Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010 по делу N А33-14809/2009 По делу об установлении права ограниченного пользования (сервитута) участком железнодорожного пути необщего пользования ответчика.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2010 г. по делу N А33-14809/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “16“ марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “29“ марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бабенко А.Н.,

судей: Кирилловой Н.А., Споткай Л.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н.,

при участии: от ответчика - общества с ограниченной ответственностью “СИСТЕМА“: Куликова А.Б. - представителя по доверенности от 01.02.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сафарова Сафара Агакиши оглы

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “11“ декабря 2009 года по делу N А33-14809/2009, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

индивидуальный предприниматель Сафаров Агакиши оглы обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском
к обществу с ограниченной ответственностью “СИСТЕМА“ с требованием, уточненным применительно к статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установить право ограниченного пользования (сервитут) участком железнодорожного пути необщего пользования ответчика, представляющим собой часть пути N 42 (от стрелочного перевода N 606 до светофора М-26, протяженностью 246,7 метра), являющегося составной частью сооружения - железнодорожного пути необщего пользования нежилого назначения, протяженностью 1236,9 м., инвентаризационный N 04.420:001:010358440:0040, лит. N 1, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Фабричная, 12, сооружение N 18 - принадлежащего ответчику на праве собственности.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Красноярская железная дорога“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2009 года и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований - установить право ограниченного пользования (сервитут) участком железнодорожного пути необщего пользования ответчика, представляющим собой часть пути N 42 (от стрелочного перевода N 606 до светофора М-26, протяженностью 246,7 метра), являющегося составной частью сооружения - железнодорожного пути необщего пользования нежилого назначения протяженностью 1,73508 км., состоящего из пути N 42 протяженностью 0,6184 км., пути N 48 протяженностью 0,18038 км., пути N 52 протяженностью 0,0619 км., пути N 55 протяженностью 0,3785 км., пути N 56 протяженностью 0,097 км., пути N 57 протяженностью 0,2713 км., пути N 57
А протяженностью 0,1276 км., расположенных по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Фабричная, 12, сооружение N 13, принадлежащего ООО “СИСТЕМА“.

Истец не согласен с обжалуемым судебным актом, поскольку считает, что нормы материального права применены судом неверно, поскольку положения статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют вещно-правовые отношения, а положения статьи 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ - обязательственно-правовые отношения. Следовательно, по мнению заявителя, при разрешении настоящего спора положения статьи 60 Устава железнодорожного транспорта не подлежат применению.

Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 16.03.2010.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы истец - Сафаров С.А. (уведомление N 660136 02 67019 5), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО “Российские железные дороги“ (уведомление N 660136 02 67022 5) своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

В соответствии с представленным в дело свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2007 истец является собственником сооружения с кадастровым номером: 24:51:000000;0000:04:420:002:000078120:0003, железнодорожный путь необщего пользования N 73, от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 606 ор упора протяженностью 205,47 п. м., нежилого назначения, расположенного по адресу: Красноярский края,
г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 1.

В дело представлена выписка N 04:4202006-3432 из ЕГРОКС от 30.11.2006 на данное сооружение.

Как следует из представленного в дело свидетельства о государственной регистрации права от 19.01.2009 истец является также собственником земельного участка, с разрешенным использованием: строительство и эксплуатация производственных предприятий 4 - 5 класса вредности, общей площадью 36608,54 кв.м., находящегося по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б.

Согласно свидетельства о праве собственности от 26.06.2007 ответчик в свою очередь является собственником сооружения с кадастровым номером 24:51:000000:0000:04:420:001:010358440:0035 в виде железнодорожного пути необщего пользования нежилого назначения, протяженностью 1,73508 км., состоящее из пути N 42, протяженностью 0,6184 км. от стрелки N М-26 до стрелки N 914, пути N 48 протяженностью 0,18038 км. от стрелки N 914 до стрелки N 917, пути N 52, протяженностью 0,0619 км. от стрелки N 917 до стрелки N 919, пути N 55, протяженностью.0,3785 км. от стрелки N 919 до упора, пути N 56, протяженностью 0.097 км. от стрелки N 946 до упора, пути N 57, протяженностью 0,2713 км. от стрелки N 948 до КП, пути N 57 А, протяженностью 0,1276 км. от стрелки N 949 до КП, по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Фабричная, N 12 сооружение N 12.

В материалы дела представлено свидетельство от 22.12.2008 о праве собственности ответчика на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования, назначением нежилое, протяженностью 1236,9 м., инв. N 04:420:001:010358440:0040 лит N 1, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Фабричная, N 12 сооружение N 18, и кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от
29.09.2008 г. на объект недвижимого имущества - сооружение 24:51:000000:0000:04:420:001:010358440:0040 - железнодорожный путь необщего пользования (сооружение N 18).

06.05.2009 истцом по делу в адрес ответчика направлено предложение об установлении сервитута с приложением проекта договора об установлении сервитута на участок железнодорожного пути необщего пользования. В соответствии с предложением и проектом договора истец предлагал ответчику обеспечить ему возможность эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности железнодорожного пути необщего пользования N 73 от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 606 до упора протяженностью 205,47 м., нежилого назначения, по адресу: Красноярский край, город Канск, ул. Шабалина N 1Б сооружение N 1 посредством обременения сервитутом железнодорожного пути ответчика от стрелочного перевода N 606 до светофора М-26, общей протяженностью 244 м. Предложение истца и проект договора получены ответчиком, что следует из приложенного в дело почтового уведомления от 12.05.2009.

Поскольку ответчиком не был дан ответ на предложение истца об установлении сервитута, истец обратился в суд с соответствующим иском в котором просит: установить право ограниченного пользования (сервитут) участком железнодорожного пути необщего пользования ответчика, представляющим собой часть пути N 42 (от стрелочного перевода N 606 до светофора М-26, протяженностью 246,7 метра), являющегося составной частью сооружения - железнодорожного пути необщего пользования нежилого назначения, протяженностью 1236,9 м., инвентаризационный N 04.420: 001:010358440:0040, лит. N 1, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Фабричная, 12, сооружение N 18 - принадлежащего ответчику на праве собственности.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом
решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Истцом представлено в дело свидетельство от 12.03.2007 о государственной регистрации права, подтверждающее факт принадлежности истцу на праве собственности сооружения с кадастровым номером: 24:51:000000;0000:04:420:002:000078120:0003, железнодорожный путь необщего пользования N 73, от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода N 606 от упора протяженностью 205,47 п. м., нежилого назначения по адресу: Красноярский края, г. Канск, ул. Шабалина, N 1Б, сооружение 1.

Согласно представленной в дело выкопировки из масштабной схемы ст. Канск-Енисейский следует, что железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий на праве собственности истцу, в месте нахождения стрелочного перевода N 606 примыкает к сооружению с кадастровым номером 24:51:000000:0000:04:420:001:010358440:0040 - железнодорожный путь необщего пользования (сооружение N 18). Согласно кадастрового паспорта от 29.09.2008 на объект
недвижимого имущества - сооружение 24:51:000000:0000:04:420:001:010358440:0040 - железнодорожный путь необщего пользования (сооружение N 18) протяженностью 1236,9 м стрелочный перевод N 606 находится в составе железнодорожного пути ответчика, который граничит с железнодорожными путями общего пользования (ОАО “Российские железные дороги“) в месте расположения светофора М-206.

Факт принадлежности ответчику сооружения - железнодорожный путь необщего пользования, назначением нежилое, протяженностью 1236,9 м., инв. N 04:420:001:010358440:0040 лит N 1, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Канск, ул. Фабричная, N 12 сооружение N 18 подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о праве собственности от 22.12.2008.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

С учетом указанных выше обстоятельств, судом установлен факт того, что эксплуатация истцом принадлежащего ему подъездного пути необщего пользования возможна только при наличии эксплуатации части подъездного пути ответчика (сооружения N 18) в границах - от стрелочного перевода N 606 до светофора М 206.

