Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 по делу N А33-13714/2009 В удовлетворении исковых требований о взыскании понесенных в результате уплаты штрафа за нарушение срока оборота железнодорожных цистерн отказано правомерно, поскольку ответчик не являлся лицом, участвовавшим в заключении договора поставки, в связи с чем на него не могут быть возложены обязательства по соблюдению установленных договором сроков, поэтому отсутствует причинно-следственная связь между возникшими убытками и действиями ответчика.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2010 г. по делу N А33-13714/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Магда О.В.,

судей: Споткай Л.Е., Радзиховской В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,

при участии:

от Краевого газового хозяйства “Красноярсккрайгаз“: Лыткиной Л.М. представителя по доверенности от 22.01.2009,

от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“: Ткаченко Н.И. представителя по доверенности от 27.10.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого газового хозяйства “Красноярсккрайгаз“, г. Красноярск,

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 13 октября 2009 года по делу N А33-13714/2009, принятое судьей Морозовой Н.А.,

установил:

Краевое газовое
хозяйство “Красноярсккрайгаз“ (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице филиала Красноярская железная дорога (далее - ответчик, ОАО “РЖД“) о взыскании 15 340 рублей убытков понесенных в результате уплаты штрафа за нарушение срока оборота железнодорожных цистерн.

Определением от 14.08.2009 возбуждено производство по делу, к участию в процессе привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество “В-Сибпромтранс“, открытое акционерное общество “НОВАТЭК“ (далее - третьи лица, ОАО “В-Сибпромтранс“, ОАО “НОВАТЭК“).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2009 года отменить.

В апелляционной жалобе истец приводит следующие доводы:

- истец не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что он не предоставил доказательства противоправности действий ОАО “РЖД“;

- суд первой инстанции необоснованно сделал вывод об отсутствии нарушений законодательства со стороны ОАО “РЖД“;

- суд первой инстанции неверно сделал вывод о том, что законом установлен минимальный срок для подачи уведомления (о прибытия груза), но не установлены сроки для уборки цистерн после уведомления и отправки цистерн после уборки.

Третье лицо ОАО “НОВАТЭК“ представило отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что истец нарушил условия заключенного между истцом и третьим лицом ОАО “НОВАТЭК“ договора поставки от 14.03.2008, в связи с чем, перечислил ОАО “НОВАТЭК“ сумму указанного штрафа.

В судебном заседании ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение
Арбитражного суда Красноярского края от 13.10.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве ответчик указывает, что все требования со стороны ОАО “РЖД“ были исполнены. Указания на период времени, который должен пройти между прибытием вагонов с грузом на станцию, раскредитованием и выдачей грузов, названный акт, и другими законами не урегулированы. Действующим законодательством также не установлены сроки для уборки цистерн после уведомления, отправки цистерн после уборки. ОАО “РЖД“ не является лицом, участвующим в заключении договора между КГХ “Красноярсккрайгаз“ и ОАО “НОВАТЭК“, в связи с чем на перевозчика не могут быть возложены обязательства по соблюдению установленных договором сроков.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Ответчик считает решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание третьи лица ОАО “В-Сибпромтранс“, ОАО “НОВАТЭК“, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие вышеуказанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении настоящего дела в порядке апелляционного производства арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

14.03.2008 между открытым акционерным обществом “Новатэк“ и краевым газовым хозяйством “Красноярсккрайгаз“ (далее - КГХ “Красноярсккрайгаз“) заключен договор поставки N 2008-161-М, согласно которому открытое акционерное общество “Новатэк“ поставляет, а краевое газовое хозяйство “Красноярсккрайгаз“ принимает и оплачивает продукты переработки углеводного сырья производства Пуровского завода по переработке конденсата (л.д. 85-93).

Согласно п. 3.1. поставка товара осуществляется путем отгрузки железнодорожным транспортом в вагонах-цистернах, предоставленных поставщиком, по реквизитам, указанным покупателем и заявке. Датой поставки считается дата
календарного штемпеля станции отправления на транспортной железнодорожной накладной (п. 3.2).

