Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А69-314/07-11 Заявление о признании недействительным решения о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва путем реорганизации в форме преобразования и решения о регистрации создания юридического лица - Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва удовлетворено, поскольку преобразование предполагает изменение организационно-правовой формы государственного учреждения, которое фактически не произошло.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2010 г. по делу N А69-314/07-11

Резолютивная часть постановления объявлена “29“ марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “30“ марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.

при участии:

от прокурора Республики Тыва: Черных А.В., на основании служебного удостоверения,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Республики Тыва

на решение Арбитражного суда Республики Тыва от “30“ октября 2009 года по делу N А69-314/2007-11, принятое судьей Ажи В.А.,

установил:

заместитель прокурора Республики Тыва (далее - прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании
недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва от 22.04.2004 N 254 (далее - регистрирующий орган, ответчик) о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва путем реорганизации в форме преобразования и решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва от 22.04.2004 N 253 о регистрации создания юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

Дело рассмотрено при участии в качестве заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва, Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

Определением Республики Тыва от 17.05.2007 производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2007 определение от 17.05.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 30.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 30.10.2009 не согласен по следующим основаниям:

- решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24.07.2003 по делу N А69-948/03-2 признано незаконным решение регистрирующего органа от 14.10.2002 N 250 “О государственной регистрации Законодательной палаты Великого Хурала Республика Тыва“, во исполнение которого регистрирующим органом 15.09.2003 внесена запись N 2031700521587 и выдано свидетельство от 15.09.2003, в связи с чем, действия по регистрации реорганизации юридического лица Законодательная палата Верховного Хурала Республики Тыва совершены в отношении не созданного юридического лица;

- организационно-правовая форма реорганизуемого юридического лица не изменена, в связи с чем, преобразования не было.

Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва представил отзыв на апелляционную жалобу,
в котором решение от 30.10.2009 считает законным и обоснованным, поскольку на регистрацию представлен полный пакет документов; решение Арбитражного суда Республики Тыва от 24.07.2003 по делу N А69-948/03-2 исполнено путем реорганизации Законодательной палаты Великого Хурала Республика Тыва в форме преобразования, являющейся одним из способов прекращения деятельности юридического лица наряду с ликвидацией; в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.1999 N 2487/98 судебное решение о признании недействительной регистрации юридического лица является началом процесса ликвидации, но не может заменить собой процедуру ликвидации.

Регистрирующий орган, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва отзывы на апелляционную жалобу не представили.

В судебное заседание 29.03.2010 представители регистрирующего органа и 3-х лиц не явились. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва, Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, свидетельствующими о вручении определения суда 3-м лицам - 15.03.2010, регистрирующему органу - 16.03.2010.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

В Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва 22.04.2004 вх. N 255 подано заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации - государственного учреждения Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва. Согласно расписке к заявлению приложены положение создаваемого юридического лица, решение о реорганизации юридического лица, передаточный акт и документ об уплате государственной пошлины
(т. 1 л.д. 25-48).

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва приняты решение от 22.04.2004 N 253 о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, о чем выдано свидетельство от 22.04.2004 и внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1041700509290) (т. 1 л.д. 49-50); решение от 22.04.2004 N 254 о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, о чем выдано свидетельство от 22.04.2004 и внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 2041700509300) (т. 1 л.д. 51, 11).

Не согласившись с указанными решениями, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 52, части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным.

Поскольку копии оспариваемых решений, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и иные документы поступили в прокуратуру по требованию прокурора 09.01.2007 (т. 1 л.д. 10), заявление о признании недействительными решений от 22.04.2004 N 253 и N 254 направлено прокурором в Арбитражный суд Республики Тыва 07.02.2007 и поступило в Арбитражный суд Республики Тыва 09.02.2007 (т. 1 л.д. 7), то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что трехмесячный срок на обжалование указанных решений прокурором не пропущен.

Доводы ответчика о том, что прокуратура 14.04.2004 знала о предстоящей реорганизации в форме преобразования государственного учреждения Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, поскольку принимала участие на заседании четвертой сессии Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, на которой принято постановление “О внесении изменений в Регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“, где установлено, что Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва обладает правами
юридического лица; данное постановление вручено прокурору (т. 4 л.д. 78-79), подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку на дату указанного заседания 14.04.2004 оспариваемые решения еще не были приняты; а положение в Регламенте о том, что Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва обладает правами юридического лица, а также указание в протоколе сессии от 14.04.2004, что подготавливается нормативно-правовая база для дальнейшей реорганизации в форме преобразования Законодательной палаты (т. 4 л.д. 89), не позволяет сделать каких-либо выводов о предстоящей и возможной реорганизации и исчислении сроков для обжалования соответствующих решений регистрирующего органа.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предметом спора в настоящем деле являются проверка законности принятия регистрирующим органом решения от 22.04.2004 N 253 о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (т. 1 л.д. 49) и решения от 22.04.2004 N 254 о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (т. 1
л.д. 51).