Согласно статье 277 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком. Следовательно, сервитутом может обременяться и железнодорожный путь необщего пользования, пролегающий от путей общего пользования к месту погрузки (выгрузки) груза.

Сервитут в данном случае может устанавливаться по иску лица, не имеющего возможности обеспечить проезд на собственный железнодорожный путь необщего пользования, минуя соседние и следующие за ними железнодорожные
пути необщего пользования, и не достигшего соответствующего соглашения с собственниками таких путей (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как уже установлено судом и подтверждено представленными в дело доказательствами, истец не имеет возможности принимать на принадлежащий ему путь необщего пользования вагоны с путей общего пользования без прохода этих вагонов через железнодорожные подъездные пути, находящиеся в собственности ответчика.

По смыслу статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием установления сервитута является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованного лица иным способом. Однако в данном случае, по мнению суда, отношения между истцом и ответчиком должны регламентироваться специальными нормами транспортного законодательства - Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав).

Как указано в части 1 статьи 1 Устава, Устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.

Согласно статье 56 Устава подача и уборка вагонов, маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями, грузополучателями.

Истец мотивируя необходимость установления сервитута указывает на необходимость воспользоваться участком железнодорожного пути ответчика в целях осуществления своей предпринимательской деятельности, связанной с поставками лесной продукции.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ отношения между контрагентом и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным
путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования).

Ответчик в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил, что не осуществляет услуги по подаче и уборке вагонов в виду отсутствия у него локомотива.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Суд считает, что истец имеет возможность реализовать право проезда на принадлежащий ему железнодорожный путь через железнодорожный путь, принадлежащий ответчику, в порядке, предусмотренном статьей 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“.

Однако в материалы дела не представлены доказательства того, что истец предпринимал меры к заключению с ответчиком соответствующего договора. Доказательств, подтверждающих невозможность заключения договора или свидетельствующих об уклонении ответчика, либо неисполнении ответчиком обязанности возложенной на него судом или законом на предмет заключения данного договора истцом суду не представлено.

Ответчик не отрицает возможности заключения договора, в порядке определенном статьей 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, более того настаивает на таком варианте разрешения вопроса о возможности использования истцом своего подъездного
пути.

Установление обременения имущества в виде сервитута на основании статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению судов первой и апелляционной инстанций, является исключительной мерой, необходимость которой определяется в связи с установленным судом фактом невозможности иным способом использовать свое имущество.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, руководствуясь указанными нормами права, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку истцом не представлены доказательства необходимости установления сервитута на железнодорожный подъездной путь ответчика, как единственной меры для обеспечения возможности обеспечить проезд на собственный железнодорожный путь, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Истец не согласен с обжалуемым судебным актом, поскольку считает, что нормы материального права применены судом неверно, поскольку положения статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируют вещно-правовые отношения, а положения статьи 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ - обязательственно-правовые отношения. Следовательно, по мнению заявителя, при разрешении настоящего спора положения статьи 60 Устава железнодорожного транспорта не подлежат применению. Данный довод истца отклоняется апелляционным судом как необоснованный на основании следующего.

Согласно статье 277 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что сервитут может устанавливаться для обеспечения нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Таким образом, отношения между владельцами путей необщего пользования, связанные с получением доступа к путям общего пользования, не могут возникать как отношения вещно-правовые по своему характеру посредством установления вещного права (сервитута) владельца одного из таких путей на путь, принадлежащий другому владельцу, если действующее законодательство рассматривает и регулирует эти отношения как отношения обязательственные, возникающие из договора между владельцами железнодорожных путей.

В данном случае, исходя из обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, отношения между индивидуальным предпринимателем Сафаровым Агакиши оглы и обществом с ограниченной ответственностью “СИСТЕМА“ регулируются специальными нормами транспортного законодательства - Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 N 13138/09.

В данном постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “11“ декабря 2009 года по делу N А33-14809/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н.БАБЕНКО

Судьи:

Н.А.КИРИЛЛОВА

Л.Е.СПОТКАЙ