“, ООО “Птицефабрика “Сибирская губерния“, ООО Производственное объединение “Сибирская губерния“, ООО Агропромышленный
комплекс “Сибирская губерния“, ООО Производственный комплекс “Сибирская губерния“, а также документы, касающиеся избрания органов управления общества.

Предписание получено обществом 21.09.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

В установленный срок (до 22.09.2009) общество не представило в административный орган запрашиваемые документы, о чем составлен акт от 23.09.2009 и протокол об административном правонарушении от 12.10.2009 N 19-09-246/пр-ап.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что административным органом доказан факт неисполнения обществом законного предписания административного органа о представлении документов. Факт непредставления запрашиваемых документов в установленный в предписании срок обществом не оспаривается.

Указанное нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что для вывода об отсутствии вины общества в совершенном правонарушении суд должен установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии объективных причин для
невыполнения требований предписания в установленный срок.

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным органом, предписание от 10.09.2009 N 19-09-ВГ-02/3125 получено обществом 21.09.2009, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении N 66001711198839. В предписании установлен срок исполнения - до 22.09.2009.

В качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины общества в неисполнении в срок предписания административного органа, суд первой инстанции указал на значительный объем запрошенных документов и недостаточное время для выполнения предписания - всего один день.

Суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин для невыполнения обществом требований предписания в установленный срок.

Как правильно указано судом первой инстанции, непосредственному представлению в административный орган запрошенных документов предшествует работа по подготовке указанных документов. Поступившее предписание должно быть доведено до сведения руководителя общества, который должен назначить ответственное лицо за подготовку документов, далее необходимо время на сбор и копирование документов.

При этом, один день с момента получения предписания (21.09.2009) и до окончания срока представления документов (22.09.2009) не является достаточным временем для выполнения требования предписания. Данное обстоятельство безусловно свидетельствует об отсутствии вины общества в неисполнении в срок предписания административного органа.

Кроме того, административным органом при оформлении оспариваемого предписания нарушены требования к форме предписания о представлении документов, утвержденной приложением N 3 к приказу Федеральной службы по финансовым рынкам от 13.11.2007 N 07-107/пз-н “Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора“.

Пунктом 15.2 указанного регламента установлено, что текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, в котором даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины
подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания.

Форма предписания установлена в приложении N 3 к Административному регламенту, согласно которой в части срока представления документов указывается сам срок представления документов и момент начала течения указанного срока - “с даты получения настоящего предписания“.

В оспариваемом предписании в части срока представления документов указано - “открытому акционерному обществу “Сибирская губерния“ в срок до 22.09.2009 (включительно) представить в Региональное отделение документы...“.

Таким образом, установив только конечный срок представления документов, административный орган не учел время доставки предписания органом почтовой связи, и фактически не установил сам временной период представления документов (3, 5, 10 дней). Следствием чего, в данном конкретном случае, обществу оставался только один день для подготовки и направления значительного количества документов.

Довод апелляционной жалобы о том, что общество имело возможность в срок до 22.09.2009 представить в административный орган справку о невозможности представления запрашиваемых документов с пояснением причин, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции.

Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за непредставление в срок запрашиваемых документов. Справка о невозможности представления документов не относится к самим запрашиваемым документам. При рассмотрении вопроса о вине общества в непредставлении в срок документов необходимо исследовать причины непредставления документов, а не указанной справки.

Факт непредставления справки о невозможности представления документов не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, данное обстоятельство не имеет правового значения при исследовании вопроса о наличии (отсутствии) вины общества.

Довод апелляционной жалобы о том, что запрошенные документы должны были
находиться по месту нахождения исполнительного органа общества, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.

Согласно пояснениям представителя общества часть запрашиваемых предписанием документов находилась по месту нахождения обособленных подразделений общества.

Статьей 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об открытых акционерных обществах“ предусмотрено, что общество обязано хранить по месту нахождения его исполнительного органа все документы, связанные с созданием и деятельностью общества.

Вместе с тем, то обстоятельство, что запрашиваемые административным органом документы хранились по месту нахождения обособленных подразделений общества, не изменяет вывод суда о том, что общество не имело достаточного времени для исполнения предписания.

Административный орган должен выполнять возложенные на него контрольные функции и использовать предоставленные ему права таким образом, чтобы не допускать ущемления прав и законных интересов подконтрольных организаций.

Учитывая, что общество осуществляет текущую хозяйственную деятельность, сотрудники общества выполняют определенные трудовые функции, административный орган при направлении обществу предписания должен был установить реальный временной период, в течение которого сотрудники общества без ущерба для своих служебных обязанностей имели бы возможность подготовить и направить необходимые документы.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии вины общества в неисполнении в срок предписания является обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения
к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2010 года по делу N А33-21645/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Л.А.ДУНАЕВА