Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 по делу N А33-14894/2009 Наличие в материалах дела по проверке соблюдения государственным учреждением бюджетного законодательства противоречивых доказательств при отсутствии их анализа в акте проверки свидетельствует о недоказанности со стороны учреждения нарушения, а следовательно, о несоответствии представления о ненадлежащем исполнении бюджета в указанной части требованиям действующего законодательства, нарушении им прав и интересов учреждения.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2010 г. по делу N А33-14894/2009

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2010, а не 09.02.2009, полный текст постановления изготовлен 16.02.2010, а не 16.02.2009.

Резолютивная часть постановления объявлена “09“ февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен “16“ февраля 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Первухиной Л.Ф.,

судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Станько О.П.,

при участии:

от заявителя (ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“): Батухтиной Е.А. - представителя по доверенности от 03.02.2010 N 813, Самарниковой Н.В. - представителя по доверенности от 25.12.2009 N 726,

от ответчика (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском
крае): Сафьяновой Е.Г. - представителя по доверенности от 11.01.2010 N 1,

рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “17“ ноября 2009 года по делу N А33-14894/2009, принятое судьей Е.М. Чурилиной,

установил:

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о признании недействительными пунктов II.3, III.1, III.4, III.5 раздела I, II.3, III.5, III.6 раздела II представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2009 N 03-14-211, а также пунктов I.1, II.1 раздела I, I.2, II.1 раздела II предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 29.07.2009 N 03-14-211.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2009 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты II.3, III.1, III.4, III.5 раздела I, II.3, III.5, III.6 раздела II представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2009 N 03-14-211, а также пункты I.1, II.1 раздела I, I.2, II.1 раздела II предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 29.07.2009 N 03-14-211 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:

- налогоплательщик должен документально подтвердить целевой характер расходов на выплату педагогическим работникам денежных компенсаций в
целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями,

- компенсации по обеспечению книгами и периодическим изданиями в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и образуют объект налогообложения единым социальным налогом,

- при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, НДФЛ и ЕСН не был удержан учреждением, вследствие чего произведено неправомерное перечисление средств федерального бюджета (в сумме неудержанных налогов) педагогическим работникам,

- расходы средств федерального бюджета (в сумме неудержанного НДФЛ и ЕСН) не были отражены по кредиту счета 1 303 05 730 “Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“, в бухгалтерском учете не были сделаны соответствующие записи,

- возложение на ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ оспариваемым предписанием обязанности по перечислению сумм налогов соответствует полномочиям Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, предусмотренным статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной Службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации“,

- оспариваемое представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2009 N 03-14-211 имеет информационный, а не властно-распорядительный характер, следовательно, не является ненормативным правовым актом, не нарушает права и законные интересы заявителя, адресовано должностному лицу - ректору ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ Ваганову Е.А.,

- по коду бюджетной классификации 07 06 4309500001 290 университетом приняты денежные обязательства в сумме 181 323 789,19 рублей, что превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств на 11 844 189,19 рублей, привело к увеличению кредиторской задолженности по указанному счету, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении бюджета;

- тем
самым заявитель превысил свои полномочия по принятию денежных обязательств в большем объеме, чем выделил лимитов главный распорядитель.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

До начала исследования доказательств представитель ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии сопроводительного письма Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 29.07.2009 N 19-03-17/2797, копии сообщения ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ об устранении нарушений от 21.08.2009 N 34/10-4337.

Руководствуясь статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил: удовлетворить заявленное ходатайство, приобщить указанные документы к материалам дела.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402137460, расположено по адресу: г. Красноярск, проспект Свободный, 79.

На основании удостоверений на право проведения проверки (ревизии) должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае в период с 02.06.2009 по 21.07.2009 проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности заявителя за 2008 год.

Исходя из программы ревизии финансово-хозяйственной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ за 2008 год, утвержденной руководителем ответчика 01.06.2009, целью ревизии явилась проверка соблюдения заявителем правомерности, целевого характера, эффективности и экономности в использовании средств федерального бюджета, средств от предпринимательской, иной приносящей доход
деятельности и других источников. В программу ревизии включены, в том числе вопросы правомерности выплат работникам, соблюдение порядка проведения расчетов по единому социальному налогу.

По результатам проверки составлен акт от 21.07.2009, отразивший, в том числе следующее:

- в 2008 году педагогическим работникам начислена ежемесячная денежная компенсация в сумме 4056827,5 рублей в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями без документального подтверждения факта целенаправленного использования указанной компенсации;

- с начисленной компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 527387,58 рублей;

- налог на доходы физических лиц в сумме 369171,31 рублей не перечислен в доход краевого бюджета, в сумме 158216,27 рублей - в доход бюджета города;

- выплата компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат не включена в облагаемую базу по единому социальному налогу; не начислен единый социальный налог в сумме 1039991,84 рублей;

- приняты денежные обязательства, превышающие доведенные лимиты бюджетных обязательств на 11844189,19 рублей.

Пунктами II.3, III.1, III.4, III.5 раздела I “Нарушения в использовании средств федерального бюджета / государственных внебюджетных фондов“, II.3, III.5, III.6 раздела II “Неправомерное использование средств, полученных от приносящей доход деятельности“ представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2009 N 03-14-211 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае зафиксированы следующие нарушения заявителем бюджетного законодательства:

- в нарушение статьи 209, пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, писем Министерства Финансов Российской Федерации от 17.01.2008 N 03-04-06-01/5, от 23.01.2008 N 03-04-08-01/4, от 05.02.2007 N 03-04-06-01/25 с начисленной компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, не
удержан налог на доходы физических лиц в сумме 527387,58 рублей;

- в нарушение статьи 219, пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации по коду бюджетной классификации 07.06.4309500.001.290 приняты денежные обязательства, превышающие доведенные лимиты бюджетных обязательств на сумму 11844189,19 рублей;

- в нарушение статей 40, 56, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не перечислен в доход краевого бюджета, бюджета города налог на доходы физических лиц с компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, в сумме 527387,58 рублей;

- в нарушение пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, письма Министерства Финансов Российской Федерации от 25.08.2008 N 03-04-06-02/94 выплата компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, не включена в облагаемую базу по единому социальному налогу, не начислен единый социальный налог в сумме 1039991,84 рублей;

- в нарушение статьи 209, пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, писем Министерства Финансов Российской Федерации от 17.01.2008 N 03-04-06-01/5, от 23.01.2008 N 03-04-08-01/4, от 05.02.2007 N 03-04-06-01/25 с начисленной компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию не удержан налог на доходы физических лиц в сумме 110506,5 рублей при отсутствии документального подтверждения понесенных расходов;

- в нарушение статей 40, 56, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не перечислен в доход краевого бюджета, бюджета города налог на доходы физических лиц с компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, в сумме 110506,5 рублей;

- в нарушение пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, письма Министерства Финансов Российской Федерации от 25.08.2008 N 03-04-06-02/94 выплата компенсации для обеспечения книгоиздательской
продукцией, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, не включена в облагаемую базу по единому социальному налогу в сумме 221013 рублей.

Пунктами I.1, II.1 раздела I “Нарушения в использовании средств федерального бюджета / государственных внебюджетных фондов“, I.2, II.1 раздела II “Нарушения в использовании средств, полученных от приносящей доход деятельности“ предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 29.07.2009 N 03-14-211 должностное лицо Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае предписало Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ устранить следующие нарушение:

- взыскать в соответствии со статьей 209, пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, письмами Министерства Финансов Российской Федерации от 17.01.2008 N 03-04-06-01/5, от 23.01.2008 N 03-04-08-01/4, от 05.02.2007 N 03-04-06-01/25 налог на доходы физических лиц в сумме 527387,58 рублей, не удержанный с начисленной компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат;

- перечислить в соответствии с пунктом 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, письма Министерства Финансов Российской Федерации от 25.08.2008 N 03-04-06-02/94 единый социальный налог в сумме 1039991,84 рублей, не включенный в облагаемую базу по единому социальному налогу и не начисленный при выплате компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат;

- взыскать в соответствии со статьей 209, пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, письмами Министерства Финансов Российской Федерации от 17.01.2008 N 03-04-06-01/5, от 23.01.2008 N 03-04-08-01/4, от 05.02.2007 N 03-04-06-01/25 налог на доходы физических лиц в сумме 110506,5 рублей с начисленной компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию при отсутствии
документального подтверждения понесенных расходов;

- перечислить в соответствии с пунктом 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 25.08.2008 N 03-04-06-02/94 единый социальный налог в сумме 221013 рублей, не включенный в облагаемую базу по единому социальному налогу при выплате компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат.

Несогласие заявителя в вышеизложенной части с представлением о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2009 N 03-14-211 и предписанием по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 29.07.2009 N 03-14-211 явилось поводом его обращения в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.

Оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое представление не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку оно не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278,
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.

Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В оспариваемом представлении от 29.07.2009 N 03-14-211 содержатся выводы о неправомерном использовании ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ средств федерального бюджета, иных финансовых нарушениях, а также требования, обязывающие принять меры по данному представлению и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.

Частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10
“О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемое представление органа бюджетного надзора принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, и оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.09.2009 N 6720/09.

Довод Управления о том, что оспариваемое представление адресовано должностному лицу - ректору ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ Ваганову Е.А., а не ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Единоличным исполнительным органом ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“, через который заявитель приобретает права и принимает на себя обязанности, является ректор.

Контрольно-ревизионное мероприятие, по результатам которого вынесено оспариваемое представление от 29.07.2009 N 03-14-211, проведено в отношении организации - заявителя; в акте проверки, представлении и предписании отсутствуют указания на совершение нарушений закона ректором, напротив, по каждому из эпизодов, согласно акту проверки, Управлением установлен конкретный работник учреждения, совершивший предполагаемое нарушение бюджетного законодательства. Никаких нарушений, допущенных ректором, не установлено.

Исполнение бюджетного процесса осуществляется заявителем как получателем бюджетных средств. Исходя из существа отраженных в представлении нарушений и характера мер, которые следует принять на его основании, адресатом оспариваемого представления является именно проверенная организация - ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“, а не должностное лицо.

В оспариваемых представлении и предписании от 29.07.2009 N 03-14-211 ТУ Росфиннадзором отражены следующие нарушения:

- с начисленной компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, в нарушение статьи 209, пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, а также письма Министерства Финансов Российской Федерации не удержан и в нарушение статей 40, 56, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не перечислен в доход соответствующих бюджетов налог на доходы физических лиц в суммах 527387,58 рублей, 110506,5 рублей,

- в нарушение пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации выплата компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат не включена в облагаемую базу по единому социальному налогу, не начислен единый социальный налог в сумме 1039991,84 рублей, в сумме 221013 рублей.

Суд первой инстанции, признавая недействительными оспариваемые представление и предписание от 29.07.2009 N 03-14-211 ТУ Росфиннадзора в указанной части, исходил из отсутствия у заявителя обязанности по удержанию налога на доходы физических лиц с денежной компенсации педагогическим работникам за книгоиздательскую продукцию, по перечислению указанного налога в доход бюджетов, а также обязанности по включению названных компенсаций в облагаемую базу по единому социальному налогу при документальном не подтверждении целевого использования данных выплат.

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела и отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что налогоплательщик должен документально подтвердить целевой характер расходов на выплату педагогическим работникам денежных компенсаций в целях содействию их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическим изданиями; компенсации по обеспечению книгами и периодическим изданиями в силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и образуют объект налогообложения единым социальным налогом; при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат, НДФЛ и ЕСН не был удержан учреждением, вследствие чего произведено неправомерное перечисление средств федерального бюджета (в сумме неудержанных налогов) педагогическим работникам; расходы средств федерального бюджета (в сумме неудержанного НДФЛ и ЕСН) неправомерно не были отражены по кредиту счета 1 303 05 730 “Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“, в бухгалтерском учете не были сделаны соответствующие записи

В соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Таким образом, федеральным законодательством установлена ежемесячная денежная компенсация расходов педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий в виде фиксированной денежной суммы.

В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу; иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем, статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению, в который, в частности, включены компенсационные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения освобождаются компенсационные выплаты в части расходов работодателей по повышению профессионального уровня работников.

Суд первой инстанции правильно указал, что денежная компенсация педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, предусмотренная пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ от 10.07.1992 N 3266-1, направлена на возмещение расходов по повышению профессионального уровня работников, поскольку цель указанной компенсации заключается в оказании содействия педагогическим работникам по обеспечению их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

Данная выплата направлена на повышение профессионального уровня педагогических работников путем содействия обеспечению работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности; установлена в федеральном законе в виде (твердой) денежной суммы, выплачивается ежегодно, вне зависимости от фактического приобретения указанной продукции и суммы произведенных педагогическим работником расходов. В законе прямо указано на целевое назначение компенсации - содействие обеспечению педагогических работников книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, а не возмещение понесенных расходов. Таким образом, денежная компенсация за книгоиздательскую продукцию и периодические издания соответствует критериям, установленным частью 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации для освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

Довод Управления о необходимости документального подтверждения расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий является несостоятельным, поскольку Законом Российской Федерации “Об образовании“, Налоговым кодексом Российской Федерации (в том числе, статьей 209, пунктом 3 статьи 217 Кодекса) не предусмотрена необходимость документального подтверждения целевого характера вышеуказанных расходов.

Статья 252 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку определяет условия признания затрат налогоплательщика расходами, в данном случае речь идет о доходах педагогических работников.

При таких обстоятельствах, выплаты педагогическим работникам университета компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий в данном случае относятся к компенсационным и в силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, пункты II.3, III.4 раздела I, II.3, III.5 раздела II представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае от 29.07.2009 N 03-14-211 о ненадлежащем исполнении бюджета не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и охраняемые законом интересы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“.

Ссылка ответчика на письма Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.2009 N 03-04-06-01/5, от 23.01.2008 N 03-04-08-01/4, от 05.02.2007 N 03-04-06-01/25, не относящиеся к нормативно-правовым актам, является неправомерной и не влияет на вышеизложенный вывод арбитражного суда.

Пунктами 1, 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере, в том числе, налоговой деятельности; принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

При этом в соответствии с пунктом 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, указанный орган исполнительной власти издает нормативные правовые акты в виде приказов. Вышеуказанные документы Министерства финансов Российской Федерации изданы в форме писем, не являются нормативными актами, не могут изменять или дополнять Налоговый кодекс Российской Федерации.

Кроме того, предписание от 29.07.2009 N 03-14-211 в части возложения на Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ обязанности по взысканию налога на доходы физических лиц с начисленной компенсации пе“агогическим работникам не отвечает критерию исполнимости.

Согласно статье 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации (выступающие в данном случае налоговыми агентами), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает правомерным указание суда первой инстанции со ссылкой на статью 31 Налогового кодекса Российской Федерации на то, что право требовать от налоговых агентов устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований, а также взыскивать недоимки принадлежит налоговым органам.

Довод апелляционной жалобы о том, что возложение на ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ обязанности по перечислению сумм налогов соответствует полномочиям Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, предусмотренным статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральной Службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации“, не принимается судом апелляционной инстанции.

Исходя из части 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена пунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278.

Согласно пунктам 1, 4, 5.13 названного Положения Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, при этом указанная служба вправе осуществлять функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, установлено, что Территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.

Пунктами 5.1 - 5.14.12 названного Положения предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий территориального управления Росфиннадзора, в которых отсутствует функция налогового контроля.

В силу пунктов 1, 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 508, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; осуществляет контроль и надзор, в том числе за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов.

Из приведенных норм следует, что органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, в том числе налога на доходы физических лиц и единого социального налога, является Федеральная налоговая служба, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральной налоговой службе).

Учитывая изложенное, пункты I.1 раздела I, I.2 раздела II предписания 29.07.2009 N 03-14-211 в части обязанности по взысканию налога на доходы физических лиц в сумме 527387,58 рублей за счет средств федерального бюджета, в сумме 110506,5 рублей за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и интересы заявителя.

Согласно части 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Пункту 2 части 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.

Приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями пункта 8 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, не предусматривают необходимость документального подтверждения целевого использования расходов при выплате компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.

Таким образом, в связи с отсутствием объекта налогообложения в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации и в связи с отсутствием обязанности документального подтверждения целевого использования данной компенсации, суд первой инстанции обоснованно признал не соответствующими требованиям законодательства, нарушающими права и охраняемые законом интересы заявителя пункты III.5 раздела I, III.6 раздела II представления от 29.07.2009 N 03-14-211, содержащие указание на включение в облагаемую базу по единому социальному налогу компенсации для обеспечения книгоиздательской продукции, выплаченной педагогическим работникам, при отсутствии документального подтверждения целевого использования данной выплаты, а также начисление единого социального налога в сумме 1039991,84 рублей и 221013 рублей на указанную выплату.

Следовательно, требования ТУ Росфиннадзора, содержащиеся в пунктах II.1 раздела I, II.1 раздела II оспариваемого предписания от 29.07.2009 N 03-14-211 о перечислении единого социального налога в сумме 1039991,84 рублей и 221013 рублей, являются неправомерными.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

В соответствии с пунктом III.1 оспариваемого представления от 29.07.2009 N 03-14-211 ТУ Росфиннадзор указал в качестве нарушения статьи 219, пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ по коду бюджетной классификации 07 06 4309500 001 290 денежных обязательств, превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств, со ссылкой на Уведомление о лимитах бюджетных обязательств на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов от 19.12.2008, Главную книгу счетов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 (т. 1, л. 31).

Согласно уведомлению N 10 о лимитах бюджетных обязательств на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов от 19.12.2008 главным распорядителем средств федерального бюджета - Федеральным агентством по образованию до распорядителя средств федерального бюджета - Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Сибирский федеральный университет“ на 2008 год по целевой статье 4309500 для уплаты налога на имущество организаций и земельного налога доведены лимиты в сумме 169479,6 тыс. рублей (т. 1, л. 199).

В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ, действующей в проверяемый период) получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно пункту 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. Лимиты бюджетных обязательств бюджетному учреждению получателю бюджетных средств утверждает и доводит главный распорядитель бюджетных средств по подведомственности (подпункт 5 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Судом апелляционной инстанции установлено: в пункте III.1 оспариваемого представления от 29.07.2009 N 03-14-211 и акте проверки от 21.07.2009 не исследованы и не указаны характер принятых бюджетных обязательств в сумме 11 844 189,19 рублей и причины их принятия, что подтвердил представитель Управления в судебном заседании 09.02.2010.

Учреждение в заявлении о признании недействительным ненормативных актов ТУ Росфиннадзора и отзыве на апелляционную жалобу от 26.01.2010, дополнениях к отзыву от 04.02.2010 и 09.02.2010 пояснило, что денежные обязательства в сумме 11 844 189,19 рублей являются земельным налогом, начисленным за 4 квартал 2008 года и налогом на имущество за 4 квартал 2008 года. Учреждение в период 2007 - 2008 годов являлось плательщиком земельного налога и налога на имущество, что не оспаривается сторонами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (часть 5 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые декларации по земельного налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пунктов 1, 2 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с пунктами 1 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Согласно пунктам 2, 3 указанной статьи налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представители университета в судебном заседании 09.02.2010 уточнили, что принятие денежных обязательств в виде начисления земельного налога и налога на имущество оформлено первичными бухгалтерскими документами: ведомостями о начислении налогов за 4 квартал 2008 года, сведения из которых в последующем отражены в журнале формы N 8 (журнал по прочим операциям) и главной книге счетов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

Из системного толкования пункта 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9, пункта 2 статьи 10, статьи 14, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ следует, что все хозяйственные операции должны отражаться по мере поступления первичных документов бухгалтерского учета, своевременно, в хронологической последовательности, на счетах бухгалтерского учета за отчетный период с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. Данные положения распространяются, в том числе, на бюджетные учреждения.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н, данная Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете“, бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией (пункт 1 Инструкции).

Статьей 3 Инструкции предусмотрено, что все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении N 2 к настоящей Инструкции.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к настоящей Инструкции.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету “Касса“;

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

Пунктом 187 Инструкции установлено, что начисленные суммы налогов, сборов и платежей в бюджет отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 030300000 “Расчеты по платежам в бюджеты“.

Таким образом, в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету принцип начисления в бюджетном учете предполагает отражение принятых расходов (денежных обязательств) в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Судом апелляционной инстанции установлено, что превышение доведенных лимитов денежных обязательств за 2008 год на 11 844 189,19 рублей произошло в результате правомерных действий учреждения по начислению в проверяемом 2008 году налога на имущество организаций и земельного налога за 4 квартал 2008 года и по уплате в проверяемом периоде налога на имущество организаций и земельного налога за 4 квартал 2007 года.

Из смысла вышеизложенных норм следует, что принятие по коду бюджетной классификации 07 06 4309500001 290 денежных обязательств (в сумме земельного налога и налога на имущество за 4 квартал 2008 года), превышающих доведенные лимиты бюджетных обязательств в прошедшем 2008 году на 11 844 189,19 рублей осуществляется в виде кредиторской задолженности. В бюджетной отчетности (главной книге счетов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008) на конец отчетного финансового года формируется кредиторская задолженность по принятым и не исполненным обязательствам, которая отражается на 1 января текущего года, что подтверждается сведениями из Главной книги счетов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 (т. 1, л. 197-198).

Порядок принятия и учета принятых и не исполненных обязательств прошлых лет за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств в текущем финансовом годе устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

В проверяемом периоде - 2008 году до заявителя как получателя бюджетных средств по целевой статье “Уплата налога на имущество организаций и земельного налога“ доведены денежные средства в сумме в сумме 169 479 600 рублей. По данной статье начисленные расходы составили 181 323 789,19 рублей, в том числе налог на имущество, земельный налог.

Согласно расходным расписаниям N 073/85428/009 от 27.03.2008, N 073/85428/010 от 28.03.2008 главным распорядителем - Федеральным агентством по образованию до получателя - ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ доведены лимиты бюджетных обязательств, содержащие специальные указания “Финансирование на доплату земельного налога в счет IV кв. 2007 г. и I кв. 2008 г. “ и “Финансирование налога на имущество в счет IV кв. 2007 г. и I кв. 2008 г. “ соответственно (т. 1, л. 200, 201).

Расходными расписаниями N 073/85428/018 от 23.07.2008, N 073/85428/019 от 24.07.2008 Федеральным агентством по образованию до ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ доведены лимиты бюджетных обязательств, содержащие специальные указания “Финансирование налога на землю в счет 2 - 3 кв. 2008 г. “ и “Финансирование налога на имущество в счет 2 - 3 кв. 2008 г. “ соответственно (т. 1, л. 202, 203)

Исходя из расходных расписаний N 073/85428/039 от 17.12.2008 и N 073/85428/040 от 18.12.2008, главным распорядителем до ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 159902500 рублей и 169479600 рублей, содержащие специальные указания “Средства для уплаты налога на землю“ и “Средства для уплаты налога на имущество“ соответственно (т. 1, л. 204, 205).

