Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А33-12868/2009 Право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории лиц льгот по плате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги, к числу которых относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2010 г. по делу N А33-12868/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “12“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “19“ февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.

при участии:

от заявителя: Галдеева В.В., представителя по доверенности от 01.07.2009,

от ответчика: Крыловой Д.М., представителя по доверенности от 27.01.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Красноярского края от “05“ ноября 2009 года по делу N А33-12868/2009, принятое судьей Жирных О.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Салют“ (далее - ООО
“Салют“, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, с учетом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 268 596 руб. 68 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, оказанные обществом с ограниченной ответственностью “Салют“ педагогическим работникам, проживающим в р.п. Зеленый Бор г. Минусинска Красноярского края в период с 01.08.2007 по 01.07.2009.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, муниципальное образование г. Минусинск в лице Администрации г. Минусинска.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05.11.2009 заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью “Салют“ за счет казны Российской Федерации взыскано 1 268 596 руб. 68 коп. убытков и 17 842 руб. 85 коп. судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 05.11.2009 не согласна в части, поскольку в расчет убытков необоснованно включена плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, поскольку статьей 55 Закона об образовании предусмотрено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, что подтверждается судебной практикой. Сумма убытков, за вычетом холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения составляет 768 349,89 руб.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от
05.11.2009 считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Муниципальное образование г. Минусинск в лице Администрации г. Минусинска представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы поддерживает.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 66013602631783, 66013602631776. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие третьих лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Обществом с ограниченной ответственностью “Салют“ (управляющей компанией) с нанимателями (собственниками) квартир заключены 01.08.2007 договоры управления многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная (Красноярский край, Минусинский район, п. Зеленый Бор).

Согласно пункту 1.1 указанных договоров собственник (наниматель) квартиры в многоквартирном доме поручает управляющей компании на возмездной основе выполнение работ по управлению общим имуществом жилого дома, делегирует право на заключение договоров от имени собственника (нанимателя) с ресурсоэнергоснабжающими и иными организациями, оказывающими услуги по текущему ремонту и техническому обслуживанию общего имущества жилого дома, а собственник (наниматель) квартиры обязуется оплатить стоимость выполненных работ и данных услуг.

Управляющая компания обязана заключить договоры на энергоресурсоснабжение с энергоснабжающими организациями (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение), водоотведение, газоснабжение, эксплуатация лифтов, освещение мест общего пользования и пр.), а также с поставщиками услуг на текущий, капитальный ремонт, техническое обслуживание, вывоз мусора (пункты 2.1.2 и 2.1.3 договоров управления многоквартирными домами).

Управляющая компания обязана производить расчет за предоставленные жилищно-коммунальные услуги согласно
заключенному договору с энергоснабжающими организациями и поставщиками услуг (пункт 2.1.13 договора).

Во исполнение договоров управления многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная от 01.08.2007 ООО “Салют“ (покупатель) заключило с Краевым газовым хозяйством “Красноярсккрайгаз“ Производственный кооператив (продавец) договор поставки сжиженного газа от 01.08.2007, в соответствии с которым продавец обязуется поставить сжиженный углеводородный газ в групповые резервуарные установки для бытовых нужд населения (абонентов покупателя), а покупатель обязуется принять газ и произвести за него оплату на условиях настоящего договора (пункт 1.1 договора).

15.11.2007, 19.05.2008, 30.04.2008, 12.01.2009 ООО “Электрогаз“ (ресурсоснабжающая организация) и ООО “Салют“ (исполнитель) заключены соглашения, предметом которых является отпуск ресурсоснабжающей организацией по водопроводным сетям МУП г. Минусинска “УБОС“ исполнителю питьевой воды в дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул.Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная поселка Зеленый Бор в необходимом для потребителей количестве. Исполнитель оплачивает ресурсоснабжающей организации за отпущенную воду.

В 2007 году МУП г. Минусинска “УБОС“ (ресурсоснабжающая организация) и ООО “Салют“ (абонент) заключили договор N 2047, предметом которого является приобретение абонентом коммунальных ресурсов в виде холодной воды и (или) сброс абонентом сточных вод (водоотведение) в точках присоединения сетей абонента к коммунальным сетям ресурсоснабжающей организации, своевременное и полное внесение абонентом платежей по договору. Договор распространяет свое действие на отношения сторон по приобретению абонентом питьевой воды и (или) приему (сбросу) сточных вод, возникшие с 01.09.2007 (п. 7.5 договора). Действует договор до 31.12.2007 (п. 7.1 договора). Договор считается ежегодно продленным на следующий календарный
год, если не менее чем за месяц до окончания срока ни от одной из сторон не последует заявление об отказе от договора либо него изменении или о заключении нового договора (п. 7.2).

01.01.2009 ООО “Городской водоканал“ (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО “Салют“ (абонент) заключили договор N 2047 от 01.01.2009 на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

Предметом договора N 10088 от 27.09.2007 является подача открытым акционерным обществом “Енисейская территориальная генерирующая компания“ (энергоснабжающая организация) тепловой энергии и химически очищенной воды на объекты, указанные в пункте 3.1.1 настоящего договора, до границы раздела с энергоснабжающей организацией и оплата принятой ООО “Салют“ (абонент) тепловой энергии и химически очищенной воды, а также соблюдение предусмотренного договором режима потребления, обеспечение безопасности эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и химически очищенной воды. Договор распространяет свое действие на отношения сторон с 01.08.2007 (п. 9.4 договора).

Факт предоставления ООО “Салют“ в период с 01.08.2007 по 01.07.2009 гражданам, проживающем в рабочем поселке Зеленый бор муниципального образования города Минусинска Красноярского края, в том числе, имеющим право на льготное обеспечение (педагогическим работникам), в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании“ от 10.07.1992 N 3266-1 (далее - Закон об образовании) жилищных и коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению и отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, ответчиком не оспаривается.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме установлен Решением Минусинской городской думы N 21-181р от 27.12.2006.

Решением Минусинской городской думы от 26.12.2005 N 13-115р утверждены нормативы потребления
и тарифы на коммунальные услуги для населения по г. Минусинску. Постановлением главы администрации г. Минусинска от 26.12.2008 N 2111-п установлен размер платы за жилое помещение в многоквартирном доме.

В обоснование своих доводов истцом представлены в материалы дела:

- подробные расчеты суммы убытков по жилищным услугам для жителей рабочего поселка Зеленый Бор г. Минусинска Красноярского края;

- договоры управления многоквартирными домами N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 по ул. Журавлева, N 1 по ул. Кошурникова, N 27 по ул. Станционная от 01.08.2007, заключенные истцом с собственниками жилых помещений, предметом которых является выполнение управляющей компанией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирными домами;

- списки с места работы педагогических работников с указанием должностей и периода работы,

- договоры передачи жилых помещений в собственность граждан, свидетельства о государственной регистрации права собственности, справки о начислениях и оплатах, финансово-лицевые счета.

В результате предоставления льгот за период с 01.08.2007 по 01.07.2009 ООО “Салют“ понесло расходы в сумме 1 268 596 руб. 68 коп., которые не были компенсированы истцу, в том числе, 500 246,79 руб. в связи с предоставлением льгот по оплате холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в
меньшем размере.

Под убытками согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом пояснений истца, доводов апелляционной жалобы и положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции является решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных обществом требований о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 500 246,79 руб. убытков в связи с предоставлением льгот по оплате холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения. Ответчик считает, что в расчет убытков необоснованно включена плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, газоснабжение в общей сумме 500 246,79 руб., поскольку статьей 55 Закона об образовании предусмотрено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а спорные виды коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) подлежат оплате в общем порядке.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в оспоренной части законным и обоснованным, исходя из следующего.

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“
(далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются, в том числе правом на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При этом, Законом об образовании не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги.

Следует также учитывать, что Закон об образовании введен в действие в 1992 году - в период, когда действовал Жилищный кодекс РСФСР (далее - ЖК РСФСР) и нормативные акты, принятые в соответствии с ним. В статье 55 ЖК РСФСР плата за пользование жилым помещением детально не структурирована в отличие от статьи 154 действующего Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ). Согласно статье 57 ЖК РСФСР плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическую и тепловую энергию и другие услуги) взималась помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам.

Анализ статьи 141 ЖК РСФСР, Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985, и Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ позволяет сделать вывод о том, что в период принятия Закона об образовании взималась отдельно плата за пользование жилым помещением, включающая плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в
пригодном для проживания нанимателей состоянии, и отдельно плата за коммунальные услуги.

В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у различных категорий пользователей жилым помещением: нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора, нанимателя по договору найма, члена жилищного кооператива, собственника.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

1) для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги;

2) для собственника помещения в многоквартирном доме: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Из содержания изложенных норм права следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории лиц льгот по плате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги, к числу которых относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого
топлива при наличии печного отопления).

При этом, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а для собственников - также плату за капитальный ремонт общего имущества.

Следовательно, расходы по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения работникам образования, освобожденным от оплаты таких услуг, неразрывно связанным с возможностью проживания в жилом помещении, подлежат возмещению за всю используемую ими жилую площадь без каких-либо ограничений.

Федеральное законодательство предоставляет для граждан, являющихся работниками образования, льготы в натуральной форме, не ограничивая указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.

Ответчиком не приведено нормативно-правового обоснования, позволяющего исключить из числа льгот жилищно-коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в соответствии с пунктом 2 которых компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Указанным нормативно-правовым актом предусмотрено, что субсидии предоставляются для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в которые включаются, в том числе, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение.

Отказ в возмещении истцу указанных выше расходов за счет казны Российской Федерации повлечет предъявление их к оплате самим получателям услуг (педагогическим работникам, проживающим в сельской местности).

Финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.

Следовательно, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Из смысла Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 N 322-О-П усматривается преемственность законодательного подхода в правовом регулировании вопроса о предоставлении мер социальной поддержки педагогам, проживающим в сельской местности.

Поскольку расходы общества по оказанию услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, работникам образования, освобожденным от оплаты таких услуг, в сумме 500 246,79 руб. подтверждены материалами дела, то судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования общества о взыскании указанной суммы убытков.

Кроме того, на основании статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, с учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.04.2007 (дело N 53-Г07-4), части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, то источником финансирования является федеральный бюджет.

При этом, финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, что ответчиком не оспаривается.

Материалами дела подтверждается факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения педагогическим работникам. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств не предоставлено.

Поскольку Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, то требования общества правомерно удовлетворены судом.

Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “05“ ноября 2009 года по делу N А33-12868/2009 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи

Г.Н.БОРИСОВ

Л.А.ДУНАЕВА