Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А33-4458/2009 По делу о признании незаконным приказа Агентства лесной отрасли края об отмене приказов, которыми было утверждено экспертное заключение на проект освоения лесов.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2010 г. по делу N А33-4458/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “18“ марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “30“ марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“): Рабцевича Р.В., представителя по доверенностям от 29.12.2009 N 808-09, от 30.12.2009 N 71-ИД, от 20.01.2010 N 55-ИД;

от ответчика (Агентства лесной отрасли Красноярского края): Горовенко А.Н., представителя по доверенности от 06.08.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“

на решение Арбитражного суда
Красноярского края

от “03“ декабря 2009 года по делу N А33-4458/2009,

принятое судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

открытое акционерное общество “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ (далее - заявитель, общество, ОАО “ФСК ЕЭС“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Агентству лесной отрасли Красноярского края (далее - ответчик, Агентство) о признании незаконным приказа от 15.01.2009 N 3.

Дело рассмотрено с участием Красноярского природоохранного прокурора (далее - Прокурор).

Решением суда Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08 октября 2009 года указанный выше судебный акт отменен, дело направлено на новое рассмотрение.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

- оспариваемый приказ вынесен с нарушением установленной процедуры, поскольку к компетенции Агентства отнесены только вопросы утверждения положительного или отрицательного экспертного заключения, а непризнание утратившими силу ранее изданных приказов;

- в нарушение положений Устава Красноярского края приказ от 15.01.2009 N 3 не содержит правового обоснования;

- суд первой инстанции необоснованно возложил обязанность по доказыванию обстоятельств невозможности выбора другого участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи других линейных объектов на общество; судом не учтено, что строительство объектов электросетевого хозяйства осуществлялось в соответствии с положениями Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года;

- суд первой инстанции нормативно не обосновал, что обществом будет проводиться сплошная рубка; заявителем не планировалось проведение сплошной рубки, поскольку
данный вид рубок применяется при заготовке древесины, следовательно, отсутствует нарушение статьей 104, 106 Лесного кодекса Российской Федерации;

- общество использовало лесные участки для строительства, а не эксплуатации линейных объектов, следовательно, перевод защитных лесов в категорию земель промышленного и иного специального назначения в данном случае не требуется.

Представитель общества в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.

Представитель Агентства и Прокурор с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах.

Прокурор, надлежащим образом извещенный о времени месте судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений NN 708577, 708591, в судебное заседание не явился. Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии Прокурора.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся до 17 час. 40 мин. 18.03.2010.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

В рамках реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 215-р, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 1708-р “Об инвестиционных проектах, реализуемых при поддержке за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации“ открытое акционерное общество “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы“ осуществляет строительство электросетевых объектов, участвующих в схеме выдачи мощности строящейся Богучанской ГЭС, а именно:

двух ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС - ПС Приангарская;

двух ВЛ 220 кВ ПС Приагарская - ПС Раздолинская;

ПС 220 кВ Приангарская.

Приказом Агентства от 12.05.2008 N 669 лесной участок земель лесного фонда площадью 727,959 га предоставлен обществу в
аренду на три года для использования в целях строительства двух линий электропередач ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС-ПС Приангарская-ПС Раздолинская по проекту “Комплексное развитие Нижнего Приангарья“.

19.05.2008 между ОАО “ФСК ЕЭС“ и Агентством был заключен договор аренды N 83 вышеуказанного участка лесного фонда, который был передан арендатору по акту приема-передачи от 19.05.2008.

Согласно договору аренды лесного участка от 19.05.2008 N 83 общая площадь предоставленного в аренду лесного участка составляет 727,959 га, в том числе 65, 879 га - защитные леса. Вид разрешенного использования лесов: для строительства линий электропередачи.

Проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду, был разработан открытым акционерным обществом “Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы“ в лице филиала “Центр инжиниринга и управления строительством Сибири“ на основании договора на выполнение функций заказчика-застройщика от 01.04.2008 N Ц/01.

По результатам рассмотрения проекта освоения лесов комиссией, созданной Агентством, было выдано положительное экспертное заключение рег. N 19, утвержденное приказом Агентства от 30.07.2008 N 1125.

Приказом Агентства от 01.07.2008 N 960 лесной участок земель лесного фонда площадью 291,011 га предоставлен обществу в аренду на три года для использования в целях строительства двух линий электропередач ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС-ПС Приангарская-ПС Раздолинская по проекту “Строительство линий электропередачи от подстанции Камала-1 до строящейся Богучанской ГЭС через пос. Карабула“.