В решении суда первой инстанции в нарушение части 3 статьи 133, статьи 135, статей 40, 44, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не определено процессуальное положение лиц, участвующих в деле.

С учетом заявленных прокурором требований и представленных уточнений о процессуальном положении лиц, участвующих в деле, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва является ответчиком по заявленным требованиям; Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва и Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва - третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора.

Оспаривая решения регистрирующего органа от 22.04.2004 N 253 и N 254, прокурор ссылается на то, что решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24.07.2003 по делу N А69-948/03-2 признано незаконным решение регистрирующего органа от 14.10.2002 N 250 “О государственной регистрации Законодательной палаты Великого Хурала Республика Тыва“, во исполнение которого регистрирующим органом 15.09.2003 внесена запись N 2031700521587 и выдано свидетельство от 15.09.2003, в связи с чем, действия по регистрации реорганизации юридического лица Законодательная палата Верховного Хурала Республики Тыва совершены в отношении не созданного юридического лица.

Как следует из материалов дела, государственное учреждение Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва как юридическое лицо создано путем реорганизации в форме преобразования 14.10.2002 (Основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) 1021700509511), о чем соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 11).

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24.07.2003 по делу N А69-948/03-2 (т. 1 л.д. 18-20) признано незаконным решение регистрирующего органа от 14.10.2002 N 250 “О государственной регистрации Законодательной палаты Великого Хурала Республика Тыва“, суд обязал регистрирующий орган отменить принятые во исполнение решения от 14.10.2002
N 250 акты налогового органа.

Во исполнение указанного решения Арбитражного суда Республики Тыва регистрирующим органом в отношении Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва 15.09.2003 принято решение N 1462 (т. 1 л.д. 17), внесена запись N 2031700521587 - внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы (т. 1 л.д. 13) и выдано свидетельство от 15.09.2003 (т. 1 л.д. 16). В данном свидетельстве указано, что в ЕГРЮЛ внесена запись о признании недействительным ОГРН 1021700509511 от 14.10.2002 на основании решения Арбитражного суда Республики Тыва от 24.07.2003 по делу N А69-948/03-2.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей на момент принятия оспоренных решений, правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63).

Согласно частям 1 и 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В силу части 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в
единый государственный реестр юридических лиц.

Из изложенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к способам прекращения деятельности юридического лица относятся реорганизация и ликвидация юридического лица.

При этом, из материалов дела, в том числе выписок из ЕГРЮЛ, следует, что юридическое лицо - Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, о прекращении деятельности которого путем реорганизации вынесено оспоренное решение N 254, и юридическое лицо - Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, о создании которого путем реорганизации в форме преобразования вынесено оспоренное решение N 253, являются государственными учреждениями.

В соответствии с частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), в редакции, действующей на момент принятия оспоренных решений, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации все учреждения являются некоммерческими организациями. Однако, Федеральный закон N 7-ФЗ (в действующей редакции) применяется только в отношении частных учреждений (см. статья 9), а на государственные и муниципальные учреждения не распространяется (см. пункт 5 статьи 1). Однако, указанные изменения в Федеральный закон N 7-ФЗ были внесены Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ. При этом, при рассмотрении настоящего дела подлежат применению соответствующие положения Федерального закона N 7-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия оспоренных решений.

Согласно статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в
форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций). Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Частью 2 статьи 17 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Статья 18 Федерального закона N 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу статьи 21 Федерального закона N 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В силу подпункта “и“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (в редакции, действовавшей в спорный период) в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в качестве способов прекращения юридического лица (государственного учреждения) могут быть указаны: реорганизация, ликвидация, исключение из реестра по решению регистрирующего органа.

