Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по делу N А33-16762/2009 По делу о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и обязании ответчика зарегистрировать право собственности РФ на данный объект.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2010 г. по делу N А33-16762/2009
Резолютивная часть постановления объявлена “03“ марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен “12“ марта 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Петровской О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н.,
при участии: от заявителя - Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае: Яндиева З.И. - представитель по доверенности от 13.11.2009 N 04-4099,
от ответчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю: Зоркина И.В. - представитель по доверенности от 31.12.2009 N 70-55/31513,
от заинтересованного лица - Управления Судебного департамента в Красноярском крае: Казанцев А.В. - представитель по доверенности от 02.03.2010 N 1-08/646,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Красноярского края по данному делу имеет дату 23.11.2009, а не 23.11.2010.
от “23“ ноября 2010 года по делу N А33-16762/2009, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - нежилое здание общей площадью 3 125,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А (лит. Б, Б1, Б2) и обязании ответчика зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный объект.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.10.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.10.2009 в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Судебного департамента в Красноярском крае.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2009 года заявление удовлетворено. Отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на нежилое здание (литер Б, Б1, Б2) общей площадью 3125,5 кв.м. расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская. 4-А (сообщение об отказе от 17.06.2009) признано незаконным. Суд обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае посредством государственной регистрации права федеральной собственности на нежилое здание (литер Б, Б1, Б2) общей площадью 3 125,5 кв.м., расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская 4А.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Ответчик не согласен с обжалуемым судебным актом, так как на момент реконструкции спорное недвижимое имущество являлось государственной собственностью Красноярского края, поскольку согласно главе 15 Гражданского кодекса улучшение и реконструкция не влекут прекращения права собственности на объекты недвижимости; на государственную регистрацию подлинный экземпляр акта от 04.03.1999 не представлялся, данный акт не свидетельствует о праве собственности Российской Федерации на спорное нежилое здание, поскольку в нем отсутствуют сведения о передаче данного здания в собственность Российской Федерации; на государственную регистрацию не представлен акт приема-передачи имущества в оперативное управление в соответствии с требованием пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо документ, подтверждающий, что собственником было принято решение о закреплении имущества на праве оперативного управления без составления акта; в соответствии с пунктом 2 приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 11.06.2009 N 11-929г отделу учета государственной собственности в трехдневный срок приказано исключить из Реестра государственной собственности Красноярского края спорное нежилое здание, однако издание данного приказа не влечет прекращение права собственности Красноярского края на указанное имущество; заявителем на государственную регистрацию не представлены доказательства передачи объекта краевой собственности в федеральную собственность в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и краевыми законами; судом первой инстанции не оценены материалы технической инвентаризации, из которых не следует, что нежилое здание общей площадью 1 294,2 кв.м уничтожено; судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, а именно: пункт 1 статьи 218 и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку если вещь подлежит ремонту, нельзя признать ее гибель или уничтожение; проведение реконструкции нежилого здания и увеличение его первоначальной стоимости не влечет изменения прав на данное имущество.
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на согласие с решение суда первой инстанции и то, что представленные в апелляционной жалобе доводы судом первой инстанции объективно, всесторонне оценены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.01.2010 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 03.03.2010.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Постановлением администрации г. Красноярска N 970 от 29.07.97 “О передаче в краевую собственность здания детского сада N 47“ во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.05.95 N 521 “О некоторых организационных мерах по ускорению проведения судебной реформы в Российской Федерации“, в соответствии с законом Красноярского края “О порядке безвозмездной передачи объектов краевой государственной собственности в муниципальную и приема муниципальной собственности в краевую государственную“, постановлено утвердить здание детского сада N 47 по ул. Коломенской, 4А в качестве объекта, предлагаемого к передаче в состав государственной собственности Красноярского края. Согласно приложению к постановлению к передаче предлагается здание площадью 838,8 кв.м. 1967 года постройки балансовой стоимостью 1 671 889 рублей остаточной стоимостью 1 183 697 рублей.
Постановлением администрации Красноярского края N 493-п от 09.09.97 “О безвозмездной передаче муниципальной собственности г. Красноярска в государственную собственность края“ постановлено включить в состав государственной собственности края здание детского сада N 47. КУГИ предписано оформить соответствующий акт приема-передачи имущества в государственную собственность края и поставить объект на баланс Управления юстиции администрации края для размещения Ленинского районного суда г. Красноярска.