08.07.2008 между ОАО “ФСК ЕЭС“ и Агентством был заключен договор аренды N 155 вышеуказанного участка лесного фонда, который был передан арендатору по акту приема-передачи от 08.07.2008.

Согласно договору аренды лесного участка от 08.07.2008 N 155 общая площадь предоставленного в аренду лесного участка составляет 291,011 га, в том числе 63,132 га - защитные леса.
Вид разрешенного использования лесов: для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.

Проект освоения лесов по лесному участку, переданному в аренду, был разработан открытым акционерным обществом “Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы“ в лице филиала “Центр инжиниринга и управления строительством Сибири“ на основании договора на выполнение функций заказчика-застройщика от 01.04.2008 N Ц/01.

По результатам рассмотрения проекта освоения лесов комиссией, созданной Агентством, было выдано положительное экспертное заключение рег. N 23, утвержденное приказом Агентства от 12.08.2008 N 1215а.

По результатам проверки, проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой, в адрес Агентства направлено представлении от 12.12.2008 “Об устранении нарушений требований природоохранного законодательства“, которым Агентству предложено, в том числе рассмотреть настоящее представление с участием Красноярского природоохранного прокурора, принять меры по устранению выявленных нарушений закона - признать незаконными экспертные заключения по освоению лесов по Богучанскому и Терянскому лесничествам путем отмены приказов Агентства лесной отрасли Красноярского края от 12.08.2008 N 1215а и от 30.07.2008 N 1125.

Приказом Агентства от 15.01.2009 N 3 приказы от 30.07.2008 N 1125, от 12.08.2008 N 1215а признаны утратившими силу.

Общество, считая приказ Агентства от 15.01.2009 N 3 незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены
судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие
его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает, что Агентство доказало законность оспариваемого приказа, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, между ОАО “ФСК ЕЭС“ и Агентством были заключены договоры аренды от 19.05.2008 N 83 и от 08.07.2008 N 155 участков лесного фонда 727,959 га и 291,011 га - соответственно.

Обществом на указанные земельные участки были предоставлены соответствующие Проекты освоения лесов по лесному участку

По результатам рассмотрения проектов освоения лесов комиссией, созданной Агентством, были выданы положительные экспертные заключения рег. NN 19 и 23, утвержденные приказами Агентства от 30.07.2008 N 1125 и от 12.08.2008 N 1215а - соответственно.

Приказом Агентства от 15.01.2009 N 3 приказы от 30.07.2008 N 1125, от 12.08.2008 N 1215а признаны утратившими силу.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции, действовавшей в спорный период) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий, в том числе по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация
лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно положениям статей 88, 89 Кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 данной статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.05.2007 N 125 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок). Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов (далее - экспертиза) проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4 Порядка для проведения экспертизы органы государственной власти и органы местного самоуправления могут образовывать экспертные комиссии. По решению органа, образовавшего экспертную комиссию, в ее состав могут входить представители общественных объединений.

Согласно пункту 9 экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям
и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 Порядка отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края является Агентство лесной отрасли Красноярского края

К компетенции Агентства относится проведение и утверждение государственной экспертизы проектов освоения лесов, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, издание приказов по вопросам, входящим в компетенцию Агентства (пункты 3.10, 3.31 названного Положения).

В силу положений статьи 138 Устава Красноярского края, статьей 24, 29 Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 “О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края“ органы исполнительной власти края (в данном случае Агентство лесной отрасли Красноярского края) по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты.

Таким образом, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку проведение и утверждение государственной
экспертизы проектов освоения лесов относится к компетенции Агентства, оно наделено как полномочиями по изданию приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, так и полномочиями по отмене приказов об утверждении заключений экспертных комиссий, в случае выявления несоответствия проекта освоения лесов, экспертного заключения требованиям действующего законодательства.

Доводы общества об отсутствии у Агентства соответствующих полномочий по отмене ранее выданного приказа, и необходимости в данном случае провести экспертизу с выдачей отрицательного экспертного заключения не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку выше приведенное правовое регулирование не исключает право органа государственной власти (Агентства) отменить ранее вынесенный им приказ в случае обнаружения несоответствия его действующему законодательству. При этом самим Порядком не предусмотрена возможность повторного создания экспертной комиссии для рассмотрения проекта освоения лесов.

