Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2010 по делу N А33-15382/2009 Принимая во внимание представленный истцом расчет задолженности по арендной плате, а также Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ и отсутствие доказательства внесения ответчиком арендных платежей в полном объеме, исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды участков лесного фонда и пени подлежат частичному удовлетворению.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2010 г. по делу N А33-15382/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “02“ марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “04“ марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Петровской О.В.,

судей: Хасановой И.А., Бабенко А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н.,

при участии:

от агентства лесной отрасли Красноярского края (истца): Романовой И.И. - представителя по доверенности от 10.12.2009;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу агентства лесной отрасли Красноярского края

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “24“ декабря 2009 года по делу А33-15382/2009, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к закрытому акционерному обществу
“Такучетский Леспромхоз“ о взыскании 2 415 347 руб. 90 коп., в том числе 1 685 660 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды участков лесного фонда от 16.07.2005 N 25 и 729 687 руб. 90 коп. пени.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2009 года в иске отказано.

Не согласившись с данным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, что является надлежащим истцом в силу договора аренды от 17.10.2008 N 194-з, переоформленного с договора аренды от 16.07.2005 N 25, поэтому в иске отказано необоснованно.

Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, отзыв не направил. Дело рассматривается в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представила договор аренды N 194-з от 17.10.2008, который является следствием переоформления договора аренды участков лесного фонда от 16.07.2005 N 25, заключенного между ЗАО “Такучетский леспромхоз“ и федеральным государственным учреждением “Чунский лесхоз“, Приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края от 03 октября 2008 года N 1904а, заявила ходатайство об их приобщении к материалам дела. Ходатайство мотивировано тем, что при решении вопроса о наличии у агентства права на предъявление исковых требований о взыскании задолженности по договорам, арендодателем по которым указаны лесхозы (лесничества), вопрос о переоформлении договора аренды не возникал. По мнению истца, без выяснения вопроса о наличии такого договора судом первой инстанции сделан несоответствующий фактическим обстоятельствам вывод об отсутствии переоформления договора аренды N 25 от 16.07.2005.

Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Как следует из определений Арбитражного суда Красноярского края, протокола судебного заседания по настоящему делу истцу не предлагалось представить переоформленный договор аренды N 25 от 16.07.2005.

Учитывая изложенное, а также то, что действующее законодательство не позволяет четко определить круг доказательств, наличие которых подтверждает право истца на предъявление требований о взыскании задолженности по договорам, арендодателем в которых указаны лесхозы, арбитражный суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить ходатайство истца и приобщить к материалам дела представленный истцом договор аренды N 194-з от 17.10.2008.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Федеральным государственным учреждением “Чунский лесхоз“ (арендодатель) и ответчиком (арендатор) 16.07.2005 на основании протокола N 26 “О результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда“ от 12.05.2005 подписан договор N 25 аренды участков лесного фонда для заготовки древесины, в соответствии с пунктом 2.1 которого арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины, сроком на 49 лет по адресу: Россия, Красноярский край, Богучанский район, лесхоз Чунский (Новохайское, Такучетское, Хожинское, Чуноярское лесничества):

--T-------------T------------T-----------------------T--------T------------¬

¦N¦ Вид ¦Наименование¦ N квартала, выдела ¦Площадь,¦ Ежегодный ¦

¦ ¦ пользования ¦лесничества ¦ ¦ га ¦ объем ¦

¦ ¦лесным фондом¦ ¦ ¦ ¦пользования,¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 тыс. кбм ¦

+-+-------------+------------+-----------------------+--------+------------+

¦1¦Заготовка ¦Такучетское ¦84, 85 (часть), 86 ¦17666 ¦43,5, в том ¦

¦ ¦древесины ¦ ¦(часть), 87 (часть), ¦ ¦числе по ¦

¦ ¦ ¦ ¦129 (часть), 280 ¦ ¦хвойному ¦

¦ ¦ ¦ ¦(часть), 285 (часть), ¦ ¦хозяйству ¦

¦ ¦ ¦ ¦289 (часть), 331 ¦ ¦24,3 ¦

¦ ¦ ¦ ¦(часть), 377 (часть), ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦378 (часть), 382, 479 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦(часть), 480 (часть), ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦486, 487, 514, 515, 522¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦(часть), 603 (часть), ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦641, 642, 665. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦Чуноярское ¦450 (часть), 490 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦(бывшее ¦(часть), 491 (часть). ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦Такучетское)¦ ¦ ¦ ¦

+-+-------------+------------+-----------------------+--------+------------+

¦ ¦Итого ¦ ¦ ¦17666 ¦43,5 ¦

L-+-------------+------------+-----------------------+--------+-------------

В соответствии с разделом 8 договор действует с момента регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 49 лет. Согласно отметке регистрирующего органа государственная регистрация сделки произведена 19.08.2005.

В соответствии с пунктом 5.1 договора арендная плата исчисляется на всю расчетную лесосеку независимо от фактического ее использования, исходя из ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Федеральным агентством лесного хозяйства с дополнительным взиманием платежей 1,1% по результатам лесного конкурса от ставок лесных податей за каждый кубометр расчетной лесосеки.

-------------T----------------------------------T---------------¬

¦Год освоения¦ Подлежит освоению ¦Арендная плата,¦

¦
¦ ¦ тыс. руб. ¦

+------------+----------------T-----------------+---------------+

¦ ¦ % ¦ Тыс. кбм ¦ ¦

+------------+----------------+-----------------+---------------+

¦ 2005 ¦ 100 ¦ 43,5 ¦ 880 ¦

+------------+----------------+-----------------+---------------+

¦ 2006 ¦ 100 ¦ 43,5 ¦ 880 ¦

+------------+----------------+-----------------+---------------+

¦ 2007 ¦ 100 ¦ 43,5 ¦ 880 ¦

L------------+----------------+-----------------+----------------

Размер арендной платы, исчисленный по минимальным ставкам платы
за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Правительством, вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15.02 - 15%; 15.03 - 10%; 15.04 - 10%; 15.06 - 10%; 15.07 - 10%; 15.09 - 15%; 15.11 - 15%; 15.12 - 15% (пункт 5.2 договора). Размер арендной платы, исчисленный по ставкам сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, вносится в доход бюджета в следующие сроки: 15.02 - 15%; 15.03 - 10%; 15.04 - 10%; 15.06 - 10%; 15.07 - 10%; 15.09 - 15%; 15.11 - 15%; 15.12 - 15% (пункт 5.3 договора).

По акту передачи участков лесного фонда в пользование от 16.07.2005 участки лесного фонда переданы арендатору.

За период 2007 - 2008 годы у ответчика образовалась задолженность по оплате арендных платежей в размере 1 685 660 руб. (1 511 260 руб. в федеральный бюджет, 174 400 руб. - в краевой бюджет), что следует из представленного истцом расчета.

Согласно пункту 5.5 договора за просрочку арендных платежей арендатор выплачивает пеню за каждый день просроченного дополнительный платеж в размере 0,07% от просроченной суммы за каждый день просрочки.

За несвоевременную оплату арендной платы истец начислил пеню в размере 729 687 руб. 90 коп. за период с 01.01.2007 по 01.09.2009 (647 306 руб. 16 коп. - в федеральный бюджет, 82 381 руб. 74 коп. - в краевой бюджет).

Уведомлениями истца от 29.09.2008 N 84, N 83, от 11.08.2008 N 77, N 76, от 01.08.2008 N 70 ответчик извещался о необходимости погасить имеющуюся задолженность по арендной плате.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате арендной платы, истец просит взыскать с ответчика 1 685
660 руб. долга (1 511 260 руб. в федеральный бюджет, 174 400 руб. - в краевой бюджет), 729 687 руб. 90 коп. пени за период с 01.01.2007 по 01.09.2009 (647 306 руб. 16 коп. - в федеральный бюджет, 82 381 руб. 74 коп. - в краевой бюджет).

Отказывая в иске, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что агентство лесной отрасли Красноярского края является ненадлежащим истцом, так как арендодателем по договору от 16.07.2005 N 25 является федеральное государственное учреждение “Чунский лесхоз“, и агентством лесной отрасли Красноярского края не представлено в материалы дела доказательств переоформления договора аренды участка лесного фонда согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из искового заявления, истец требует взыскания с ответчика задолженности по арендным платежам за пользование лесными участками.

По смыслу статей 606, 608, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о взыскании арендных платежей вправе заявить арендодатель, являющийся собственником переданного в аренду имущества либо лицо, уполномоченное на то собственником.

В подтверждение факта возникновения арендных отношений между ответчиком и Агентством лесной отрасли Красноярского края истцом представлен договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины от 16 июля 2005 года N 25, подписанный между федеральным государственным учреждением “Чунский лесхоз“ (арендодатель) и ответчиком (арендатор), в соответствии с пунктом 2.1 которого арендодатель передает в аренду, а арендатор принимает участок лесного фонда в аренду для заготовки древесины, сроком на 49 лет по адресу: Россия, Красноярский край, Богучанский район, лесхоз Чунский (Новохайское, Такучетское, Хожинское, Чуноярское лесничества).

Кроме того, суду апелляционной инстанции истцом представлены Приказ Агентства лесной отрасли Красноярского края от 03 октября 2008 года N 1904а и договор аренды лесного участка от 17 октября 2008 года N 194-з.

Согласно Приказу Агентства лесной отрасли Красноярского края от 03 октября 2008 года N 1904а предписано заключить с закрытым акционерным обществом “Такучетский ЛПХ“ договоры аренды лесных участков с целью переоформления договора аренды участков лесного фонда от 16.07.2005 N 25.

Согласно пункту 1.1 договора аренды лесного участка от 17 октября 2008 года N 194-з, подписанного между Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) и закрытым акционерным обществом “Такучетский ЛПХ“ (арендатор), арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки на срок 46 лет, находящиеся в государственной собственности, определенные пунктом 2 настоящего договора.

Прежний и переоформленный договор аренды зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю.

Согласно статье 31 Лесного кодекса Российской Федерации (от 29 января 1997 года N 22 ФЗ), действовавшей на момент подписания договора аренды участков лесного фонда от 16 июля 2005 года N 25, договор аренды участка лесного фонда заключается лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 74 Лесного кодекса Российской Федерации (от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, далее по тексту Лесной кодекса Российской Федерации) предусматривает, что заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 октября 2007 года N 258 “Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации“.

Как следует из пунктов 7 - 9 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, решение о переоформлении договора аренды является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 324 “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2793).

Доказательства переоформления договора аренды представлены в материалы дела.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 1 августа 2008 года N 18-п, Агентство лесной отрасли Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью в области лесных отношений на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, а также правовых актов министерства природных ресурсов и лесного комплекса края.

Согласно пункту 1 абзаца 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Как следует из пункта 3.3 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, в том числе выступает продавцом права на заключение договоров аренды лесных участков.

Более того, согласно пункту 3.4 Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, Агентство осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда в аренду лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе выступает продавцом права на заключение договора аренды.

Согласно Приказам Министерства природных ресурсов Российской Федерации, федерального агентства лесного хозяйства от 25 декабря 2007 года N 509 “Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году“, от 16 января 2008 года N 8 “Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году“, Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 5 ноября 2008 года N 337 “Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации на период 2009 и 2010 годов“ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя переданные им полномочия в области лесных отношений, имеют полномочия по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Таким образом, Агентство лесной отрасли Красноярского края вправе требовать взыскания с ответчика задолженности по арендным платежам за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года, как арендодатель имущества и уполномоченный государством орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Истцом заявлено требование о взыскании 2 415 347 руб. 90 коп., в том числе 1 685 660 руб. задолженности по арендной плате за 2007 и 2008 годы и 729 687 руб. 90 коп. пени за период с 01.01.2007 по 01.09.2009, из которых:

- 1 511 260 руб. задолженность в федеральный бюджет;

- 174 400 руб. задолженность в краевой бюджет (с применением коэффициента 1,4);

- 647 306 руб. 16 коп. пени в федеральный бюджет;

- 82 381 руб. 74 коп. пени в краевой бюджет.

Арендодателем неоднократно направлялись уведомления арендатору о нарушении сроков внесения арендных платежей (л.д. 49-53).

Суду апелляционной инстанции истец представил расчет задолженности закрытого акционерного общества “Такучетский ЛПХ“, согласно которому задолженность ответчика в федеральный бюджет составила 1 500 360 руб., пени в федеральный бюджет - 606 030 руб., пени в краевой бюджет - 94 руб. 72 коп. В данном расчете истец подтвердил отсутствие задолженности по уплате арендных платежей в краевой бюджет в связи с наличием у истца переплаты.

Проверив представленный истцом расчет задолженности по арендной плате, принимая во внимание Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и отсутствие доказательства внесения ответчиком арендных платежей в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования Агентства лесной отрасли Красноярского края подлежат удовлетворению в части взыскания с закрытого акционерного общества “Такучетский ЛПХ“ 1 500 360 руб. задолженности в федеральный бюджет, 606 030 руб. пени в федеральный бюджет, 94 руб. 72 коп. пени в краевой бюджет.

При этом арбитражный суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что действия ответчика не направлены на добросовестное исполнение договорных обязательств, учитывая длительный период просрочки исполнения ответчиком обязательств по внесению арендной платы, низкий размер предусмотренной договором неустойки, не находит оснований для снижения суммы неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Так как выводы обжалуемого по настоящему делу судебного акта не соответствуют обстоятельствам дела, то решение по настоящему делу подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку истец в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, то учитывая частичное удовлетворение исковых требований, с ответчика подлежат взысканию в доход федерального бюджета 20 561 руб. 86 коп. государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и 872 руб. 20 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “24“ декабря 2009 года по делу N А33-15382/2009 отменить. Принять новый судебный акт.

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Такучетский Леспромхоз“ в пользу агентства лесной отрасли Красноярского края

- 1 500 360 рублей задолженности в федеральный бюджет,

- 606 030 рублей пени в федеральный бюджет,

- 94 рубля 72 копейки пени в краевой бюджет.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Такучетский Леспромхоз“ в доход федерального бюджета 21 434 рубля 06 копеек государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи:

А.Н.БАБЕНКО

И.А.ХАСАНОВА