По договору от 22.10.1997 “О безвозмездной передаче муниципального имущества города Красноярска в государственную собственность Красноярского края“ на основании акта приема-передачи здание по ул. Коломенской, 4-А в г. Красноярске передано в собственность Красноярского края.
По акту приема-передачи N 6 на основании распоряжения Министерства Государственного имущества России от 07.04.98 N 290-р Управлением юстиции администрации Красноярского края и Управлением Судебного департамента в Красноярском крае произведен осмотр передаваемого на баланс Управлению Судебного департамента здания по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4-А. 1967 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 1 672 кв.м. полезной 1 154 кв.м. балансовой стоимость 1 839 078 рублей. К акту прилагается акт инвентаризации и технического состояния здания, авизо о передаче здания федеральной собственности на баланс Судебного департамента. Акт приема-передачи утвержден руководителем КУГИ.
На основании Совместного приказа Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации N 132/52 от 24.09.1998 в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации“ Управлением юстиции администрации Красноярского края переданы Управлению Судебного департамента при Верховном суде в Красноярском крае выделенные из Управления юстиции администрации Красноярского края районные и городские суды, а также здания и помещения, занимаемые судами края, в том числе здание Ленинского районного суда по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4-А 1967 года остаточной стоимостью 1 132 872 рубля.
В соответствии с договором о порядке использования закрепленного за государственным Учреждением - Управлением Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Красноярском крае государственного имущества на праве оперативного управления N 07-423ОУ от 06.10.1999 между Краевым комитетом по управлению государственным имуществом с правами и полномочиями территориального агентства Министерства государственного имущества России и Управлением Судебного департамента при Верховном суде в Красноярском крае, имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, находится в федеральной собственности. Предметом договора является определение порядка использования движимого и недвижимого имущества, закрепленного за Управлением на праве оперативного управления, содержание которого отражено на самостоятельном балансе исполнения сметы расходов Учреждения по состоянию на 01.07.1999 (раздел 1 договора).
Приложением к договору является перечень зданий и сооружений, учитываемых на балансе учреждения, согласно которому в составе зданий числится здание Ленинского районного суда по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4, 1967 года постройки, общей площадью 980 кв.м. (в редакции приложения к дополнительному соглашению от 25.01.2000 N 07-745-ДС).
Письмом от 08.02.2001 N 07-СГ539/811 Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом согласовал Управлению Судебного департамента в Красноярском крае проведение капитального ремонта с реконструкцией нежилого здания по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4. предназначенного для размещения Ленинского районного суда.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 1222-арх от 05.10.2001 Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Красноярском крае разрешено провести реконструкцию по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации нежилого здания по ул. Коломенская, 4 в районный суд с устройством пристройки.
По акту государственной приемочной комиссии от 15.03.2004 принято в эксплуатацию реконструированное здание общей площадью 3 125,5 кв.м. числом этажей 2, 3 с подземной частью сметной стоимостью 15 388 276 рублей.
Распоряжением администрации г. Красноярска N 3365-арх от 17.12.2004 утвержден акт о приемке в эксплуатацию от 26.03.2004 законченного реконструкцией здания районного суда с устройством пристройки по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А. Управлению Судебного департамента разрешено ввести здание в эксплуатацию.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Красноярском крае N 04-1948р от 30.12.2008 постановлено считать государственной собственностью Российской Федерации нежилое здание (лит. Б, Б1, Б2) общей площадью 3 125,5 кв.м. по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А, а также считать данное здание закрепленным на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Красноярском крае. Распоряжение издано со ссылкой на статьи 125, 209, 214, 218, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 26.03.2004, распоряжение администрации г. Красноярска N 3365-арх от 17.12.2004.