Следовательно, вынесение Агентством приказа от 15.01.2009 N 3, которым признаны утратившими силу ранее вынесенные приказы от 30.07.2008 N 1125 и от 12.08.2008 N 1215а не выходит за пределы полномочий Агентства.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества со ссылкой на статьи 145 Устава Красноярского края и статьи 29 Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 “О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края“ о том, что оспариваемый приказ не содержит ссылки на основания его вынесения, поскольку данные обстоятельства не влияют на его законность, в виду следующего.

Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, основанием вынесения оспариваемого приказа явилось представление Красноярской природоохранной прокуратуры от 12.12.2008 “Об устранении нарушений требований природоохранного законодательства“, которым Агентству предложено, в том числе признать незаконными экспертные заключения по освоению лесов по Богучанскому и Терянскому лесничествам путем отмены приказов Агентства лесной отрасли Красноярского края от 12.08.2008 N 1215а и от 30.07.2008 N 1125- соответственно.

Таким образом, принимая во внимание, что объектом прокурорского представления явились приказы от 12.08.2008 N 1215а и от 30.07.2008 N 1125а, оспариваемый приказ об отмене вынесен Агентством непосредственно после представления Прокурора (15.01.2009) в отношении названных приказов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основанием для вынесения оспариваемого приказа послужили установленные Прокурором факты нарушения законодательства с учетом согласия Агентства с допущенными нарушениями.

Доводы общества о том, что признание приказов от 12.08.2008 N 1215а и от 30.07.2008 N 1125а утратившими силу, а не их отмена, повлекло правовую неопределенность, поскольку данная формулировка не означает, что регулируемые актом отношения перестали существовать, свидетельствуют о необходимости иного варианта регулирования, отклоняются судом как несоответствующие материалам дела. В рассматриваемом случае, как изложено выше, основанием для вынесения спорного приказа, послужили установленные Красноярской природоохранной прокуратуры обстоятельства несоответствия приказов 12.08.2008 N 1215а и от 30.07.2008 N 1125а действующему законодательству, следовательно, признание приказов утратившими силу означает прекращение их действия.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами Красноярской природоохранной прокуратуры, изложенными в представлении от 12.12.2008.

В указанном представлении отражены следующие выводы и нарушения:

- в соответствии с проектами освоения лесов по Богучанскому и Терянскому лесничествам участки лесов, предназначенные в рубку для строительства, реконструкции, эксплуатации линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, находятся, в том числе в защитных лесах;

- в соответствии со статьями 104 - 107 Кодекса на территории защитных лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;

- в соответствии с действующим законодательством на особо защитных участках лесов выполнение работ по строительству линий допускается в случае отсутствия иных вариантов возможного размещения указанных объектов, использование ценных лесов в целях строительства линий электропередачи допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов;

- в соответствии с действующим законодательством строительство линий электропередач на территории защитных лесов возможно только после перевода их в категорию земель промышленности и иного специального назначения (земель энергетики) в установленном законом порядке;

- при строительстве линии электропередач планируется рубка всех деревьев на отведенном под строительство участке, последующая эксплуатация линии электропередачи предполагает рубку деревьев в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линии электропередачи;

- земли лесного фонда Богучанского и Терянского лесничества в установленном законом порядке не переведены в категорию земель энергетики;

- в утвержденных положительных экспертных заключениях должностными лицами Агентства не дана оценка наличия иных вариантов возможного размещения линейных объектов.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Кодекса (часть 3 статьи 10 Кодекса).

В силу части 1 статьи 102 Кодекса к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Кодекса.

Частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения, в том числе, водоохранных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В соответствии с частью 2 статьи 102 Кодекса с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников

4) ценные леса:

Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах, установлен статьей 104 Кодекса, согласно которой в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

В силу статьи 106 Кодекса в ценных лесах запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Кодекса.

Согласно частям 3, 4 статьи 17 Кодекса сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Приказом от 22.01.2008 N 13 Министерства природных ресурсов Российской Федерации (действовавшем в спорном периоде) утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов.

Пунктом 5 указанных Особенностей установлено, что если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также настоящими Особенностями, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах и лесах, расположенных на особо защитных участках лесов, допускается проведение рубок ухода за лесом, санитарных рубок и прочих рубок.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах, а также ценных лесов, не предусматривает проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои водоохранные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно договору аренды лесного участка от 19.05.2008 N 83, проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду обществу в целях строительства двух линий электропередач ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС-ПС Приангарская-ПС Раздолинская по проекту “Комплексное развитие Нижнего Приангарья“, общая площадь предоставленного в аренду лесного участка составляет 727,959 га, в том числе 65, 879 га - защитные леса, из которых: 13,547 га - леса, расположенные в водоохранных зонах, 52,332 га - ценные леса.

