Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 по делу N А33-11216/2009 В удовлетворении заявления о признании отказа администрации города в заключении договора аренды земельного участка незаконным и обязании ответчика заключить договор аренды отказано правомерно, поскольку у заявителя отсутствует действующее разрешение о предварительном согласовании ему земельного участка под строительство, следовательно, у администрации отсутствовали правовые основания для заключения договора аренды земельного участка на период предварительного согласования места размещения объекта.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2010 г. по делу N А33-11216/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “18“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “26“ февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью “Корсар“): Ефановой А.А. - представителя по доверенности от 05.08.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Корсар“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “09“ ноября 2009 года по делу N А33-11216/2009, принятое судьей Ермаковой И.И.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Корсар“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о
признании отказа Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска от 13.04.2009 N 10/1962-дг в заключении договора аренды незаконным, обязании администрации города Красноярска заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Караульная - ул. Шахтеров, общей площадью 20 000 кв.м., оценочная зона N 86 сроком на 1 год (с учетом уточнения).

К участию в деле на стороне ответчика привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

В судебном заседании суда первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просит признать отказ Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, изложенный в письме от 13.04.2009 N 10/1962-дг, в заключении договора аренды незаконным, обязать администрацию города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Корсар“ путем принятия решения о предоставлении ООО “Корсар“ земельного участка, общей площадью 20 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Караульная - ул. Шахтеров, оценочная зона N 86.

Судом первой инстанции принято уточнение заявленных требований.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 ноября 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней от 26.01.2010, мотивируя следующими доводами:

- продление распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта возможно на срок действия заключений и согласований надзорных и контролирующих инстанций, но не более чем на три года,

- в связи с оспариваемым отказом Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, изложенным в письме от 13.04.2009 N 10/1962-дг, в заключении договора аренды
заявитель лишен возможности осуществлять деятельность по строительству объекта недвижимости на согласованном земельном участке,

- 28.05.2007 ООО “Корсар“ исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, данные действия регистрирующего органа 20.11.2007 признаны решением суда незаконными с даты их совершения - 28.05.2007; в связи с указанными обстоятельствами ООО “Корсар“ в период действия Распоряжения администрации г. Красноярска N 566-арх о предварительном согласовании места размещения автостоянки не могло совершать какие-либо юридические действия по отношению к спорному участку,

- в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ адресованное администрации г. Красноярска обращение общества от 30.01.2008 следовало направить на рассмотрение в орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией; департамент градостроительства администрации г. Красноярска в отсутствие соответствующих полномочий рассмотрел обращение заявителя и отказал в заключении договора аренды земельного участка письмом от 13.04.2009 N 10/1962-дг.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы.

Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления N 659299, N 659282, N 659305), своих представителей не направили. Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Распоряжением администрации г. Красноярска
N 566-арх от 21.03.2006 ООО “Корсар“ предварительно согласовано место размещения многоярусной автостоянки с автомойками, магазином автозапчастей на земельном участке из земель поселений, оценочная зона N 86, площадью 10000 кв.м, из них 160 кв.м - площадь ограниченного использования (охранная зона кабеля связи), расположенном по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Караульная - ул. Шахтеров; также утвержден акт о выборе земельного участка от 26.02.2006; Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предписано заключить с ООО “Корсар“ договор аренды земельного участка на срок до одного года в целях проведения проектно-изыскательских работ (л.д. 22)

23.06.2006 между ООО “Корсар“ и Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска заключен договор аренды земельного участка N 1153, в соответствии с которым ООО “Корсар“ в аренду сроком на один год передан земельный участок с учетным номером 03 00 303:0017, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул.Караульная - ул. Шахтеров, общей площадью 10000 кв.м. Земельный участок передан в целях проведения проектно -изыскательских работ (л.д. 40).

Распоряжением администрации г. Красноярска N 3335-арх от 28.12.2006 в Распоряжение N 566-арх внесены изменения в части размера площади предоставляемого земельного участка: обществу согласован земельный участок площадью 20000 кв.м, в том числе 258 кв.м - площадь ограниченного использования (охранная зона кабеля связи). Утвержден акт о выборе земельного участка площадью 20000 кв.м от 06.10.2006 (л.д. 32).

Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.08.2007 N 2265-арх Распоряжение N 566-арх отменено, в связи с исключением общества “Корсар“ из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 33).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.11.2007 по делу N А33-13044/2007 действия регистрирующего органа,
выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении ООО “Корсар“ из Единого государственного реестра юридических лиц, признаны незаконными. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.04.2008 указанные выше судебные акты оставлены в силе.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.08.2008 по делу N А33-2645/2008 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Корсар“ о признании недействительным Распоряжения администрации г. Красноярска от 15.08.2007 N 2265-арх “О признании утратившим силу Распоряжения администрации города от 21.03.2006 N 566-арх (ООО “Корсар“)“. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 решение отменено, Распоряжение администрации г. Красноярска от 15.08.2007 N 2265-арх “О признании утратившим силу Распоряжения администрации города от 21.03.2006 N 566-арх (ООО “Корсар“)“ признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 оставлено без изменения (л.д. 37-39).

Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.01.2009 N 13-ж Распоряжение от 28.12.2006 N 3335-арх. отменено.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.07.2009 Распоряжение администрации г. Красноярска от 20.01.2009 N 13-ж “Об отмене Распоряжения от 28.12.2006 N 3335-арх“ признано незаконным как противоречащее пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

25.12.2008 ООО “Корсар“ обратилось в администрацию г. Красноярска с заявлением о восстановлении юридической силы и продлении действия Распоряжения от 21.03.2006 N 566-арх., акта о выборе земельного участка от 06.10.2006.

В продлении срока предварительного согласования места размещения объекта заявителю отказано. Причина отказа: действующее земельное законодательство не предусматривает возможность принятия правовых актов о продлении срока предварительного
согласования места размещения объекта (письмо администрации г. Красноярска от 15.01.2009 исх. N 10/65-ДМ, письмо Департамента Градостроительства администрации города Красноярска от 15.01.2009 N 10/65-дг.) (л.д. 44-45).

30.01.2008 ООО “Корсар“ обратилось в администрацию г. Красноярска с заявлением, в котором указало, что в связи с тем, что Распоряжение администрации г. Красноярска N 566-арх от 21.03.2006 продолжает свое юридическое действие, заявитель просит

- установить месторасположение границ земельного участка;

- внести изменения в п. 4 Распоряжения администрации г. Красноярска N 566-арх от 21.03.2006, относительно срока представления земельного участка в аренду;

- дополнить и заключить договор аренды на испрашиваемый земельный участок между ООО “Корсар“ и администрацией г. Красноярска (л.д. 46).

Судом установлено, что в заявлении в качестве приложения указана, в том числе, доверенность на имя Ефановой А.А. (опись письма от 30.01.2009). Письмо получено администрацией г. Красноярска 04.02.2009 (л.д. 47).

Письмом от 05.03.2008 Департамент Градостроительства администрации города Красноярска указал заявителю, что согласно представленной доверенности - приложение к заявлению от 30.01.2009, Ефанова А.А. наделена полномочиями по подаче заявлений от имени Половодина Е.В., а не от имени ООО “Корсар“ (л.д. 50).

19.03.2009 в Департамент Градостроительства администрации города Красноярска представлена доверенность от 21.01.2009, выданная ООО “Корсар“ Ефанова А.А. (письмо от 19.03.2009 вх. N б/н).

13.04.2009 Департаментом Градостроительства администрации города Красноярска в адрес заявителя направлено письмо исх. N 10/1962-дг, в котором сообщил, что решением арбитражного суда признана легитимность Распоряжения от 21.03.2006 N 566-арх, в редакции Распоряжения от 28.12.2006 N 3335-арх. Между тем поскольку срок действия указанного правового акта истек, правовые основания для внесения изменений в Распоряжения администрации г. Красноярска N 566-арх от 21.03.2006, в части срока представления земельного участка
в аренду, проведения работ по установлению месторасположения границ земельного участка, а также заключения договора аренды земельного участка отсутствуют (л.д. 48).

Считая отказ Департамента Градостроительства администрации города Красноярска в заключении договора аренды незаконным, нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением, просит также обязать администрацию города Красноярска устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении земельного участка.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Следовательно, для признания оспариваемого акта незаконным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд
апелляционной инстанции не установил основания для отмены указанного судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.

В соответствии с пунктом 8
статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием в соответствии со статьей 32 Кодекса для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Земельный кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В силу пункта 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2.20 Постановления администрации г. Красноярска от 01.10.2008 N 473 “Об утверждении положения о порядке подготовки и согласования в администрации г. Красноярска индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска“ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является основанием заключения договора аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.23 Положения о порядке подготовки и согласования в администрации города индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска, утвержденного Постановлением администрации г. Красноярска от 01.10.2008 N 473, решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет. Положение не предусматривает оснований и порядка продления указанного срока.

Из материалов дела следует, что ООО “Корсар“ обратилось в суд с требованием о признании отказа Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, изложенного в письме от 13.04.2009 N 10/1962-дг, в заключении договора аренды незаконным и обязании администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Корсар“ путем принятия решения о предоставлении обществу земельного участка, общей площадью 20 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Караульная -
ул. Шахтеров, оценочная зона N 86.

С учетом содержания заявления (л.д. 16-20) и уточнения заявления от 21.10.2009 (л.д. 82), суд расценивает второе требование как понуждение ответчика принять решение о предоставлении обществу спорного земельного участка в аренду на период предварительного согласования.

Судом апелляционной инстанции установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения многоярусной автостоянки на земельном участке площадью 20000 кв.м. принято администрацией г. Красноярска в соответствии с Распоряжением от 21.03.2006 N 566-арх, в редакции Распоряжения от 28.12.2006 N 3335-арх, со сроком его действия три года (л.д. 22, 32). Разрешение, выданное на определенный срок, по окончании срока его действия, утрачивает юридическую силу. Следовательно, с 21.03.2009 у заявителя отсутствует действующее разрешение о предварительном согласовании ему земельного участка под строительство.

Довод апелляционной жалобы о том, что возможно продление срока действия Распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта на срок действия заключений и согласований надзорных и контролирующих инстанций, отклоняется как несостоятельный, поскольку нормами Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ), Постановления администрации г. Красноярска от 01.10.2008 N 473 “Об утверждении положения о порядке подготовки и согласования в администрации г. Красноярска индивидуальных правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Красноярска“ не предусмотрена возможность и порядок продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Учитывая отсутствие у ООО “Корсар“ действующего разрешения о предварительном согласовании ему земельного участка под строительство, у Департамента градостроительства администрации города Красноярска отсутствовали правовые основания для заключения договора аренды земельного участка на период предварительного согласования места размещения объекта. Следовательно, основания для признания отказа Департамента Градостроительства администрации г. Красноярска, изложенного в письме от 13.04.2009 N 10/1962-дг, в заключении договора аренды незаконным отсутствуют.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункты 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.05.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В соответствии с подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения относятся, в том числе, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

В силу пункта 10 *** Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Доводы общества о том, что в силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ обращение общества следовало направить на рассмотрение в уполномоченный орган местного самоуправления, Департамент градостроительства администрации города Красноярск в отсутствие соответствующих полномочий рассмотрел обращение заявителя и отказал в заключении договора аренды земельного участка письмом от 13.04.2009 N 10/1962-дг, не принимаются судом апелляционной инстанции.

Согласно пунктам 1.1, 3.13 Положения о Департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.12.2008 N 24-р, Департамент градостроительства администрации города Красноярска является органом администрации города и реализует полномочия администрации города в области градостроительной политики на территории города, в том числе принимает участие в рассмотрении заявлений юридических и физических лиц по вопросам предоставления земельных участков, предварительного согласования места размещения объекта, проведения изыскательских работ и строительства на территории города. В компетенцию Департамента не входит управление и распоряжение муниципальной собственностью и землями, расположенными на территории г. Красноярска.

Суд апелляционной инстанции считает, что, направляя в адрес заявителя письмо от 13.04.2009 N 10/1962-дг, Департамент градостроительства администрации города Красноярска реализовал полномочия в области градостроительной политики на территории города, а не полномочия по распоряжению муниципальным имуществом.

Требование заявителя о заключении договора аренды основано на наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, в продлении действия которого заинтересован заявитель.

Письмом от 13.04.2009 N 10/1962-дг Департамент градостроительства администрации города Красноярска сообщил заявителю, что поскольку срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек, правовые основания для внесения изменений в Распоряжение администрации г. Красноярска N 566-арх от 21.03.2006, в части срока представления земельного участка в аренду, проведения работ по установлению месторасположения границ земельного участка, а также заключения договора аренды земельного участка отсутствуют (л.д. 48).

В связи с изложенным, требование ООО “Корсар“ об обязании администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения о предоставлении земельного участка, общей площадью 20 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. Караульная - ул. Шахтеров, оценочная зона N 86, в аренду на период предварительного согласования, не подлежит удовлетворению.

Ввиду истечения 21.03.2009 срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 21.03.2006 N 566-арх, в редакции Распоряжения от 28.12.2006 N 3335-арх, отсутствуют основания для предоставления земельного участка для строительства.

Указанный в апелляционной жалобе довод о том, что в связи с исключением 28.05.2007 общества “Корсар“ из Единого государственного реестра юридических лиц заявитель не мог до 20.11.2007 совершать какие-либо юридические действия по отношению к спорному участку, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду того, что обстоятельства исключения заявителя из реестра юридических лиц и признания в последующем незаконными соответствующих регистрационных действий не влияют на течение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 ноября 2009 года по делу N А33-11216/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Л.А.ДУНАЕВА