В соответствии с п. 3.11. договора, максимальный срок оборота вагона-цистерны у Покупателя/Грузополучателя, включая время нахождения вагона-цистерны под выгрузкой, составляет 48 (сорок восемь) часов, исчисляемых с момента прибытия вагонов-цистерн к Покупателю/Грузополучателю до момента отправления порожних вагонов-цистерн. Превышение максимального срока оборота вагона-цистерны не допускается.

Моментом прибытия вагона-цистерны к Покупателю/Грузополучателю принимается 12 (двенадцать) часов 00 мин. дня, следующего за днем прибытия вагона-цистерны на станцию назначения, определяемого по данным Главного вычислительного центра - филиала ОАО “РЖД“ (далее - ГВЦ) в электронном формате о времени прибытия вагона-цистерны на станцию назначения. Моментом отправления порожних вагонов-цистерн принимается двенадцать часов 00 мин. дня определяемого по данным ГВЦ в электронном формате. В случае отсутствия данных ГВЦ или несогласия одной из Сторон с данными ГВЦ момент прибытия вагона - цистерны с товаром и момент отправления порожней вагоно-цистерны определяются по перевозочным документам.

Покупатель отвечает за ненадлежащее проведение Грузополучателем выгрузки Товара, проведение приемо-сдаточных операций на станции назначения с обязательной проверкой вагонов-цистерн в техническом и коммерческом отношении. При этом остаток Товара в вагоне-цистерне, а в случае перевозки сжиженных газов остаточное давление в вагоне-цистерне, после слива не должны превышать норм, установленных действующими правилами перевозок грузов.

Покупатель отвечает за несохранность вагонов-цистерн или их, узлов и деталей либо иное их повреждение с момента проставления календарного штемпеля уведомления о прибытии Товара на станцию назначения в транспортной железнодорожной накладной (квитанции) и до момента приема перевозчиком порожнего вагона-цистерны для перевозки, что подтверждается проставлением штемпеля станции отправления на транспортной железнодорожной накладной.

В случае изменения Поставщиком станции назначения при возврате порожнего вагона-цистерны между Поставщиком и Покупателем
производится взаиморасчет за разницу между величиной железнодорожного тарифа, фактически оплаченного за возврат порожнего вагона-цистерны на станцию, указанную Поставщиком, и величиной железнодорожного тарифа, взимаемого за возврат порожнего вагона-цистерны до разъезда Лимбей Свердловской ж.д.

Возврат порожних вагонов-цистерн на станцию, отличную от разъезда Лимбей Свердловской ж.д. или от указанной в инструкции Поставщика станции, не допускается и будет считаться самовольным использованием вагонов-цистерн Поставщика. Срок самовольного использования исчисляется как разница между фактическим сроком доставки вагонов-цистерн и расчетным сроком доставки вагонов-цистерн на разъезд Лимбей Свердловской ж.д. или на станцию, указанную в инструкции Поставщика. При этом расчетный срок доставки вагонов-цистерн на разъезд Лимбей Свердловской ж.д. определяется по “Правилам исчисления срока доставки грузов железнодорожным транспортом“ (Приказ МПС РФ N 27 от 18.06.2003 г.).

В п. 6.3 договора закреплено, что в случае превышения максимального срока оборота вагонов-цистерн, установленного п. 3.11. настоящего Договора, Покупатель уплачивает Поставщику штраф за сверхнормативное нахождение вагонов-цистерн у Покупателя/Грузополучателя в размере 1534 (одна тысяча пятьсот тридцать четыре) рубля за каждую вагон-цистерну в сутки, если больший размер штрафа не предусмотрен в отношениях между Поставщиком и Грузоотправителем, в противном случае считается, что размер штрафа соразмерно увеличен.

Для исчисления сверхнормативного времени нахождения вагонов-цистерн у Покупателя/Грузополучателя Поставщик использует данные ГВЦ в электронном формате.