Таким образом, деятельность юридического лица (в том числе государственного учреждения) может быть прекращена после завершения мероприятий, предусмотренных законом, одним из способов, установленных в действующем гражданском законодательстве: после ликвидации, реорганизации либо принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Иные способы прекращения деятельности юридического лица с организационно-правовой формой в виде государственного учреждения не предусмотрены действующим законодательством.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на дату вынесения оспариваемых решений 22.04.2004 в отношении государственного учреждения Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва проводились мероприятия по реорганизации или ликвидации, также как отсутствует решение регистрирующего органа об исключении данного учреждения из государственного реестра.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 438 от 19.06.2002 “О Едином государственном реестре юридических лиц“ утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, которые применяются на территории Российской Федерации органами, осуществляющими регистрацию юридических лиц, начиная со дня введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“.

В силу абзаца 2 пункта 1 Правил, подпункта “и“ пункта 1 Приложения N 2 к ним, правила устанавливают порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи государственного реестра. К сведениям о юридическом лице, включаемым в запись Единого государственного реестра юридических лиц, отнесены, в том числе, сведения о прекращении деятельности юридического лица:

- способ прекращения деятельности юридического лица;

- дата принятия решения о прекращении деятельности;

- наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24.07.2003 по делу N А69-948/03-2 признано недействительным решение регистрирующего органа от 14.10.2002 N 250 “О государственной регистрации Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“. При этом, в указанном решении не содержится вывода о прекращении деятельности юридического лица - государственного учреждения Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва.

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что на основании решения регистрирующего органа от 14.10.2002 N 250 внесена запись о создании Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва путем реорганизации в форме преобразования (т. 1 л.д. 11).

Запись о прекращении деятельности указанного юридического лица одним из предусмотренных законом способов в ЕГРЮЛ отсутствует.

Следовательно, указание в свидетельстве от 15.09.2003 о признании недействительным ОГРН 1021700509511 не является основанием для вывода о прекращении деятельности юридического лица - государственного учреждения Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, в одной из предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации форм (ликвидации или реорганизации).

Запись о признании недействительным ОГРН и запись о прекращении деятельности юридического лица одним из предусмотренных законом способов имеют разное юридическое значение, и как следствие, разные правовые последствия. Признание государственной регистрации юридического лица недействительной не влечет автоматического прекращения деятельности юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации правовым последствием признания регистрации юридического лица недействительной является его ликвидация. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц, что следует из пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Судебное решение о признании недействительной регистрации юридического лица может являться основанием для начала процедуры ликвидации, но не может заменить собой саму процедуру ликвидации. Кроме того, закон не предусматривает ничтожности всех правовых действий юридического лица, регистрация которого признана недействительной. Данные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.1999 N 2487/98.

Поскольку доказательств прекращения деятельности государственного учреждения Законодательная палата Республики Тыва в форме ликвидации или реорганизации и внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о прекращении деятельности государственного учреждения Законодательная палата Республики Тыва в качестве юридического лица на дату вынесения регистрирующим органом оспариваемых решений (22.04.2004) в материалы дела не представлено, то основания для вывода о том, что 22.04.2004 ответчиком совершены действия по регистрации реорганизации юридического лица - государственного учреждения Законодательная палата Верховного Хурала Республики Тыва, как не созданного юридического лица, отсутствуют.

Вместе с тем, с учетом выводов Арбитражного суда Республики Тыва, послуживших основанием для признания незаконным решения регистрирующего органа от 14.10.2002 N 250 “О государственной регистрации Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва“, о том, что согласно пунктам 1, 4 статьи 96 Конституции Республики Тыва статусом юридического лица обладает Великий Хурал Республики Тыва, состоящий из двух палат (Законодательной палаты и Палаты представителей), которые не обладают статусом юридического лица, доводы Аппарата Законодательной палаты Республики Тыва о том, что прекращение деятельности осуществлено путем реорганизации (в форме преобразования) суд апелляционной инстанции считает необоснованными, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 22.04.2004 в регистрирующий орган подано заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования - государственного учреждения Законодательная плата Великого Хурала Республики Тыва в государственное учреждение Аппарат Законодательной платы Великого Хурала Республики Тыва (т. 1 л.д. 26-32).

На основании указанного заявления ответчиком 22.04.2004 приняты:

- решение N 253 о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (т. 1 л.д. 49);

- решение N 254 о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (т. 1 л.д. 51).

Соответствующие записи внесены в ЕГРЮЛ (ГРН 1041700509290 и ГРН 2041700509300 соответственно).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Статьей 14 Закона о регистрации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

в) решение о реорганизации юридического лица;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины.

