Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу N А33-1890/2009 По делу о взыскании долга по оплате за поставленную холодную воду.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2010 г. по делу N А33-1890/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “26“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “04“ марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кирилловой Н.А.,

судей: Петровской О.В., Хасановой И.А.

при ведении протокола судебного заседания секретаре судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью “Система водоснабжения региона“ (истец) - Клименко Т.В., представителя по доверенности от 01.09.2008, Рыбакова А.А., представителя по доверенности от 19.02.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жилищно-Ремонтный Эксплуатационный Участок-3“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “14“ декабря 2009 года по делу N А33-1890/2009, принятое судьей Морозовой Н.А.,

установил:

общество с ограниченной
ответственностью “Система водоснабжения региона“ (далее - ООО “СВР“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Жилищно-Ремонтный Эксплуатационный Участок-3“ (далее - ООО “ЖРЭУ-3“) о взыскании 1 317 203 рублей 47 копеек задолженности по оплате потребленной холодной воды за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

В ходе судебного разбирательства истец изменил размер исковых требований и просил взыскать 1 160 037 рублей 42 копейки долга за холодную воду, поставленную в период с января по ноябрь 2008 года. Изменение суммы иска принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 декабря 2009 года исковые требования удовлетворены частично, в сумме 544 301 рубль 83 копеек. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.

Не согласившись с данным решением, ООО “СВР“ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В апелляционной жалобе заявитель указывает следующее:

- в соответствии с пунктом 1.9 договора от 01.01.2008 б/н, заключенного между ООО “ЖРЭУ-3“ и собственниками помещений в жилых домах, коммунальные услуги, в том числе по холодному водоснабжению, предоставляются собственникам на основании заключенных ими договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;

- отпуск холодной воды в жилые дома N 36, 37 38, 39, 39а, 40, 41, 43, 44, 45, 47, 47а, 48, 49, 50, 52 микрорайона 6 г. Шарыпово в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 осуществлялся истцом на основании договоров, заключенных между собственниками помещений в перечисленных домах и истцом (ресурсоснабжающей организацией);

- письменный договор между истцом (ресурсоснабжающей организацией) и ответчиком на отпуск холодной воды не заключался;

- истец в спорный период воспользовался
своим правом как ресурсоснабжающей организации на получение субсидий на компенсацию выпадающих доходов, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

ООО “СВР“ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало следующее:

- письмами от 23.07.2008, от 25.07.2008, от 25.09.2008 истец предлагал ответчику заключить договор на отпуск (получение) холодной воды, а также установить общедомовые приборы учета потребления холодной воды в указанных домах; предложения истца о заключении договора ответчик отклонил;

- в силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять собственникам квартир коммунальные услуги, а, следовательно, заключать соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями и производить с ними расчеты за поставленные ресурсы;

- поскольку дома, находящиеся в управлении ответчика, не оборудованы общедомовыми приборами учета, объем поставленной воды определен истцом исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, что соответствует статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ООО “ЖРЭУ-3“, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (почтовое уведомления NN 65761, 65762), своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.

В судебном заседании представители ООО “СВР“ поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, а также пояснили, что сумма долга за отпущенную холодную воду определена истцом за вычетом оплаты холодного водоснабжения, произведенной населением на основании показаний индивидуальных приборов учета.

Поскольку ООО “СВР“ не заявлены возражения относительно проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в части взыскания 544 301 рубля 83 копеек долга.

Апелляционная
жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

На основании договора аренды муниципального имущества от 28.12.2007 N 112 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации города Шарыпово по акту от 01.01.2008 передал в аренду ООО “СВР“ муниципальное имущество Южно-Шарыповского и Кадаского водозабора, насосные станции 3-го подъема, водопроводные станции г. Шарыпово, предназначенные для эксплуатации в целях оказания услуг водоснабжения населению, бюджетным учреждениям, организациям, предприятиям и иным потребителям (т. 1, л.д. 80-85).

ООО “СВР“ выданы лицензии на право пользования недрами серии КРР N 01701, серии КРР N 01715 с целевым назначением и на видами работ - добыча питьевых подземных вод Кадатского и Южно-Шарыповского месторождения для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов (т. 1, л.д. 89-92).