Покупатель обязан уплатить Поставщику штраф за сверхнормативное нахождение вагонов-цистерн у Покупателя/Грузополучателя на основании выставленной Поставщиком претензии, к которой должен быть приложен расчет штрафа.

В случае несогласия с размером выставленного штрафа Покупатель в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения от Поставщика соответствующей претензии должен направить Поставщику свои возражения на претензию, к которой прикладываются перевозочные документы, подтверждающие возражения Покупателя в виде копий,
удостоверенных нотариально, либо удостоверенных от имени Покупателя подписью руководителя или иного уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, и скрепленные печатью В случае согласия с возражениями Покупателя Поставщик производит перерасчет штрафа. Возражения на претензию, направленные по истечении срока, указанного в настоящем пункте, рассмотрению не подлежат.

Согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭЦ 804167, перевозчиком открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ от грузоотправителя “Новатэк-Транссервис“ в адрес грузополучателя краевого газового хозяйства “Красноярккрайгаз“, со “станции Лимбей Свердл. ж.д.“ до станции “Красноярск-Северный Красноярской ж.д. (с под. на пп. Восток-Сибпромтранс)“ принят к перевозке груз, в вагонах, не принадлежащих перевозчику, (“собственник СФ ОАО “СГ-Транс“). Номер визы перевозчика 1388011529, дата - 17.09.2008. Вагоны: 57629388, 50856434, 57625071, 57622029. Груз оформлен к перевозке на ст. Лимбей 17.09.2008. Груз прибыл на станцию назначения 28.09.2008. Грузополучатель уведомлен о прибытии груза 28.09.2008. Оригинал накладной выдан грузополучателю 28.09.2008. Иных отметок, в том числе о составлении актов, нет (л.д. 17-19).

Согласно квитанции о приеме груза ЭФ366931, составленной Красн ж.д., перевозчиком открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ от станции отправления Красноярск-Северный грузоотправителем КГХ Красноярсккрайгаз до станции Лимбей грузополучателю обществу с ограниченной ответственностью “Новатэк-Транссервис“ направлен груз в вагонах 57629388, 50856434, 57625071, 57622029, не принадлежащих перевозчику (“Собственник СФ ОАО “СГ-Транс“) 03.10.2008. Срок доставки указан 15.10.2008 (л.д. 20).

Согласно уведомлению N 7321 от 01.10.2008 о передаче вагонов на выставочный путь в 12.00 владельцу пути необщего пользования открытому акционерному обществу “В-Сибпромтранс“ на станции Красноярск-Северный переданы вагоны, в том числе 57629388, 50856434, 57625071, 57622029, для совершения операции - выгрузка. Уведомление подписано представителями открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ и открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (л.д. 21).

Согласно
транспортной железнодорожной накладной ЭФ532817, перевозчиком открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ от грузоотправителя “Новатэк-Транссервис“ в адрес грузополучателя краевого газового хозяйства “Красноярккрайгаз“, со “станции Лимбей Свердл. ж.д.“ до станции “Красноярск-Северный Красноярской ж.д. (с под. на пп. Восток-Сибпромтранс)“ принят к перевозке груз, в вагонах, не принадлежащих перевозчику, (“собственник ООО “Альфа-Лизинг“). Номер визы перевозчика 1410297624, дата 08.10.2008. Вагоны 50888759, 50886217. Груз оформлен к перевозке 08.10.2008, прибыл на станцию назначения 16.10.2008, дата уведомления грузополучателя о прибытии груза не проставлена, оригинал накладной выдан грузополучателю 16.10.2008. Иных отметок, в том числе о составлении актов, нет (л.д. 22-24).

Согласно квитанции о приеме груза ЭФ957791, составленной Красн. ж.д., перевозчиком открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ от станции отправления Красноярск-Северный грузоотправителем КГХ Красноярсккрайгаз до станции Лимбей грузополучателю обществу с ограниченной ответственностью “Новатэк-Транссервис“ направлен груз в вагонах 50888759, 50886217, не принадлежащих перевозчику (“вагоны сдан в аренду. Арендатор ООО “Новатэк-Транссервис“) 20.10.2008. Срок доставки указан 01.11.2008 (л.д. 25).

Согласно уведомлению N 7563 от 18.10.2008 о передаче вагонов на выставочный путь, в 20.00 владельцу пути необщего пользования открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ на ст. Красноярск-Северный были переданы, в том числе вагоны 50888759, 50886217, для совершения операции выгрузка. Уведомление подписано представителями открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ и открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (л.д. 26).

Справкой о времени нахождения вагонов на ст. Коркино, составленной открытым акционерным обществом “В-Сибпромтранс“, вагоны 57629388, 50856434, 57625071, 57622029 прибыли 30.09.2008 в 10.15; предъявлены 30.09.2008 в 12.00, списаны 01.10.2008 в 12.00, отправлены 03.10.2008 в 02.40. Простой составил 24 часа. Поданы под грузовую операцию 30.09.2008 в 11.00, завершена грузовая операция 01.10.2008 в 12.00. Простой под грузовой
операцией 25 часов (л.д. 27).

Справкой о времени нахождения вагонов на ст. Коркино, составленной открытым акционерным обществом “В-Сибпромтранс“, вагоны 50888759, 50886217 прибыли 17.10.2008 в 03.50, предъявлены 16.10.2008 в 20.15, списаны 18.10.2008 в 20.00, отправлены 20.10.2008 в 06.50. Факт простоя 47,75 час. Поданы под грузовую операцию 17.10.2008 в 04.30, завершена грузовая операция 18.10.2008 в 20.00. Факт простоя под грузовой операцией 39,5 час (л.д. 28).

Памяткой приемосдатчика N 133 зафиксировано, что в отношении вагонов 57629388, 50856434, 57625071, 57622029 уведомление о завершении грузовой операции направлено/ произведен возврат на выставочный путь 01.10. в 12.00, убраны вагоны 03.10 в 03.05. От имени клиента - Газонаполнительной станции поставлена подпись (л.д. 151).

Памяткой приемосдатчика N 143 зафиксировано, что в отношении вагонов 50888759, 50886217 уведомление о завершении грузовой операции направлено/произведен возврат на выставочный путь 18.10 в 20.00, убраны вагоны 20.10 в 07.20. От имени клиента - Газонаполнительной станции поставлена подпись.

14.11.2008 открытое акционерное общество “Новатэк“ направило краевому газовому хозяйству “Красноярсккрайгаз“ претензионное письмо N 11-08-10 за нарушение сроков оборота вагонов-цистерн, где указало, что покупатель превысил максимальный срок оборота цистерн в отношении вагонов-цистерн, указанных в расчете, на основании чего должен оплатить штраф в общей сумме 29 146 рублей. В расчете указаны вагоны, в том числе вагоны 57629388, 50856434, 57625071, 57622029, указано сверхнормативное время простоя - 2 суток, вагоны 50888759, 50886217, указано сверхнормативное время простоя - 1 сутки (л.д. 94-95).

Платежным поручением 999 от 26.11.2008 краевое газовое хозяйство “Красноярсккрайгаз“ перечислило открытому акционерному обществу “НОВАТЭК“ 4 300 000 рублей (л.д. 97).

Письмом N 331 от 25.02.2009 краевое газовое хозяйство “Красноярсккрайгаз“ направило открытому акционерному обществу “НОВАТЭК“ уведомление об изменении
назначения платежа, указало, что платеж в сумме 29 146 рублей направлен в счет оплаты претензии N 11-08-10 от 14.11.2008. Письмом N 799-73 от 25.02.2008 открытое акционерное общество “Новатэк“ подтвердило изменение назначения платежа (л.д. 15-16).

06.12.2007 между открытым акционерным обществом “В-Сибпромтранс“ и краевым газовым хозяйством “Красноярсккрайгаз“ заключен договор N 14-517/1/07 на транспортное обслуживание. Согласно п. 1.1, открытое акционерное общество “В-Сибпромтранс“ производит транспортное обслуживание КГХ “Красноярсккрайгаз“, связанное с перевозкой грузов в его собственных или арендованных им вагонах (л.д. 65-69).

В соответствии с разделом 2 открытое акционерное общество “В-Сибпромтранс“ обязалось производить перевозку своим локомотивом грузов в вагонах и порожних вагонов от станции Красноярск-Северный до мест погрузки-выгрузки КГХ “Красноярсккрайгаз“, расположенных на путях необщего пользования открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ на территории КГХ “Красноярсккрайгаз“ и обратно, с мест погрузки, выгрузки до станции Красноярск-Северный; передавать предварительную информацию о прибытии вагонов; раскредитовывать документы на прибывшие в адрес КГХ “Красноярсккрайгаз“ вагоны и доставку их со станции Красноярск-Северный до станции Коркино; доставлять документы на погруженные и порожние вагоны до станции Красноярск-Северный.

КГХ “Красноярсккрайгаз“, согласно п. 2.2 договора, обязалось обеспечить круглосуточную непрерывную готовность КГХ “Красноярсккрайгаз“ к принятию и сдаче вагонов, к погрузке и выгрузке их; своевременно оформлять и предоставлять на станцию Коркино перевозочные документы на отправку погруженных и порожних вагонов; уведомлять открытое акционерное общество “В-Сибпромтранс“ о готовности вагонов к уборке с предоставлением на станцию Коркино перевозочных документов на готовые к сдаче вагоны.

В п. 3 договора закреплен порядок приема-сдачи вагонов, указано, что открытое акционерное общество “В-Сибпромтранс“ уведомляет КГХ “Красноярсккрайгаз“ о предстоящей перевозке груза не позднее, чем за 2 часа по телефону;

количество вагонов в каждой сдаваемой
КГХ “Красноярсккрайгаз“ передаче устанавливается в размере прибытия. Подача вагонов производится по мере готовности их к подаче, по уведомлению;

приемо-сдаточные операции по сдаче вагонов КГХ “Красноярсккрайгаз“ осуществляются на местах погрузки, выгрузки КГХ “Красноярсккрайгаз“. Прием-сдача подтверждаются памяткой приемо-сдатчика, подписываемой сторонами на станции Коркино. Вагоны считаются сданными открытому акционерному обществу “В-Сибпромтранс“ после подписания памятки приемо-сдатчика, предоставления перевозочных документов на все отправляемые вагоны и принятия вагонов представителем станции Красноярск-Северный (в редакции протокола согласования разногласий от 22.05.2008);

об окончании грузовых операций и готовности к уборке вагонов КГХ “Красноярсккрайгаз“ уведомляет работника открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ по телефону (в редакции протокола согласования разногласий от 22.05.2008).

Так же протоколом согласования разногласий от 22.05.2008 договор дополнен п. 9.2, согласно которому в случае взыскания с КГХ “Красноярсккрайгаз“ штрафов перевозчиками или грузоотправителями (владельцами ж/д вагонов) по вине открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ не выполнившего условие п. 3.3 договора по подаче и уборке вагонов в срок не превышающий 12 часов, открытое акционерное общество “В-Сибпромтранс“ возмещает КГХ “Красноярсккрайгаз“ понесенные убытки (л.д. 72).

Пункт 9.1 договора дополнен пп. 4 изложен в редакции протокола согласования разногласий от 22.05.2008: “при выполнении открытым акционерным обществом “В-Сибпромтранс“ работ, связанных с перевозкой вагонов от станции Красноярск-Северный Красноярской ж/д до мест погрузки, выгрузки КГХ “Красноярсккрайгаз“ и обратно, более чем за 24 часа на каждый вагон по причинам, зависящим от открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“, открытое акционерное общество “В-Сибпромтранс“ возмещает КГХ “Красноярсккрайгаз“ убытки, возникшие за превышение установленного времени. В случае неприема открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ вагонов, готовых к возврату на станцию Красноярск-Северный, по причинам, независящим от открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“, исчисление 24 часов производится до момента уведомления открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ о готовности вагонов к передаче на выставочный путь станции Красноярск-Северный.

Согласно натурному листу поезда N 1905, станция Коркино, вагоны 50888759, 50886217 сданы перевозчику 18.10.2008 в 20.00. Время отправления поезда 20.10 в 6.50. Удостоверено подписями работников открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ и открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (л.д. 48).

Согласно натурному листу поезда 3011, станция Коркино, вагоны 57629388, 50856434, 57625071, 57622029 сданы перевозчику 01.10.2008 в 12.00. Время отправления поезда 3.10 в 2.40. Удостоверено подписями работников открытого акционерного общества “В-Сибпромтранс“ и открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ (л.д. 49).

16.03.2009 краевым газовым хозяйством “Красноярсккрайгаз“ направлено претензионное письмо открытому акционерному обществу “В-Сибпромтранс“ и открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ N 426 с требованием об оплате суммы причиненных убытков. Требования удовлетворены не были (л.д. 12-13). Открытым акционерным обществом “В-Сибпромтранс“ направлен ответ N 41/15 от 17.04.2009 с обоснованием причин отказа (л.д. 14).

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в том числе и вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Из материалов дела следует, что истец заявил требование о взыскании убытков.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Данная формулировка определяет круг доказывания названного предмета спора:

- факт причинения убытков;

- их размер;

- причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями ответчика.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Судом первой инстанции установлено, что краевое газовое хозяйство “Красноярсккрайгаз“ является грузополучателем в отношениях договора перевозки, заключенных между открытым акционерным обществом “Новатэк“ и открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“, таким образом, является субъектом перевозочного процесса, наделенным законодательством правами и обязанностями в отношении сторон договора перевозки.

Как следует из материалов дела, отношения между открытым акционерным обществом “Российские железные дороги“ (перевозчиком) и КГХ “Красноярсккрайгаз“ регулируются нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и соответствующих подзаконных актов.

Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

Из текста указанной статьи, а так же из содержания статей 21, 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что грузополучатель должен получить груз, а открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ обязано его выдать.

Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.

Согласно статье 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки. За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (ст. 33, 97 Устава железнодорожного транспорта, п. 12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом). Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 утверждены Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно п. 10, грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. Пунктом 12 установлено, что за просрочку доставки груза, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, перевозчик несет ответственность в соответствии со статьей 97 Устава. Однако указанная ответственность и указанное обязательство о доставке грузов в срок устанавливается у перевозчика перед грузоотправителем, а не грузополучателем.

Согласно статье 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Приказу МПС РФ от 18.06.2003 N 29 “Об утверждении Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте“ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Третий арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что законом установлен минимальный срок для подачи уведомления, но не установлено максимального срока.

Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39 утверждены Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, на которые истец ссылается в обоснование своих требований.

Как обоснованно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, все указанные требования со стороны открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ исполнены.

Также судом первой инстанции правомерно установлено, что указания на период времени, который должен пройти между прибытием вагонов с грузом на станцию, раскредитованием и выдачей грузов названный акт, а так же Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 25 “Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума“, не содержит.

Действующим законодательством так же не установлены сроки для уборки цистерн после уведомления, отправки цистерн после уборки.

Обязательство у КГХ “Красноярсккрайгаз“ перед грузоотправителем (открытым акционерным обществом “Новатэк“) по своевременному возврату цистерн, срокам их оборота вытекает из заключенного между ними договора поставки.

Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ не являлось лицом, участвовавшим в заключении договора, в связи с чем на него не могут быть возложены обязательства по соблюдению установленных договором сроков. Таким образом, отсутствует причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями ответчика.

Следовательно, оснований для взыскания убытков с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ не имеется.

На основании изложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований истца.

Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, а доводы истца, приведенные в апелляционной жалобе, не подтверждаются материалами дела.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2009 года по делу N А33-13714/2009 не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы (истца).

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2009 года по делу N А33-13714/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья

О.В.МАГДА

Судьи:

Л.Е.СПОТКАЙ

В.В.РАДЗИХОВСКАЯ