09.02.2009 Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на здание площадью 3 125,5 кв.м. по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А, представив на регистрацию следующие документы: Распоряжение от 30.12.2008 N 1948р, технический паспорт, акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 23.03.2004, распоряжение от 05.10.2001 N 1222-арх, выписку из реестра федерального имущества от 05.02.2009 N 06-1507/2171,
Уведомлением от 19.02.2009 N 01/022/2009-439 Регистрационная служба приостановила государственную регистрацию права федеральной собственности на данный объект в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в том, идентично ли указанное в постановлении администрации Красноярского края от 09.09.97 N 493-п нежилое здание зданию, заявленному на государственную регистрацию, для чего направлен запрос с ТУ Росимущества по Красноярскому краю о необходимости сообщения сведений, на основании каких нормативно-правовых актов объект отнесен к федеральной собственности, а также для представления документов о передаче здания из собственности Красноярского края в собственность Российской Федерации, из муниципальной собственности в собственность Красноярского края; а также направлены запросы в орган технического учета и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
10.03.2009 истцом дополнительно в регистрационный орган представлены: акт приема-передачи объекта муниципальной собственности города Красноярска в краевую государственную собственность от 14.11.1997, акт от 04.03.1999 (страницы с 1-5, 25-30); договор о безвозмездной передаче муниципального имущества города Красноярска в государственную собственность Красноярского края от 22.10.1997; постановление администрации г. Красноярска от 29.07.97 N 970; распоряжение администрации г. Красноярска от 17.12.2004 N 3365-арх.; постановление администрации Красноярского края от 09.09.1997 N 493-п.
22.04.2009 истцом в регистрационный орган представлены письмо от 08.02.2001 N 07-СГ539/811 КУГИ о разрешении реконструкции здания; письмо от 30.03.2004 N 09-1843/3503 КУГИ о внесении здания в реестр государственного имущества Красноярского края и закреплении его на праве оперативного управления за Управлением Судебного департамента при Верховном суде в Красноярском крае.
15.06.2009 истцом для государственной регистрации представлен Приказ Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 11.06.2009 N 11-929г об исключении из реестра государственной собственности Красноярского края нежилого здания лит. А общей площадью 1 294,20 кв.м., расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 17.06.2009 ответчик отказал в регистрации права федеральной собственности на здание площадью 3 125,5 кв.м., расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А по следующим основаниям:
- заявленное на регистрацию здание является созданным в результате реконструкции здания бывшего детского сада (лит. А) общей площадью 1 294,2 кв.м., которое согласно сообщению Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (вх. от 29.05.2009) из собственности Красноярского края в собственность Российской Федерации не передавалось, в связи с чем отсутствуют основания считать здание площадью 3 125,5 кв.м. на основании распоряжения от 30.12.2008 N 04-1948р “О государственной собственности Российской Федерации“ собственностью Российской Федерации, данный документ свидетельствует об отсутствии права федеральной собственности на объект (абзац 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации);
- не представлены документы, подтверждающие, что на момент реконструкции имущество являлось государственной собственностью Российской Федерации, в связи с чем Российская Федерация не приобретает право собственности на реконструированный объект (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации);
- не представлен подлинник акта от 04.03.2009 о передаче Управлению Судебного департамента при Верховном суде в Красноярском крае районных судов и зданий, в данном акте отсутствуют сведения о передаче права собственности в отношении заявленного на регистрацию права собственности (абзац 8 части 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Полагая данный отказ в регистрации права собственности Российской Федерации на здание незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ от 09.03.2004 N 314 образована Федеральная регистрационная служба, которой переданы функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требования заявителя основаны на главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для признания действий (бездействия) государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов организации, обратившейся в арбитражный суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 указанного Федерального закона отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации прав быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (часть 1 статьи 9 Закона).
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к заявлению о государственной регистрации права должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 13 Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 8, 10 статьи 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как следует из заявления Территориального управления Росимущества по Красноярскому краю, Управление не согласно с отказом в государственной регистрации права собственности на здание, полагая, что представленными документами подтверждается право собственности Российской Федерации на созданный объект недвижимого имущества, к моменту регистрации отсутствовали притязания иных лиц на объект недвижимого имущества, учитываемый ранее в реестре краевого имущества объект физически не существует, отсутствовали противоречия между заявленными и зарегистрированными правами на объект.
Ответчик при отказе в государственной регистрации указывает, что реконструкция не является способом приобретения права собственности, отсутствуют доказательства передачи объекта из краевой собственности в федеральную собственность до начала реконструкции.
Статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 7-ФЗ “О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации“ предусмотрено, что Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Статьей 5 данного Федерального закона установлено, что финансирование судов, мировых судей и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета.
Материалами дела подтверждается, что передача здания детского сада из муниципальной собственности в краевую производилась в 1997 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.05.95 N 521 для обеспечения деятельности судов в г. Красноярске. Здание было передано первоначально на баланс Управления юстиции администрации Красноярского края.