Решением Шарыповского городского Совета от 21.02.2006 N 7-60 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по г. Шарыпово - холодное водоснабжение в многоквартирных жилых домах с полным благоустройством - 5,47 куб. м; 180 л./сут.

Согласно Приложению N 1 к Решению Шарыповского городского Совета депутатов Красноярского края от 18.12.2007 N 26-272 “О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с Приказом департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 31 октября 2007 г. N 10-т на 2008 год“, размер платы за коммунальные услуги по г. Шарыпово для многоквартирных домов с полным благоустройством составляет 8,15 руб./куб. м.

Согласно протоколам от 09.01.2008 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 36, 37, 38, 39, 39а, 40, 41, 43, 44, 45, 47, 47а, 48, 49, 50, 52
микрорайона 6 г. Шарыпово, жителями вышеперечисленных домов выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, управляющей организацией выбрано ООО “ЖРЭУ-3N (т. 33, л.д. 12-153)

Между ООО “ЖРЭУ-3“ и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах NN 36, 37, 38, 39, 39а, 40, 41, 43, 44, 45, 47, 47а, 48, 49, 50, 52 микрорайона 6 г. Шарыпово, заключен договор управления общим имуществом многоквартирным домом от 01.01.2008, предметом которого является обеспечение выполнения управляющей организацией за плату услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в целях управления многоквартирным домом, осуществление иной направленной на достижение целей обеспечения надлежащей эксплуатации, содержания и ремонта инженерных систем и оборудования многоквартирного дома деятельности, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 “Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность“, иных нормативно-правовых актов (т. 1, л.д. 116-123).

Пунктом 1.9 указанного договора предусмотрено, что коммунальные услуги (деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению) предоставляются собственникам (лицам, владеющим на праве собственности жилым помещением, которое находится в многоквартирном доме (п. 1.1)) на основании заключенных или заключаемых им напрямую с ресурсоснабжающей организацией договоров энергоснабжения.

Срок действия договора установлен в течение 5 лет, начиная с 01.02.2008 (пункт 8.1 договора).

Приложениями N 1 к договору согласован состав общего имущества многоквартирного дома N 636, 637, 638, 639, 639а,
640, 641, 643, 644, 645, 647, 647а, 648, 649, 650, 652.

В приложении N 2 к договору установлен перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществляемых в счет платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе:

1. проведение технических осмотров и мелкий ремонт общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а так же угрозы безопасности жизнью и здоровья граждан (включая подпункты);

2. содержание общего имущества, а так же элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

3. обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования;

4. обеспечение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

5. подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации;

6. работы аварийного характера в многоквартирных домах;

7. текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В период с января по ноябрь 2008 года ООО “СВР“ осуществляло подачу холодной воды жителям многоквартирных домов NN 36, 37, 38, 39, 39а, 40, 41, 43, 44, 45, 47, 47а, 48, 49, 50, 52 микрорайона 6 г. Шарыпово.

Поскольку узлы учета не оборудованы общедомовыми приборами учета, истец произвел расчет объема отпущенной холодной воды исходя из нормативов потребления, установленных Решением Шарыповского городского Совета от 21.02.2006 N 7-60 (5,47 куб. м/1 чел.). Количество граждан, проживающих в вышеуказанных жилых домах, определено истцом по данным ответчика (сравнительная справка - т. 31, л.д. 6).

Согласно расчету истца общий объем холодной воды, отпущенной в спорный период в перечисленные жилые дома, составил 105 297,5 куб. м.

Общая
стоимость отпущенной холодной воды составила 1 828 975 рублей 46 копеек и определена истцом исходя из тарифа 14,72 руб./куб. м, утвержденного Приказом Департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края “Об установлении тарифов на услуги водоснабжения региона“ от 30.11.2007 N 37-т. С учетом стоимости холодной воды, предъявленной к оплате жителям, имеющим индивидуальные приборы учета, в сумме 668 938 рублей 04 копейки задолженность по оплате услуг водоснабжения составила 1 160 037 рублей 42 копейки (т. 33, л.д. 2).

Для оплаты отпущенной холодной воды ООО “СВР“ выставило ООО “ЖРЭУ-3“ счет-фактуру от 30.09.2008 N 3268 на сумму 953 844 рубля 99 копеек.

24.10.2008 ООО “СВР“ направило ООО “ЖРЭУ-3“ претензию с требованием о погашении задолженности.

Ссылаясь на наличие у ответчика обязанности по оплате холодной воды и отсутствие оплаты, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.

Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Как усматривается из материалов дела, в период
с января по ноябрь 2008 года ООО “СВР“ осуществляло подачу холодной воды жителям многоквартирных домов NN 36, 37, 38, 39, 39а, 40, 41, 43, 44, 45, 47, 47а, 48, 49, 50, 52 микрорайона 6 г. Шарыпово.

В спорный период обслуживание указанных домов осуществляла управляющая организация ООО “ЖРЭУ-3“ на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2008.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно пункту 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

При этом исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие
коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Исходя из указанных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, является обязанностью управляющей организации.

Таким образом, пункт 1.9 договора на управление многоквартирным домом от 01.01.2008 б/н, предусматривающий предоставление собственникам жилых помещений коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, на основании заключенных ими договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями, не соответствует действующему законодательству.

Факт заключения собственниками жилых помещений перечисленных многоквартирных домов договоров с ресурсоснабжающей организацией, а также реализация истцом права на получение субсидий на компенсацию выпадающих доходов, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отсутствие заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией на снабжение холодной водой не освобождает потребителей и исполнителя коммунальных услуг от оплаты полученной холодной воды.

Фактическое пользование ответчиком услугами водоснабжения в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует рассматривать как акцепт абонентом оферты, предложенной водоснабжающей организацией.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09.

В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники
жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Таким образом, лицом, обязанным производить оплату за холодное водоснабжение, перед ресурсоснабжающей организацией является управляющая организация.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Отношения сторон в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регламентированы также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 33, 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений. С этой целью оборудуются узлы учета, которые должны размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.

Таким образом, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил пользования системами коммунального водоснабжения, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт “а“ пункта 5 пункт 10, подпункта “в“ пункта 39 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09 и от 22.09.2009 N 5290/2009.

Согласно расчету истца, составленному на основании нормативов потребления холодной воды, установленных решением Шарыповского городского Совета от 21.02.2006 N 7-60 (5,47 куб. м/1 чел.)., общий объем холодной воды, отпущенной в спорный период в перечисленные жилые дома, составил 105 297,5 куб. м.

Судом первой инстанции правомерно указано на то, что при определении стоимости отпущенной холодной воды подлежит применению тариф 8,15 руб./куб. м, установленный Решением Шарыповского городского Совета депутатов от 18.12.2007 N 26-272 для населения, поскольку управляющая компания не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан.

Общая стоимость отпущенной холодной воды, рассчитанная исходя из тарифа 8,15 руб./куб. м, составила 858 174 рубля 63 копейки. С учетом поступивших от населения платежей за услуги холодного водоснабжения в размере 313 872 рубля 80 копеек (за объем холодного водоснабжения по индивидуальным приборам учета), задолженность по оплате услуг водоснабжения составила 544 301 рубль 83 копейки (т. 33, л.д. 195).

Установив наличие у ответчика обязанности по оплате коммунального ресурса, стоимость отпущенной холодной воды, размер задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 544 301 рубль 83 копейки.

Ссылки заявителя апелляционной жалобы на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-4763/2008-4/92 не принимаются судом, поскольку указанное дело рассмотрено с участием иных лиц и не имеет преюдициального значения для настоящего дела.

Доводы ответчика о том, что в силу пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, отклоняются судом.

Так, применение к отношениям между водоснабжающей организации и управляющей компанией пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на управляющую компанию ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении общества.

Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “14“ декабря 2009 года по делу N А33-1890/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Н.А.КИРИЛЛОВА

Судьи:

О.В.ПЕТРОВСКАЯ

И.А.ХАСАНОВА