Согласно договору аренды лесного участка от 08.07.2008 N 155, проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду обществу в целях строительства двух линий электропередач ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС-ПС Приангарская-ПС Раздолинская по проекту “Строительство линий электропередачи от подстанции Камала-1 до строящейся Богучанской ГЭС через пос. Карабула“, общая площадь предоставленного в аренду лесного участка составляет 291,011 га, в том числе 63,132 га - защитные леса, из которых: 23,938 га - леса, расположенные в водоохранных зонах, 39,194 га - ценные леса.

Из таксационной характеристики лесных насаждений на лесном участке следует, что на площади 727,959 га, запас лесных насаждений составляет 102 507,070 га (таблица N 5 к проекту освоения лесов). Согласно таксационной характеристике лесных насаждений на лесном участке на площади 291,011 га, запас лесных насаждений составляет 61 763,34 га (таблица N 5 проекта освоения лесов).

Рубки лесных насаждений проектом запланированы на всей площади лесных участков, площадь насаждений, подлежащих рубке, под объекты не связанные с созданием лесной инфраструктуры в отношении лесного участка, представляемого обществу для использования в целях строительства двух линий электропередач ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС-ПС Приангарская-ПС Раздолинская по проекту “Комплексное развитие Нижнего Приангарья“, составляет 727,959 га, вырубаемый запас древесины составляет 102 507,070 куб. м (таблица N 9 проекта освоения лесов), в целях строительства двух линий электропередач ВЛ 220 кВ Богучанская ГЭС-ПС Приангарская-ПС Раздолинская по проекту “Строительство линий электропередачи от подстанции Камала-1 до строящейся Богучанской ГЭС через пос. Карабула“ составляет 291,011 га, вырубаемый запас древесины составляет 61 763,34 куб. м (таблица N 9 проекта освоения лесов).

Согласно разделу 3 проектов освоения лесов основными направлениями деятельности по использованию земельных участков являются, в том числе, осуществление прочих (сплошных) рубок лесных насаждений на площади лесных участков 727,959 га и 291,011 га, включающие в себя, в том числе защитные леса.

Принимая во внимание соотношение показателей объемов рубок и запаса лесных насаждений на лесном участке, а также технологию строительства линий электропередач, которое включает в себя сплошную вырубку лесных насаждений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что проект освоения лесов фактически предусматривает сплошные рубки, что противоречит требованиям статей 104, 106 Кодекса.

С учетом изложенного ссылка общества на то, что им будут производиться “прочие рубки“, обозначенные в Правилах заготовки древесины, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, является несостоятельной, поскольку не соответствует установленным судом апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам.

Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, носит общий характер и определяет правовое регулирование лесов эксплуатационной категории (часть 2 названной статьи), в данном случае речь идет о категории защитные защитных лесов.

Согласно пункту 3 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи и других линейных объектов допускается возможность проведения сплошной вырубки лесов в любых категориях лесов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.04.2007 N 99, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения линейных объектов.

В силу пункта 25 Особенностей использование ценных лесов в целях строительства линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов. В соответствии с пунктом 30 Особенностей на особо защитных участках лесов выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых, строительству линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов, других линейных объекто“, гидротехнических сооружений и специализированных портов допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов.

Таким образом, на особо защитных участках лесов выполнение работ по строительству линий допускается в случае отсутствия иных вариантов возможного размещения указанных объектов, использование ценных лесов в целях строительства линий электропередачи допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности обществом отсутствия других вариантов размещения линий электропередач, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 88 Кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 от 06.04.2007 N 77 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки.

Пунктами 27, 30 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки определено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования. При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет арендатора (пользователя) проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.

Из приведенных норм права следует, что обязанность по разработке соответствующего проекта освоения лесов с учетом материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования возложена на пользователя (лицо, которому лесной участок предоставлен в аренду). При этом пользователь не лишен права производит таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов.

Следовательно, обязанность по доказыванию соответствия проекта лесному законодательству, в том числе и в отношении отсутствие других вариантов размещения линий электропередач, правомерно возложена на ОАО “ФСК ЕЭС“.

Доказательств отсутствие других вариантов размещения линий электропередач, кроме как указанных в проектах освоения лесов по лесному участку, разработанных на основании договоров аренды от 19.05.2008 N 83 и от 08.07.2008 N 155, обществом в материалы дела не представлено.

Довод заявителя о том, что проекты освоения лесов по лесному участку разработаны в полном соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2008 N 215-р, которой, в том числе определена конкретная протяженность строящихся линейных объектов, учтенных при оставлении проектов, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года (далее - Генеральная схема) - это сбалансированный план размещения электростанций и электросетевых объектов на указанный период на основе оценки прогнозов электропотребления страны и ее регионов, конкретизирующий цели, задачи и основные мероприятия по развитию отрасли. Главной задачей Генеральной схемы является формирование на основе существующего потенциала и установленных приоритетов развития отрасли надежной, экономически эффективной и оптимально использующей топливные ресурсы страны рациональной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов и создание условий для предотвращения наиболее эффективным способом прогнозируемых дефицитов электрической энергии и мощности.

В VI разделе “Развитие электрической сети Единой энергетической системы России“ Указания предусмотрено, что перечень электросетевых объектов, представленный в Приложении N 11, в котором определенна конкретная протяженность спорного линейного объект, будет уточняться при выполнении конкретных проектов.

Следовательно, Генеральная схема представляет собой концепцию, которая должна быть осуществлена с учетом требований действующего законодательства, в том числе и лесоохранного.

Изложенные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в решении от 26.08.2008 NN ГКПИ08-1528.

Как изложено выше, в проектах освоения лесов обоснование избранного варианта размещения линейных объектов отсутствует. В утвержденных положительных экспертных заключениях должностными лицами Агентства также не дана оценка наличия иных вариантов возможного размещения линейных объектов.

Частью 2 статьи 6 Кодекса установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно части 1 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил определения размера земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, установлено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ (в редакции, действовавшей в спорный период) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае: организации особо охраняемых природных территорий; установления или изменения черты поселения; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается тот факт, что земли лесного фонда Богучанского и Терянского лесничества, предоставленные обществу в аренду для использования в целях строительства линий электропередач, не переведены в категорию земель энергетики.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что строительство линий электропередач на территории защитных лесов, возможно, только после их перевода в категорию земель промышленности и иного специального назначения (земель энергетики) в выше указанном порядке, что ОАО “ФСК ЕЭС“ не было сделано.

Доводы заявителя о том, что при строительстве линий электропередач на территории защитных лесов перевод их в категорию земель промышленности не требуется, отклоняются судом апелляционной инстанции, как несостоятельные в правовом отношении, поскольку положения статьей 21, 25, 45 Кодекса, на которые ссылается заявитель, носят общий характер, и не учитывают специфику правового регулирования эксплуатации земель, расположенных на территории защитных лесов.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что статья 11 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.2004 “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ не регулирует спорные отношения, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данная статья имеет предметом своего регулирования особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, что соответствует предмету спора.

Доводы о том, что в данном случае заявителем производится строительство, а не эксплуатация линейных объектов, также подлежат отклонению, поскольку положения пункта 1 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации не ограничивает использование и назначение земель энергетики только критерием эксплуатации объектов энергетики.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, после вступления в силу Федерального закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты“ в адрес Агентства направлены проекты освоения лесов для прохождения государственной экспертизы в отношении лесных участков, предоставленных по договорам аренды от 08.07.2008 N 155 и от 19.05.2008 N 83, которые получили положительные экспертные заключения NN 104, 126. Приказами Агентства от 25.03.2009 N 637 и от 25.03.2009 N 634 утверждены положительные экспертные заключения по проектам освоения лесов NN 104, 126.

Следовательно, в настоящий момент оспариваемым приказом права ОАО “ФСК ЕЭС“ не нарушаются, отмена приказов от 30.07.2008 N 1125, от 12.08.2008 N 1215а не повлекла отрицательных правовых последствий для заявителя.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о том, что в данном случае затрагиваются интересы открытого акционерного общества “Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы“ - разработчика проектов освоения лесов по лесному участку, по договорам аренды от 19.05.2008 N 83 и от 08.07.2008 N 155, поскольку правоотношения по поводу приказа от 15.01.2009 N 3, являющегося ненормативным правовым актом, возникли между Агентством и непосредственно ОАО “ФСК ЕЭС“, а значит, спор о признании недействительным указанного приказа не затрагивает каких-либо прав разработчика проектов.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 03 декабря 2009 года об отказе в удовлетворении заявлении общества о признании незаконным приказа от 15.01.2009 N 3 является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 декабря 2009 года по делу N А33-4458/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА