Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.03.2010 по делу N А33-14398/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость и обязании налогового органа возместить суммы указанного налога.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2010 г. по делу N А33-14398/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии в судебном заседании:

индивидуального предпринимателя Тимофеева Георгия Александровича;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска - Исаева С.В., представителя по доверенности от 27.02.2007 N 2.4-23;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “16“ декабря 2009 года по делу N А33-14398/2009, принятое судьей Федотовой Е.А.,

установил:

индивидуальный предприниматель
Тимофеев Георгий Александрович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - инспекция, налоговый орган) от 16.07.2009 N 20,21,22, об обязании инспекции возместить налог на добавленную стоимость в сумме 38 183 рубля по уточненной налоговой декларации за январь 2007 года, 42 268 рублей по уточненной налоговой декларации за март 2007 года, 29 616 рублей по уточненной налоговой декларации за июнь 2007 года.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 декабря 2009 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Предприниматель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Из апелляционной жалобы следует, что судом не оценен довод о длительности коммерческих отношений с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) “Продсервис“, на момент заключения договора статус общества был подтвержден соответствующими документами, что свидетельствует о проявлении должной осторожности и осмотрительности.

Предприниматель полагает, что счета-фактуры, выставленные ООО “Продсервис“ соответствуют требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

По мнению заявителя, он не является кредитором ООО “Продсервис“, поэтому не обязан отслеживать информацию об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). У предпринимателя отсутствовали сведения об исключении контрагента из ЕГРЮЛ на момент получения товара, поэтому он обоснованно учел сумму налога, указанную в выставленных счетах-фактурах в качестве налоговых вычетов.

Предприниматель считает недоказанным факт публикации в Вестнике государственной регистрации N 35 (86) части 2 от 06.09.2006 уведомления о принятом решении о
предстоящем исключении ООО “Продсервис“ из ЕГРЮЛ.

Заявитель указывает, что он не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет; действующим законодательством не предусмотрена обязанность по проверке статуса контрагента при совершении сделок.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Предприниматель 04.02.2009 представил в налоговый орган:

уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года, согласно которой сумма налога, исчисленная от реализации товаров (работ, услуг) составила 4 032 316 рублей; сумма налога, к вычету - 4 123 421 рубль; сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета - 91 105 рублей;

уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за март 2007 года, согласно которой сумма налога, исчисленная от реализации товаров (работ, услуг) составила 5 125 773 рубля; сумма налога, подлежащая вычету - 5 669 514 рублей; сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета - 453 741 рубль;

уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года, согласно которой сумма налога, исчисленная от реализации товаров (работ, услуг) составила 6 016 774 рубля; сумма налога, подлежащая вычету - 6 294 436 рублей; сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета - 277 662 рубля.

По результатам камеральной проверки названных деклараций налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, выставленных обществом
“Продсервис“ (ИНН 5405268005), которое исключено из ЕГРЮЛ, что зафиксировано налоговым органом в акте камеральной налоговой проверки от 19.05.2009 N 1606, 1607, 1608 (акт вручен представителю заявителя 26.05.2009).

Налоговым органом 18.06.2009 принято решение N 159 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Извещение от 18.06.2009 N 15-21/1/11251225 о рассмотрении материалов проверки 16.07.2009 вручено предпринимателю 25.06.2009. Материалы проверки рассмотрены 16.07.2009 в присутствии предпринимателя (протокол от 16.07.2009 б/н).

Решением инспекции от 16.07.2009 N 20,21,22 предпринимателю отказано в возмещении налога на добавленную стоимость, заявленном в уточненной налоговой декларации за январь 2007 года - в сумме 38 183 рублей, в уточненной налоговой декларации за март 2007 года - 42 268 рублей, в уточненной налоговой декларации за июнь 2007 года - 29 616 рублей.

Предприниматель, не согласившись с решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий
(бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры и принятия оспариваемого решения от 16.07.2009 N 20, 21, 22, так как налоговым органом соблюдены положения статей 100, 101 Кодекса в части вручения заявителю акта камеральной налоговой проверки, обеспечения предпринимателю возможности представить возражения на акт проверки, участвовать в рассмотрение материалов проверки и представлять свои объяснения.

