Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по делу N А33-17902/2009 Исковое заявление о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка частично удовлетворено правомерно, поскольку доказательства уплаты арендной платы ответчиком в материалы дела не представлены, при этом размер начисленной истцом неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательств вследствие установления в договоре ее высокого процента.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2010 г. по делу N А33-17902/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “11“ марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “12“ марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Петровской О.В.,

судей: Кирилловой Н.А., Хасановой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К,В.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью “Алия“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “26“ ноября 2009 года по делу N А33-17902/2009, принятое судьей Мельниковой Л.В.,

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Алия“ о взыскании 1 886 965
руб. 58 коп., в том числе 1 818 763 руб. - долг (513 774 руб. в федеральный бюджет за период с 15.09.2009 по 15.11.2009 и 1 304 988 руб. в краевой бюджет за период с 15.09.2009 по 15.11.2009) и 68 203 руб. 58 коп. пени за период с 16.09.2009 по 30.09.2009, из них 19 266 руб. 53 коп. в федеральный бюджет и 48 937 руб. 05 коп. в краевой бюджет (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 ноября 2009 года иск удовлетворен частично. С общества с ограниченной ответственностью “Алия“ в пользу агентства лесной отрасли Красноярского края взыскано 1 822 662 руб., в том числе: 513 774 руб. - долга в федеральный бюджет, 1 304 988 руб. - долга в краевой бюджет, 1 100 руб. - пени в федеральный бюджет, 2 800 руб. - пени в краевой бюджет. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью “Алия“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2009 года по делу N А33-17902/2009 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

По мнению ответчика, Агентство лесной отрасли Красноярского края является ненадлежащим истцом по настоящему делу. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337, устанавливающий правовой статус Агентства лесной отрасли Красноярского края, как организации, наделенной полномочиями по администрированию платы за использование лесов и взысканию задолженности, не был опубликован. Поскольку названный приказ обладает признаками нормативного правового
акта, устанавливающего правовой статус организации, применимы Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009. Пункт 19 Правил содержит требование об официальном опубликовании нормативных правовых актов, при нарушении данного требования нормативные правовые акты применяться не могут, как не вступившие в силу

В судебное заседание представители Агентства лесной отрасли Красноярского края и общества с ограниченной ответственностью “Алия“, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не прибыли. От Агентства лесной отрасли Красноярского края отзыв на апелляционную жалобу суду не поступал.

В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие истца и ответчика.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

18 ноября 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью “Алия“ (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 229-з, в соответствии с которым арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок сроком на 23 года, находящийся в государственной собственности.

Пунктом 2 договора определен участок, подлежащий сдаче в аренду: лесной участок площадью 42 173 га, расположен в кварталах N N 97 (часть) - 99 (часть), 100, 101 (часть) - 104 (часть), 105-110, 116-119, 120 (часть), 121 (часть), 122, 123, 124 (часть)-126 (часть), 127-131, 132 (часть)-135 (часть), 150 (часть) - 152 (часть), 153,
154 (часть)-158 (часть), 182, 183 (часть)-188 (часть), 214-220 Бедобинского участкового лесничества, краевого государственного бюджетного учреждения “Гремучинское лесничество“, имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0348-2008-10-3307-1 и предназначен для заготовки древесины.

Согласно пункту 4 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3.

В пункте 5 договора стороны установили, что ежегодная арендная плата составляет 5 362 850 руб. в год, НДС не облагается.

Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей, указанных в пункте 5 договора (пункт 6 договора).

Как следует из пункта 7 договора арендная плата рассчитывается на основе минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, с применением корректирующих коэффициентов, установленных нормативными правовыми актами, а также договором.

В силу пункта 15 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчете 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательств по внесению арендной платы.

Согласно пункту 26 договора срок действия договора установлен с момента государственной регистрации до 6 марта 2031 года.

Договор аренды от 18 ноября 2008 года N 229-з зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 декабря 2008 года за N 24-24-06/005/2008-587.