Распоряжением Министерства Государственного имущества Российской Федерации N 290-р от 07.04.1998 за Судебным департаментом при Верховном суде закреплены на праве оперативного управления здания, сооружения, помещения и другое имущество, связанное с обеспечением деятельности судов. Министерству юстиции предписано осуществить в установленном порядке передачу с баланса, а Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации принять на баланс здания, сооружения и помещения, находящиеся в федеральной собственности, занимаемые судами, передать на утверждение в комитеты по управлению госимуществом субъектов Российской Федерации акты приема-передачи закрепляемого имущества.
По акту приема-передачи N б на основании распоряжения Министерства Государственного имущества России от 07.04.98 N 290-р Управлением юстиции администрации Красноярского края и Управлением Судебного департамента в Красноярском крае произведен осмотр передаваемого на баланс Управлению Судебного департамента здания по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А, 1967 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 1 672 кв.м., полезной площадью 1 154 кв.м., балансовой стоимость 1 839 078 рублей. К акту прилагается акт инвентаризации и технического состояния здания, авизо о передаче здания федеральной собственности на баланс Судебного департамента. Акт приема-передачи утвержден руководителем Краевого комитета по управлению государственным имуществом, выполняющим функции территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации.
В соответствии с договором N 07-423ОУ от 06.10.1999 между Краевым комитетом по управлению государственным имуществом с правами и полномочиями территориального агентства Министерства государственного имущества России и Управлением Судебного департамента при Верховном суде в Красноярском крае, имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, находится в федеральной собственности. Предметом договора является определение порядка использования движимого и недвижимого имущества, закрепленного за Управлением на праве оперативного управления, содержание которого отражено на самостоятельном балансе исполнения сметы расходов Учреждения по состоянию на 01.07.1999 (раздел 1 договора).
Данный договор, акт приема-передачи к нему, наделяющий Управление Судебного департамента при Верховном суде в Красноярском крае правом оперативного управления на здание никем, в том числе Красноярским краем в лице Агентства по управлению государственного имущества Красноярского края не оспорен.
Факт соответствия произведенной реконструкции здания требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, СНиП подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию реконструированного здания по ул. Коломенская, 4А, распоряжением администрации г. Красноярска об утверждении данного акта, которым также разрешено Судебному департаменту ввести здание в эксплуатацию. Данный акт ввода объекта в эксплуатацию и распоряжение администрации г. Красноярска о его утверждении также ни кем не были оспорены на дату подачи документов на государственную регистрацию.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Красноярском крае N ()4-1948р от 30,12.2008 постановлено, что нежилое здание (лит. Б, Б1, Б2) общей площадью 3 125,5 кв.м., расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская. 4А, следует считать собственностью Российской Федерации на основании акта о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 26.03.2004, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска N 3365-арх от 17.12.2004. Распоряжение издано со ссылкой на статьи 125, 209, 214, 218, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 432 имеет дату 05.06.2008, а не 05.06.1998.
В соответствии с пунктами 5.2, 5.3, 5.13 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.98 N 432 Федеральное агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Таким образом, распоряжение N 04-1948р от 30.12.2008 принято уполномоченным государственным органом.
По смыслу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей: в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии с главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права. При этом для приобретения права собственности необходимо существование вещи, которая может быть собственностью, выражение воли лица приобрести в собственность эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (основания).
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В материалах дела имеется согласие собственника - письмо от 08.02.2001 N 07-СГ539/811, которым Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом согласовал Управлению Судебного департамента в Красноярском крае проведение капитального ремонта с реконструкцией нежилого здания по адресу г. Красноярск, ул. Коломенская, 4, предназначенного для размещения Ленинского районного суда.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату окончания реконструкции) реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества пом“щений, высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Объект недвижимости может утратить тождественность не только в результате строительства, но и при реконструкции (капитальной перестройке) существующего объекта путем существенного изменения его основных технических характеристик либо при строительстве нового объекта с использованием прежнего объекта.
При этом при оценке обстоятельств, связанных с реконструкцией существующего объекта необходимо учитывать, что правовая оценка работ по перепланировке, перестройке здания, увеличении его этажности и т.п. зависит от того, создается ли в результате этого новый объект или изменяются характеристики существующего. Если работы по реконструкции существенно изменяют первоначальные индивидуально-определенные признаки объекта недвижимости, в результате чего он фактически не сохраняется, а возникает новый объект, к нему применимы правила статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации о возникновении права собственности.
В материалы дела представлен технический паспорт детского комбината по состоянию на 1973 год, здание являлось строением переменной этажности (1 и 2 этажи), имело подвал, при этом площадь подвала составляла 26,1 кв.м., 1 этажа 634,5 кв.м., 2 этажа 386,7 кв.м., всего по зданию 1047,3 кв.м.
Балансовая стоимость здания на момент его передачи из муниципальной собственности
В федеральную составляла 1 671 889 рублей, остаточная стоимость - 1 183 697 рублей, что следует из договора о безвозмездной передаче от 22.10.1997.
Балансовая стоимость здания на дату его передачи Судебному департаменту составляла 1 839 078 рублей, остаточная 1 154 941 рубль (с учетом износа) согласно акту передачи от 26.10.1999. В данном акте имеется описание здания, согласно которому состояние кровли, пола, окон, дверей, электрооборудования неудовлетворительное; не имеется системы отопления, вентиляции, холодного водоснабжения, сантехнических систем, систем контроля пожарной безопасности; по заключению комиссии необходим монтаж всех систем инженерного обеспечения здания.
Согласно справке Судебного департамента от 11.11.2009 на реконструкцию здания затрачены средства федерального бюджета в сумме 15 388 276 рублей.
Ответчик не был лишен возможности в рамках правовой экспертизы получить данный документ от Управления Судебного департамента в Красноярском крае для установления источников финансирования.
В соответствии с техническим паспортом на здание по состоянию на 27.07.2004 в здании создан подвал общей площадью 519,4 кв.м.; площадь первого этажа здания увеличилась с 634,5 кв.м. до 1094,6 кв.м. площадь второго этажа увеличилась с 386,7 кв.м. до 953,6 кв.м., создан новый третий этаж площадью 557,9 кв.м., увеличились внешние границы здания на местности, всего площадь созданного объекта составляет 3 125,5 кв.м.. Изменились внутренние характеристики здания (количество комнат), вновь создано все инженерное обеспечение (водопровод, отопление, канализация, вентиляция).
Таким образом, строительные работы в ходе реконструкции привели к изменению первоначальных индивидуально-определенных признаков реконструируемого объекта.
Доказательства возможности индивидуализировать прежний объект по сохранившимся конструктивным элементам здания отсутствуют. Здание изменилось не только за счет увеличения этажности, создания подвала, но и за счет изменения объема застроенной территории (ранее согласно технического паспорта от 1973 года застроенная площадь составляла 838,8 кв.м., в 2004 году после реконструкции - 1 455,6 кв.м.). Объем капитальных вложений в здание более чем в 13 раз превысил его остаточную стоимость.
На основании указанных обстоятельств и норм права, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что объект права, находящийся ранее в реестре краевого имущества - здание площадью 1 294,2 кв.м. в натуре не сохранился, в связи с чем, регистрация права на него и возврат имущества в натуре невозможен.
В сообщении об отказе в государственной регистрации права от 31.03.2009 ответчиком указано, что здание площадью 1 294,2 кв.м. прекратило свое существование в результате его преобразования в нежилое здание общей площадью 3 125,5 кв.м.
Однако, документы, подтверждающие факт финансирования реконструкции здания из иных источников, кроме как из федерального бюджета, отсутствуют, целевое назначение здания изменилось (на момент передачи в собственность края назначение здания - детский сад, в настоящее время - здание для размещения районного суда).
Кроме того, в Регистрационную службу для государственной регистрации заявителем был представлен Приказ Агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю N 11-929п от 11.06.2009, которым здание площадью 1 294,2 кв.м. по ул. Коломенская, 4А исключено из реестра государственного имущества Красноярского края, а ранее изданный Приказ Агентства от 09.12.2008 N 11-1818п о включении здания в состав государственной казны Красноярского края признан утратившим силу.
Основанием для издания данного приказа, как это следует из его вводной части, является, в том числе распоряжение администрации г. Красноярска от 17.12.2004 N 3365-арх “Об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта“, договор о порядке использования закрепленного за государственным учреждением - Управлением Судебного департамента при Верховном суде в Красноярском крае на праве оперативного управления от 06.10.99 N 07-423ОУ сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации от 31.03.2009.
Факт отсутствия объекта площадью 1 294.2 кв.м. в реестре краевого имущества подтвержден Агентством в отзыве на иск.
По мнению судов первой и апелляционной инстанций, представленные заявителем доказательства о создании объекта, наличие Приказа N 11-929п от 11.06.2009 и отсутствие зарегистрированного права краевой собственности на здание площадью 1 294,2 кв.м. позволяло ответчику сделать вывод о возникновении права собственности Российской Федерации на спорное здание, об отсутствии противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами, отсутствии притязаний иных лиц на объект и устранить сомнения государственного регистратора в отношении права собственности Российской Федерации на созданный в результате реконструкции объект. Представленные на государственную регистрацию правоустанавливающие документы истца (разрешение на реконструкцию, акт ввода в эксплуатацию, распоряжение об утверждении ввода объекта в эксплуатацию, распоряжение о включении объекта в состав имущества Российской Федерации) никем не оспорены.
На основании вышеизложенного, учитывая, что заявителем для государственной регистрации права собственности представлены все необходимые документы, основания для отказа в государственной регистрации отсутствовали, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявление Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае к Управлению Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - нежилое здание общей площадью 3 125,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А (лит. Б, Б1, Б2) и обязании ответчика зарегистрировать право собственности Российской Федерации на данный объект подлежит удовлетворению.
Довод ответчика, согласно которому заявителем на государственную регистрацию права не был передан подлинный экземпляр акта от 04.03.1999, отклоняется апелляционным судом, так как в расписке в получении документов на государственную регистрацию от 10.03.2009, также как и в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 19.02.2009, не указано, что данный акт представлен в копии. Заявителю регистрирующий орган не предлагал устранить данное нарушение и представил его как причину для отказа в государственной регистрации лишь в обжалуемом ненормативном акте. Помимо данного акта право собственности заявителя на спорное здание подтверждается иными представленными в регистрирующий орган документами.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в соответствии с пунктом 2 приказа Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 11.06.2009 N 11-929г отделу учета государственной собственности в трехдневный срок приказано исключить из Реестра государственной собственности Красноярского края спорное нежилое здание, однако издание данного приказа не влечет прекращение права собственности Красноярского края на указанное имущество. Данный довод ответчика отклоняется апелляционным судом в связи с отсутствием пояснений причин по которым, как считает ответчик, приказ не повлек прекращение права собственности Красноярского края на указанное имущество.
Апелляционный суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что заявителем на государственную регистрацию не представлены доказательства передачи объекта краевой собственности в федеральную собственность в соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и краевыми законами, поскольку при обращении для государственной регистрации права собственности заявитель соблюдал требования статей 17, 18 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.
Апелляционным судом довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению, а именно: пункт 1 статьи 218 и статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку если вещь подлежит ремонту, нельзя признать ее гибель или уничтожение; проведение реконструкции нежилого здания и увеличение его первоначальной стоимости не влечет изменения прав на данное имущество, отклоняется на основании следующего.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания приобретения права собственности на имущество.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из содержания приведенной нормы следует, что право собственности на недвижимое имущество может возникнуть в том случае, если оно создано на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке для целей строительства, с соблюдением градостроительных норм и правил, получением необходимых разрешений и согласований, принято в эксплуатацию в надлежащей форме.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание общей площадью 3 125,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Коломенская, 4А (лит. Б, Б1, Б2).
В материалах дела имеются документы, подтверждающие, что реконструкция спорного здания осуществлялась за счет средств и сил заявителя.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в результате реконструкции здания путем создания подвала, надстройки 3 этажа, увеличения площади помещений, увеличения внешних границ здания на местности, изменения внутренних характеристик здания (количество комнат), создания инженерного обеспечения (водопровод, отопление, канализация, вентиляция) заявителем создан самостоятельный объект недвижимости.
Разрешение на ввод в эксплуатацию здания подтверждает, что реконструкция здания выполнена в соответствии с разрешением на строительство, объект недвижимости, созданный в результате реконструкции, соответствует градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В обжалуемом решении отсутствует вывод о том, что из материалов технической инвентаризации следует, что нежилое здание общей площадью 1 294,2 кв.м. уничтожено, на основании указанного, соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется.
Другие доводы полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции и не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от “23“ ноября 2009 года по делу N А33-16762/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
А.Н.БАБЕНКО
Судьи:
И.А.ХАСАНОВА
О.В.ПЕТРОВСКАЯ