Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 по делу N А74-4342/2009 При отсутствии технических регламентов в отношении к импортируемой продукции для целей таможенного оформления товаров таможенный орган обязан руководствоваться “Списком товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске товаров на таможенную территорию РФ“, утвержденным письмом Ростехрегулирования от 14.11.2007 N СП-101-26/5511.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2010 г. по делу N А74-4342/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “25“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “03“ марта 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии:

заявителя - Яковлева В.Н. на основании паспорта N 95 06 N 621021, Белякова О.В. - представителя заявителя - по доверенности от 23.09.2009,

от ответчика (Хакасской таможни): Писанова О.Г. - представителя по доверенности от 11.01.2010 N 07-01/00052,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от “10“ декабря 2009 года по делу N А74-4342/2009,
принятое судьей Хабибулиной Ю.В.,

установил:

Яковлев Валерий Николаевич обратился в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене решения Хакасской таможни от 27 августа 2009 года N 21-34/6 за подписью и.о. начальника таможни Т.М. Белецкой.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от “10“ декабря 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с указанным решением, Яковлев Валерий Николаевич обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:

- на сегодняшний день существует единственный список товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1013, который не содержит наименований товара “Компрессор“, “Дробилка“, “Транспортер“, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность представлять сертификат соответствия при таможенном оформлении ввезенного товара,

- ссылка Хакасской таможни на письмо Федеральной таможенной службы от 14.11.2007 N СП-101-26/5511 не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, утвержденным и опубликованным в установленном законом порядке,

- в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 53 в случае подтверждения импортером того, что товар ввозится исключительно в целях использования в собственном производстве, он освобождается от предоставления сертификата соответствия.

Хакасская таможня не согласилась с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Яковлев Валерий Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Черногорска 03 июля 2001 года за номером 7994, действует на основании свидетельства серии 19 N 0479747.

22.07.2009 Хакасской таможней от Ф.И.О. принята грузовая таможенная декларация N
10604030/220709/0001341 на товары, ввезенные из Китая в соответствии с внешнеторговым контрактом от 10.05.2009 N XRL2009, в том числе:

- товар N 1 “ударная дробилка PCL для дробления отходов производства пенобетона и бетона, природных минеральных веществ, с мощностью привода 60 Квт (2 электродвигателя по 30 Квт (в комплекте), с пультом управления в комплекте, 2009 года выпуска, производительностью 6 - 15 тонн в час, частота вращения импеллера 2000 - 2600 об/мин“, код 8474 20 900 0 ТН ВЭД России;

- товар N 4 “транспортер для перемещения готового бетона или песчано-гравийной смеси по резиновой армированной текстилем ленте шириной 0,5 м (лента отсутствует), для оборудования по производству бетонных блоков или бетономешалок, длина 6 м с установленным электродвигателем привода мощностью 5,5 Квт“, код 8428 33 000 0 ТН ВЭД России;

- товар N 5 “компрессор дизельный воздушный модель W-1.8/7-Е с кривошипно-шатунным механизмом (с приводом от двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, модель двигателя ZS -1100, N 08СХ10) макс. избыточное рабочее давление 6, 8647 БАР, производительность 1,8 м3/час., ресивер 130 л., габариты 1500 х 770 х 1000 мм. Для питания воздухом строительного инструмента“, код 8414 80 220 9 ТН ВЭД России.

Одновременно с подачей ГТД декларантом - Ф.И.О. представлено обязательство от 22.07.2009, содержащее просьбу разрешить произвести таможенное оформление вышеуказанных товаров без предоставления сертификатов соответствия на основании пункта 3 “а“ Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 53 “О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия“.

Данное обязательство также содержало указание на то, что спорные товары ввезены для собственных нужд - работы на собственном строительстве, отчуждаться и
передаваться третьим лицам на территории Российской Федерации не будут.

При проверке таможенной декларации N 10604030/220709/0001341 уполномоченным должностным лицом Хакасской таможни выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 149 Таможенного кодекса России, выразившееся в непредоставлении документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в отношении товаров N 1, 4, 5.

23.07.2009 на основании пунктов 1, 2, 4 статьи 153 Таможенного кодекса России должностным лицом Хакасской таможни составлены уведомление и требование, в соответствии с которыми декларант проинформирован о необходимости представления в отношении товаров N 1, 4, 5 в срок до 29 августа 2009 года документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также о возможности условного выпуска товаров N 1, 4, 5, заявленных для таможенного оформления в ГТД N 10604030/220709/0001341.

10.08.2009 в Хакасскую таможню от Ф.И.О. поступила жалоба на действия должностного лица Хакасской таможни в части требования представить сертификаты соответствия на товары N 1, 4, 5 по ГТД N 10604030/220709/0001341 или предпринять меры по условному выпуску товаров.

Решением Хакасской таможни от 27.08.2009 N 21-34/6 жалоба Яковлева В.Н. оставлена без удовлетворения, решение Абаканского таможенного поста Хакасской таможни, выразившееся в направлении уведомления и требования от 23.07.2009 о необходимости предоставления в отношении товаров N 1, 4, 5 по ГТД N 10604030/220709/0001341 документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, признано правомерным.

09.10.2009 Яковлев Валерий Николаевич обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия
с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене решения Хакасской таможни от 27 августа 2009 года N 21-34/6 за подписью и.о. начальника таможни Т.М. Белецкой.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов (действий) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что при декларировании товаров в числе основных документов представляются разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и
государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

В целях реализации положений Федерального закона “О техническом регулировании“ Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53 утверждены Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Согласно пункту 2 Правил продукцией (товаром), ввоз которой на территорию Российской Федерации осуществляется при условии представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, может быть только продукция (товар), выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и включенная в списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаемые Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в момент ввоза спорного товара и его таможенного оформления списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия на основании технических регламентов, Правительством Российской Федерации не были утверждены, в связи с чем, действовали переходные положения статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам
проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Учитывая отсутствие соответствующих технических регламентов, устанавливающих требования к импортируемой Ф.И.О. продукции (товар N 1, 4, 5), таможенный орган правомерно руководствовался для целей таможенного оформления товаров “Списком товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске товаров на таможенную территорию Российской федерации“, утвержденным Письмом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14.11.2007 N СП-101-26/5511, ввиду следующего.

В силу пунктов 1 и 5.4.17.3 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294, данный орган является федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования
и обеспечения единства измерений, в том числе осуществляет ведение перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Исполнение Федеральным агентством данной государственной функции урегулировано “Административным регламентом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии исполнения государственной функции по ведению перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия“, утвержденным Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 25.01.2008 N 26.

Довод заявителя жалобы о неправомерности ссылки Хакасской таможни на письмо Федеральной таможенной службы от 14.11.2007 N СП-101-26/5511, мотивированный тем, что данное письмо не является нормативно-правовым актом, утвержденным и опубликованным в установленном законом порядке, отклоняется судом, поскольку вышеуказанный список является нормативным документом, изданным федеральным органом исполнительной власти в рамках полномочий, делегированных Правительством Российской Федерации, и опубликован в печатном издании (“Таможенные ведомости“ N 3, март 2007 года).

В соответствии с названным Списком компрессоры воздушные или газовые (коды позиций 8414 40, из 8414 80 ТН ВЭД России), конвейеры (коды позиций 8428 20, 8428 31 000 0, 8428 32 000 0, 8428 33 000 0, 8428 39 200 0, 8428 39 900 0 ТН ВЭД России), машины для дробления или измельчения (коды позиций 8474 20 ТН ВЭД России) отнесены к товарам, применительно к которым требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию России.

Какой-либо иной, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спорной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, но выпускаемой без декларации о соответствии или сертификата соответствия, в настоящее время отсутствует.

С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства России от 13.08.1997 N 1013 “Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и
услуг, подлежащих обязательной сертификации“ является единственным списком товаров, подлежащих обязательной сертификации, является несостоятельным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Таможенного кодекса Российской Федерации товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.

В этой связи следует отметить, что в Перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденном Постановлением Правительства России от 13.08.1997 N 1013, отсутствуют ссылки на классификационные коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России.

Суд апелляционной инстанции отклоняет как не состоятельный довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 53, в случае подтверждения импортером того, что товар ввозится исключительно в целях использования в собственном производстве, он освобождается от предоставления сертификата соответствия, ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 3 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53, представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям осуществляется для помещения товаров под таможенные режимы:

а) выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, ввозимых:

в единичных экземплярах (не более 5 единиц одного наименования, классифицируемого одним классификационным кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации) или в ограниченном количестве (не более 50 килограммов товара, вес которого (масса “нетто“) в соответствии с общепринятыми правилами розничной торговли измеряется в килограммах) при условии предоставления таможенным органам гарантий надлежащего исполнения обязанностей того, что такие товары не будут отчуждаться на таможенной территории Российской Федерации;

для представительских целей (рекламные материалы, сувениры);

в качестве
проб и образцов для проведения исследований и испытаний;

в качестве запасных частей для обслуживания и ремонта ранее ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации готовых изделий, в отношении которых подтверждено соответствие обязательным требованиям, при условии представления в таможенные органы Российской Федерации копий документов о соответствии обязательным требованиям на указанные готовые изделия и подтверждения, что данные запасные части используются при изготовлении готовых изделий и внесены в конструкторскую документацию на это изделие;

в качестве комплектующих товаров к продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации, при условии, что эти комплектующие товары ввозятся производителями указанной продукции.

Действительный смысл и содержание положений подпункта “а“ пункта 3 указанных Правил может быть выявлен с учетом их системного толкования с пунктами 1, 2 Правил и положениями статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании“.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что настоящие Правила разработаны во исполнение Федеральных законов “О техническом регулировании“, “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности“ и Таможенного кодекса Российской Федерации и определяют порядок ввоза на таможенную территорию РФ продукции (товаров), которая в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами подлежит обязательному подтверждению соответствия (п. 1). Продукцией (товаром), ввоз которой на территорию РФ осуществляется при условии представления таможенным органам одновременно с грузовой таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, может быть только продукция (товар), выпускаемая в обращение на территории РФ и включенная в списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаемые Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов (пункт 2).

Поэтому, принимая во внимание, что технический регламент в отношении компрессоров воздушных или газовых (коды позиций 8414 40, 8414 80 ТН ВЭД России), конвейеров (коды позиций 8428 20, 8428 31 000 0, 8428 32 000 0, 8428 33 000 0, 8428 39 200 0, 8428 39 900 0 ТН ВЭД России), машины для дробления или измельчения (коды позиций 8474 20 ТН ВЭД России) не принят и соответственно этот товар не может быть включен в указанные списки, следует сделать вывод о том, что Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 53, не применяются к спорным правоотношениям.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии решения Хакасской таможни от 27.08.2009 N 21-34/6 Таможенному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 27.12.2002. N 184-ФЗ “О техническом регулировании“ и отсутствии нарушения прав и законных интересов Ф.И.О.

Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от “10“ декабря 2009 года по делу N А74-4342/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ДЕМИДОВА