По акту приема-передачи лесного участка в аренду 2008 года лесные участки переданы арендатору.

Приложением N 4 к договору определены следующие сроки внесения арендной платы февраля - 804 427 руб. 50 коп., в том числе в краевой
бюджет - 577 188 руб. 20 коп., в федеральный бюджет - 227 239 руб. 40 коп., 15 марта - 536 285 руб., в том числе в краевой бюджет - 384 792 руб. 10 коп., в федеральный бюджет - 151 492 руб. 90 коп., 15 апреля - 536 285 руб., в том числе в краевой бюджет - 384 792 руб. 10 коп., в федеральный бюджет - 151 492 руб. 90 коп., 15 июня - 536 285 руб., в том числе в краевой бюджет - 384 792 руб. 10 коп., в федеральный бюджет - 151 492 руб. 90 коп., 15 июля - 536 285 руб., в том числе в краевой бюджет - 384 792 руб. 10 коп., в федеральный бюджет - 151 492 руб. 90 коп., 15 сентября - 804 427 руб. 50 коп., в том числе в краевой бюджет - 577 188 руб. 20 коп., в федеральный бюджет - 227 239 руб. 40 коп., 15 ноября - 804 427 руб. 50 коп., в том числе в краевой бюджет - 577 188 руб. 20 коп., в федеральный бюджет - 227 239 руб. 40 коп., 15 декабря - 804 427 руб. 50 коп., в том числе в краевой бюджет - 577 188 руб. 20 коп., в федеральный бюджет - 227 239 руб. 40 коп.

За период с 15.09.2009 по 15.11.2009 сумма арендной платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, составила 513 774 руб., в краевой бюджет - 1 304 988 руб.

Расчет арендной платы истца на 2009 год в соответствии с пунктами 5, 6 договора произведен
на дату обращения с иском в соответствии со следующими действовавшими в 2009 году нормативно-правовыми актами:

В федеральный бюджет (минимальные ставки):

- Постановлением Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“;

- Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.2008 N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011“, установившими корректирующий коэффициент 1,3;

В краевой бюджет (сверхминимальные ставки) с учетом установленного протоколом конкурса коэффициента - 3,54.

В соответствии с пунктом 15 договора за несвоевременную оплату арендной платы истец начислил пени в размере 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки в сумме 68 203 руб. 58 коп. за период с 16.09.2009 по 30.09.2009, в том числе: 19 266 руб. 53 коп. в федеральный бюджет и 48 937 руб. 05 коп. в краевой бюджет.

Указывая на то, что задолженность ответчиком не оплачена, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 1 818 763 руб. - долг (513 774 руб. в федеральный бюджет за период с 15.09.2009 по 15.11.2009 и 1 304 988 руб. в краевой бюджет за период с 15.09.2009 по 15.11.2009) и 68 203 руб. 58 коп. пени за период с 16.09.2009 по 30.09.2009, из них 19 266 руб. 53 коп. в федеральный бюджет и 48 937 руб. 05 коп. в краевой бюджет по договору аренды лесного участка от 18 ноября 2008 года N 229-з.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье
307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Как следует из материалов дела, 18 ноября 2008 года между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью “Алия“ (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 229-з. Согласно пункту 1 договора арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок сроком на 23 года, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 договора.

Оценив условия предоставленного в материалы дела договора и принимая факт его государственной регистрации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что между истцом и ответчиком был заключен договор аренды лесного участка. Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и
пользование или во временное пользование.

Как следует из приведенной статьи, а также статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации право получения арендной платы принадлежит арендодателю.

Арендодателем по договору аренды от 18 ноября 2008 года N 229-з является Агентство лесной отрасли Красноярского края.

В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем имущества может выступать его собственник либо лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.

Согласно пункту 1 абзаца 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Как следует из пункта 3.3 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе выступает продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков,

Более того, согласно пункту 3.4 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда в аренду лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе выступает продавцом права на заключение договора аренды.

Следовательно, Агентство лесной отрасли Красноярского края вправе было осуществлять права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края, то есть выступать арендодателем по договору аренды лесного участка от 18 ноября 2008 года N 229-з.

Кроме того, согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283, органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337 “Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов“ за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области
лесных отношений закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от платы за использование лесов согласно Приложению. Названные органы наделены полномочиями по администрированию платы за использование лесов, в частности правом взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку общества с ограниченной ответственностью “Алия“ на отсутствие официальной публикации Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337 как основанную на неверном толковании норм права.

Требование об обязательной публикации относится только к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337 не относится к таковым.

В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления

Истцом произведен расчет арендной платы в доход федерального бюджета и в доход бюджета Красноярского края на основании: Постановления Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“, Федерального закона от 24 ноября 20078 года N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов“.

Согласно пункту 5 договора арендная плата составляет 5 362 850 руб. в год, НДС не облагается.

Арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение одного месяца арендодателю копию платежного поручения (квитанцию), подтверждающую своевременное внесение платежей (пункт 6 договора).

Срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации по 06.03.2031 включительно.

Государственная регистрация договора произведена 29.12.2008.

За период с 15.09.2009 по 15.11.2009 сумма арендной платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, составила 513 774 руб., в краевой бюджет - 1 304 988 руб.

Материалами дела подтверждается факт наличия у ответчика задолженности по договору N 229-з от 18.11.2008 в сумме 1 818 763 руб. Доказательства уплаты обществом с ограниченной ответственностью “Алия“ арендной платы в материалы дела не представлены.

Таким образом, Агентство лесного хозяйства Красноярского края обоснованно предъявило требование о взыскании задолженности по арендной плате 1 818 763 руб. - долга.

Пунктом 15 договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательств по внесению арендной платы.

Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

На основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии с пунктом 15 договора за несвоевременную оплату арендной платы истец начислил пени в размере 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки в сумме 68 203 руб. 58 коп. за период с 16.09.2009 по 30.09.2009, в том числе: 19 266 руб. 53 коп. в федеральный бюджет и 48 937 руб. 05 коп. в краевой бюджет.

Расчет пени произведен истцом верно, проверен судом апелляционной инстанции.

Согласно части первой статьи 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. При наличии оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса РФ суд уменьшает размер неустойки независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

В определении от 21.12.2000 N 263-О Конституционный суд РФ указал, что в части первой статьи 333 Гражданского кодекса РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ от 1 июля 1996 года N 6/8 в пункте 42 разъяснили, что при оценке несоразмерности последствий нарушения обязательств судом могут приниматься во внимание в том числе и обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства.

Размер начисленной истцом неустойки явно несоразмерен последствиям нарушения обязательств вследствие установления в договоре ее высокого процента, поскольку размер неустойки, установленной договором - 0,5% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки (180% годовых) в 18 раз превышает ставку рефинансирования Центрального банка на момент обращения истца с иском в суд (10% годовых) и на момент вынесения решения (9,5% годовых).

Поскольку законом не установлены ограничения размера неустойки, а также конкретные критерии, подлежащие учету судом при решении вопроса об ее уменьшении, арбитражный суд первой инстанции правомерно уменьшил размер пени до 3 900 руб., из них: 1 100 руб. в федеральный бюджет, 2 800 руб. в краевой бюджет.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагается на ответчика.

В связи с тем, что на момент обращения с апелляционной жалобой государственная пошлина подлежала уплате в размере 1 000 рублей, государственная пошлина излишне уплаченная ответчиком по платежному поручению N 471 от 10.02.2010. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату ему из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда красноярского края от “26“ ноября 2009 года по делу N А33-17902/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Алия“ из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 471 от 10.02.2010.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи:

Н.А.КИРИЛЛОВА

И.А.ХАСАНОВА