Согласно расписке (т. 1 л.д. 25) в регистрирующий орган представлены:

- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (т. 1 л.д. 26-32);

- Положение об Аппарате Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (т. 1 л.д. 35-45);

- решение о реорганизации юридического лица - распоряжение Председателя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 20.04.2004 N 56 (т. 1 л.д. 33);

- передаточный акт - Акт передачи финансово-хозяйственной деятельности Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 22.04.2004 (т. 1 л.л. 46-48);

- документ об уплате государственной пошлины.

Согласно распоряжению Председателя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 20.04.2004 N 56 юридическое лицо Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва реорганизована в форме преобразования в юридическое лицо Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Статьей 41 Закона Республики Тыва от 09.11.2001 N 1143 “Об управлении государственной собственностью Республики Тыва“ предусмотрено, что решение о создании государственных учреждений принимается Правительством Республики Тыва по представлению соответствующего министерства, государственного комитета, в ведомственном подчинении которого будет находиться учреждение. Государственные учреждения создаются и действуют на основании законодательства Республики Тыва, устава (положения). В качестве учредителя государственного учреждения по поручению Правительства Республики Тыва выступает соответствующее отраслевое министерство, государственный комитет. Устав (положение) государственного учреждения утверждается соответствующим отраслевым министерством, согласовывается с Государственным комитетом Республики Тыва по управлению государственным имуществом.

Статьей 44 указанного Закона предусмотрено, что учреждение может быть реорганизовано или ликвидировано в случае достижения целей его деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Тыва и Российской Федерации. Решение о реорганизации или ликвидации принимается Правительством Республики Тыва на основании представления соответствующего отраслевого министерства, ведомства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Тыва и Российской Федерации.

Глава 9 “Законодательная (представительная) власть“ Конституции Республики Тыва среди полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (статья 104) положений о возможности создания либо реорганизации (преобразования) Законодательной палатой Великого Хурала либо ее Председателем, юридических лиц, в том числе государственных учреждений “е предусматривает. Указанные полномочия отсутствуют и в Регламенте Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

Таким образом, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва не является уполномоченным лицом на принятие решений о создании и реорганизации государственных учреждений.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Акт передачи финансово-хозяйственной деятельности от 22.04.2004 (т. 1 л.д. 46-48) уполномоченным органом на принятие решения о реорганизации государственного учреждения (Правительством Республики Тыва) не утвержден.

Следовательно, решение о реорганизации юридического лица и передаточный акт (подпункт “в“ и подпункт “д“ пункта 1 статьи 14 Закона о регистрации) в регистрирующий орган не представлялись, что в соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

Кроме того, в нарушение пункта “б“ статьи 14 Закона о регистрации представленное на регистрацию Положение об Аппарате Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, утвержденное распоряжением председателя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва N 56 от 20.04.2004, положений о реорганизации не содержит. При этом, в соответствии с пунктом 1.3 указанного положения аппарат является правопреемником Аппарата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на регистрацию представлен пакет документов, содержащих противоречивые сведения, что не было учтено регистрирующим органом.

Кроме того, основания для вывода о реорганизации государственного учреждения Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва в форме преобразования также отсутствуют в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

В силу части 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Частью 2 статьи 17 Федерального закона N 7-ФЗ (в редакции, действующей на дату принятия оспоренных решений, то есть до внесения изменений Федеральным законом N 175-ФЗ от 03.11.2006) было предусмотрено, что учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Следовательно, преобразование предполагает изменение организационно-правовой формы юридического лица, а для государственных учреждений - в предусмотренные законом организационно-правовые формы.

В заявлении от 22.04.2004 указано, что организационно-правовая форма реорганизуемого юридического лица (Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва) - государственное учреждение, организационно-правовая форма юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования - государственное учреждение. В данном случае наименование организации указывает на характер ее деятельности, а не на ее организационно-правовую форму, что соответствует пункту 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Следовательно, основания для вывода о реорганизации государственного учреждения Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва в форме преобразования отсутствуют.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы права, а также цели и назначение государственного реестра, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 22.04.2004 N 253 о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования и решение от 22.04.2004 N 254 о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме преобразования являются недействительными как противоречащие Закону о регистрации.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как выводы суда о соответствии оспоренных решений требованиям статьи 14 Федерального закона о регистрации не соответствуют обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от “30“ октября 2009 года по делу N А69-314/07-11 отменить. Принять новый судебный акт.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва от 22.04.2004 N 254 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - Законодательной палаты Великого хурала Республики Тыва путем реорганизации в форме преобразования и от 22.04.2004 N 253 о регистрации создания юридического лица путем реорганизации в форме преобразования - Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи

Н.М.ДЕМИДОВА

Л.А.ДУНАЕВА