При этом, исходя из текста расходных расписаний, получателю средств на основании указанных расходных расписаний разрешается, в том числе распределять лимиты бюджетных обязательств или принимать бюджетные обязательства в пределах указанных в расходных расписаниях лимитов бюджетных обязательств.

Уплата в 2008 году земельного налога и налога на имущество организаций за налоговый период - 4-й квартал 2007 года произведена заявителем после доведения главным распорядителем бюджетных средств (Федеральным агентством по образованию) соответствующих бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, что подтверждается расходными расписаниями N 073/85428/009 от 27.03.2008, N 073/85428/010 от 28.03.2008, а также письмом Федерального агентства по образованию N 10-55-1728/10-05 от 03.04.2008 “О финансировании в 2008 году расходов по уплате земельного налога и налога на имущество“ (т. 1, л. 206-207).

Данным письмом N 10-55-1728/10-05 от 03.04.2008 Федеральное агентство по образованию информирует руководителей подведомственных федеральных государственных учреждений о том, что в марте - апреле текущего года оно приступило к финансированию расходов федерального бюджета по уплате земельного налога и налога на имущество подведомственных учреждений за 4 квартал 2007 года - 1 квартал 2008 года.

В аналогичном порядке, по истечении налогового периода 2008 года заявителю доведено бюджетное финансирование на уплату налога на имущество, земельного налога за 4 квартал 2008 года (расходное расписание N 073/85428/001 от 11.01.2009 - т. 1, л. 217).

В письме Федерального агентства по образованию N 10-ФАО-30ин/10-06 от 23.01.2009 “О финансировании федеральных учреждений в 2009 году“ указано, что при распределении бюджетных ассигнований на 2009 год были предусмотрены ассигнования на уплату налога на имущество организаций и земельного налога, в том числе, за 4 квартал 2008 года (т. 1, л. 208-213).

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено: в акте от 21.07.2009 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае отражено, что в нарушение статьи 219, пункта 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации университетом приняты денежные обязательства, превышающие доведенные лимиты бюджетных обязательств на 7 301,25 рублей (т. 1, л. 170). Содержание акта в указанной части подтверждено представителем Управления в судебном заседании.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что до заявителя в 2008 году фактически доведены по коду бюджетный классификации 0706 4309500 001 290 лимиты бюджетных обязательств в сумме 169 479 600 рублей (уведомление N 10 о лимитах бюджетных обязательств - т. 1, л. 199), начислены по данной статье расходы в сумме 181 323 789,19 рублей, превышение лимитов бюджетных обязательств составило 11 844 189, 19 рублей (Главная книга счетов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 - т. 1, л. 197-198).

Таким образом, данные о сумме превышения лимитов доведенных бюджетных обязательств, указанные в акте ТУ Росфиннадзора от 21.07.2009, не соответствуют сумме, отраженной в пункте III.1 оспариваемого представления от 29.07.2009 N 03-14-211 о ненадлежащем исполнении бюджета.

Наличие в материалах дела противоречивых доказательств при отсутствии их анализа Управлением в акте проверки от 21.07.2009 свидетельствует о недоказанности со стороны ответчика вышеуказанного нарушения, а следовательно, о несоответствии оспариваемого представления в указанной части требованиям действующего законодательства, нарушении им прав и интересов заявителя.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ФГОУ ВПО “Сибирский федеральный университет“ требования и признал недействительными пункты II.3, III.1, III.4, III.5 раздела I, II.3, III.5, III.6 раздела II представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 29.07.2009 N 03-14-211, а также пункты I.1, II.1 раздела I, I.2, II.1 раздела II предписания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 29.07.2009 N 03-14-211 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 17 ноября 2009 года по делу N А33-14894/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Л.А.ДУНАЕВА