На основании статьи 143 Кодекса предприниматель является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно статье 173 Кодекса сумма, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

К налоговым вычетам пунктом 2 статьи 171 Кодекса отнесена сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 172 Кодекса такие налоговые вычеты применяются на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками товаров (работ, услуг), после принятия к учету соответствующих товаров (работ, услуг).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды“ разъяснил, что представление налогоплательщиком в
налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пунктах 4 и 5 вышеназванного постановления также разъяснил, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 11 Кодекса под организациями понимаются, в частности, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации).

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Пунктом 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о госрегистрации) предусмотрено, что при наличии признаков недействующего юридического лица (непредставление в течение последних двенадцати месяцев отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету) регистрирующий орган принимает
решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Из пункта 3 статьи 21.1 Закона о госрегистрации следует, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом из ЕГРЮЛ с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

В силу пункта 4 указанной статьи заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

В силу пункта 7 статьи 22 Закона о госрегистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о госрегистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Согласно пункту 1 приказа Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ “Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации и издании сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации“ (зарегистрирован
в Минюсте России от 04.07.2006 N 8001) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале “Вестник государственной регистрации“.

Предпринимателем заявлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур от 02.06.2007 N 0658, от 06.06.2007 N 0660, от 09.06.2007 N 668, от 03.03.2007 N 173, от 10.03.2007 N 0180, от 17.03.2007 N 0248, от 28.03.2007 N 03-08, от 06.01.2007 N 0005, от 12.01.2007 N 0014, от 20.01.2007 N 0017, выставленных ООО “Продсервис“.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля установлено, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска 01.09.2006 было принято решение N 596 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО “Продсервис“ (ИНН 5405268005) из ЕГРЮЛ.

Уведомление о принятом решении о предстоящем исключении общества опубликовано в “Вестнике государственной регистрации“ N 35 (86) часть 2 от 06.09.2006.

ООО “Продсервис“ исключено из ЕГРЮЛ 27.12.2006 как недействующее юридическое лицо, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись (N 2065405293072) (письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска от 06.11.2008 N СУ-15-05.4/46242@).

Ссылки предпринимателя на то, что он не являлся кредитором ООО “Продсервис“, поэтому не был обязан и не имел возможности отслеживать информацию об исключении его из ЕГРЮЛ; на то, что на момент получения товара не имел сведений об исключении контрагента из ЕГРЮЛ, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку данные содержащиеся в государственных реестрах являются открытыми и общедоступными, порядок получения выписки из ЕГРЮЛ установлен статьей 6 Закона
о госрегистрации.

Поскольку общество “Продсервис“ было исключено из ЕГРЮЛ 27.12.2006, согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации утратило правоспособность юридического лица, выставленные в период с 06.01.2007 по 09.06.2007 счета-фактуры не могут являться основанием для принятия налога на добавленную стоимость к вычету.

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. В силу пункта 5 статьи 169 Кодекса обязательным реквизитов счета-фактуры является указание налогоплательщика.

В пункте 2 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Приведенные положения имеют отношение не только к отражению в счетах-фактурах сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, но и к достоверности этих сведений.

Согласно пункту 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адреса грузоотправителя и грузополучателя.

Пунктом 6 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

Согласно пункту 2 статьи 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом
Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, счета-фактуры и первичные документы, в которых в качестве продавца указана несуществующая организация, не могут являться основанием для применения вычета по налогу на добавленную стоимость в связи с недостоверностью этих документов.

ООО “Продсервис“ исключено в установленном законодательством порядке из ЕГРЮЛ как юридическое лицо, поэтому не обладает правоспособностью и не подпадает под понятие, определенное статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, эта организация не могла иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Поэтому документы, представленные заявителем в подтверждение осуществления операций с несуществующим поставщиком, являются недостоверными и не свидетельствуют о возникновении у сторон прав и обязанностей по соответствующим сделкам, и, следовательно, не могут подтверждать обоснованность заявленных налоговых вычетов.

Выводы суда первой инстанции соответствуют закону и установленным по делу фактическим обстоятельствам, поэтому отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “16“ декабря 2009 года по делу N А33-14398/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА