Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.02.2010 по делу N А33-10546/2009 При отсутствии указания действительного номера отчета по форме ДО2 в процессуальных документах, являющихся доказательствами по административному делу, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, признается неустановленным и недоказанным.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 г. по делу N А33-10546/2009

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 16 февраля 2010 года. В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г. А,

при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии:

от заявителя (открытого акционерного общества “Российские железные дороги“): Наумова А.Н. - представителя по доверенности от 27.10.2009,

от ответчика (Красноярской таможни): Андреевой Л.А. - представителя по доверенности от 03.02.2010 N 12/4, Хакимова Е.В. - представителя по доверенности от 08.04.2009 N 12/16,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярской таможни

на решение Арбитражного
суда Красноярского края

от 17 ноября 2009 года по делу N А33-10546/2009, принятое судьей Севастьяновой Е.В.,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ (далее - общество “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 26.05.2009 N 10606000-170/2009 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.07.2009 в удовлетворении заявления открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.10.2009 решение Арбитражного суда Красноярского края отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2009 года заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным решением, Красноярская таможня обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:

- ОАО “РЖД“ представило в таможенный орган отчет по форме ДО2, содержащий недостоверные сведения о времени выдачи принятых на хранение товаров с СВХ, что является административным правонарушением,

- должностными лицами при составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении допущена опечатка в указании номера ДО2: вместо кода “060“ (10606060/220908/2000325) указан код “010“ (10606010/220908/2000325),

- указанная опечатка не имеет существенного значения для рассмотрения дела и не нарушает права и законные интересы ОАО “РЖД“.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве от 15.02.2010.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1037739877295.

16.09.2008 на СВХ общества “РЖД“
размещены товары: моторные минеральные масла (код ТН ВЭД 27101981, фактурной стоимостью 124 032,64 долларов США, весом брутто 27 348 кг, в количестве 1 844 мест); гидравлика и другие (код ТН ВЭД 27101983, фактурной стоимостью 7 480,16 долларов США, весом брутто 3 013 кг, в количестве 47 мест); трансмиссионная (код ТН ВЭД 27101987, фактурной стоимостью 3 230,4 долларов США, весом брутто 838 кг, в количестве 60 мест); моторные синтетические масла (код ТН ВЭД 34039910, весом брутто 3 563 кг, фактурной стоимостью 30 180,56 долларов США, в количестве 172 мест); антифриз (код ТН ВЭД 38200000, весом брутто 1 171 кг, фактурной стоимостью 4 708,8 долларов США, в количестве 80 мест), поступившие в адрес ООО “ЭксМСтиль“ по ТД N 10206020/010908/0019284. По факту принятия товара на СВХ ТД N 10206020/010908/0019284, составлен отчет по форме Д01 N 10606060/160908/1000333. Красноярским таможенным постом отчет по форме Д01 зарегистрирован за номером 10606060/170908/102295.

05.09.2008 в Красноярский таможенный пост подана ГТД N 10606060/050908/П007561, по которой 22.09.2008 в 18 час. 53 мин. данный товар: моторные минеральные масла (код ТН ВЭД 27101981, фактурной стоимостью 124032,64 долларов США, весом брутто 27348 кг, в количестве 1844 мест); гидравлика и другие (код ТН ВЭД 27101983, фактурной стоимостью 7480,16 долларов США, весом брутто 3 013 кг, в количестве 47 мест); трансмиссионная (код ТН ВЭД 27101987, фактурной стоимостью 3230,4 долларов США, весом брутто 838 кг, в количестве 60 мест); моторные синтетические масла (код ТН ВЭД 34039910, весом брутто 3 563 кг, фактурной стоимостью 30180,56 долларов США, в количестве 172 мест); антифриз (код ТН ВЭД 38200000, весом брутто 1
171 кг, фактурной стоимостью 4 708,8 долларов США, в количестве 80 мест) оформлен в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.

23.09.2008 в Красноярский таможенный пост представлен отчет по форме Д02 N 10606060/220908/2000325 на товары, помещенные по Д01 N 10606060/160908/1000333, где в графе N 13 (дата и время выдачи со склада) указана дата и время выдачи товаров 22.09.2008 в 18 час. 07 мин. В представленном Д02 время выдачи товара указано на 46 минут раньше, чем фактический выпуск ГТД.

23.04.2009 заместителем начальника отдела административных расследований Красноярской таможни Андреевой Л.А. в отношении общества “РЖД“ составлен протокол N 10606000-170/2009 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

26.05.2009 на основании протокола об административном правонарушении таможенным органом вынесено постановление N 10606000-170/2009, которым общество “РЖД“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 37000 рублей.

Общество “РЖД“, считая постановление по делу об административном правонарушении от 26.05.2009 N 10606000-170/2009 незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4
статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.

Протокол об административном правонарушении от 23.04.2009 N 10606000-170/2009 составлен уполномоченным должностным лицом таможенного органа - заместителем начальника отдела административных расследований Л.А. Андреевой, дело об административном правонарушении в отношении общества рассмотрено и постановление по делу об административном правонарушении от 26.05.2009 N 10606000-170/2009 вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности Д.А. Климовым, на основании части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказа Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 “О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание“.

Протокол об административном правонарушении от 23.04.2009 N 10606000-170/2009 составлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие законного представителя общества “РЖД“, при надлежащем его извещении, что подтверждается телеграммой от 17.04.2009 исх. N 31-21/07090, которая получена представителем общества Ходыревой 17.04.2009.

Указанное постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод общества о рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления от 26.05.2009 N 10606000-170/2009 в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Определением от 12.05.2009 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 14 час. 15 мин. 26.05.2009. Копия определения направлена сопроводительным письмом от 13.05.2009 исх. N 31-10/08675, также информация о времени и месте рассмотрения дела была доведена до общества “РЖД“ телеграммой от 13.05.2009 N 31-21/08593, которая была вручена уполномоченному на получение телеграмм Ходыревой 14.05.2009 в 11 час. 59 мин. Таким образом, факт надлежащего извещения ОАО “РЖД“ о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подтвержден материалами дела.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности и обеспечении обществу процессуальных гарантий защиты его прав, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей
недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Из материалов дела следует, что основанием привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило наличие в представленном обществом отчете по форме ДО2 недостоверных сведений о времени выдачи товаров, помещенных на временное хранение и выданных с СВХ.

Согласно части 2 статьи 108 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 части 1 статьи 112 Таможенного кодекса Российской Федерации владелец склада временного хранения обязан, в том числе, вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров (статья 364).

Статьей 364 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

В соответствии с пунктом 27 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.09.2003
N 958, владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Кодекса) по формам ДО1, ДО2, ДО3, и ДО4.

Согласно пункту 44 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.11.2003 N 1356, после завершения проведения операций документального контроля, предусмотренных пунктом 30 Инструкции, уполномоченное должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации (первого экземпляра бланка формы ТД1) проставляет отметку “Проверено“, которую заверяет подписью с указанием своей фамилии и инициалов, времени и даты окончания проверки.

Факт недостоверности указанных в отчете формы ДО2 сведений о времени выдачи товаров с СВХ ОАО “РЖД“ подтверждается материалами дела.

Из материалов дела следует, что 16.09.2008 на СВХ общества “РЖД“ размещены товары, поступившие в адрес ООО “ЭксМСтиль“ по ТД N 10206020/010908/0019284. По факту принятия товара на СВХ ТД N 10206020/010908/0019284, составлен отчет по форме Д01 N 10606060/160908/1000333. Красноярским таможенным постом отчет по форме Д01 зарегистрирован за номером 10606060/170908/102295.

05.09.2008 в Красноярский таможенный пост подана ГТД N 10606060/050908/П007561, по которой 22.09.2008 в 18 час. 53 мин. товар оформлен в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления.

23.09.2008 в Красноярский таможенный пост представлен документ отчета по форме Д02 N 10606060/220908/2000325 на товары, помещенные по Д01 N 10606060/160908/1000333, где в графе N 13 (дата и время выдачи со склада) указана дата и время выдачи товаров 22.09.2008 в 18 час. 07 мин. В представленном Д02 время выдачи товара указано на 46 минут раньше, чем
фактический выпуск ГТД.

Таким образом, в представленном отчете по форме ДО2 время выдачи товаров со склада временного хранения предшествовало времени получения разрешения таможенного органа на выпуск товаров, оформленного в ГТД штампом “выпуск разрешен“, что свидетельствует о наличии недостоверных сведений в указанном отчете.

Однако таможенным органом в протоколе об административном правонарушении от 23.04.2009 N 10606000-170/2009 и оспариваемом постановлении от 26.05.2009 N 10606000-170/2009 по делу об административном правонарушении обществу “РЖД“ вменяется представление отчетности Д02 N 10606010/220908/2000325, которая фактически ОАО “РЖД“ не представлялась.

Суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том что должностными лицами при составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении допущена опечатка в указании номера ДО2: вместо кода “060“ (10606060/220908/2000325) указан код “010“ (10606010/220908/2000325), которая не имеет существенного значения для рассмотрения дела и не нарушает права и законные интересы ОАЛ “РЖД“.

Отменяя решение Арбитражного суда Красноярского края от 06.07.2009 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 13.10.2009 указал, что суд первой инстанции в нарушение статьи 15 и пункта 3 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привел в решении законы и иные нормативные правовые акты, позволяющие административному органу при производстве по делу об административном правонарушении допускать в протоколе, являющемся в силу части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательством по делу, какие-либо опечатки.

В силу части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

В
соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса в протоколе об административном правонарушении указываются событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе не отвечают критерию допустимости доказательств.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Из протокола об административном правонарушении N 10606000-170/2009 от 23.04.2009 и оспариваемого постановления N 10606000-170/2009 от 26.05.2009 следует, что обществом допущено административное правонарушение, выразившееся в представлении обществом “РЖД“ в Красноярский таможенный пост отчетности по форме Д02 N 10606010/220908/2000325, содержащей недостоверные сведения.

Однако указанное в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении событие административного правонарушения не подтверждается материалами дела, так как отчет по форме Д02 N 10606010/220908/2000325 обществом “РЖД“ фактически не составлялся и в Красноярский таможенный пост не предоставлялся.

Объективная сторона правонарушения, как она изложена законодателем в диспозиции статьи 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает точное описание предмета административного правонарушения - в данном случае таковым является отчет по форме Д02, обладающий индивидуальным номером. На вопрос суда представители таможни пояснили, что в соответствии с приказом ГТК РФ N 958 от 03.09.2003 отчету ДО2 присваивается единый индивидуальный номер, который состоит из трех частей: первая часть - код таможенного поста, вторая - дата, третья - порядковый номер отчета.

При отсутствии указания действительного номера отчета по форме Д02 в процессуальных документах, являющихся доказательствами по делу, событие административного правонарушения признается неустановленным и недоказанным.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, как оно изложено в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Следовательно, имеются основания для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении N 10606000-170/2009 от 26.05.2009.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2009 года по делу N А33-10546/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА