Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 по делу N А33-12954/2009 Иск об обязании демонтировать рекламные конструкции, расположенные на внешних стенах многоквартирного дома, удовлетворен правомерно, поскольку размещенная на спорной конструкции информация направлена на формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к средствам массовой информации, а не на идентификацию организации и места ее нахождения, поэтому данная информация является не вывеской, а рекламой, размещенной без соответствующего разрешения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление принято 16 февраля 2010 года, а не 16 февраля 2009 года.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2009 г. по делу N А33-12954/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “09“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “16“ февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью “Белая ворона-плюс“): Матвеева Ю.Н. - представителя по доверенности от 07.11.2008,

от ответчика (Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска): Бардышева А.Л. - представителя по доверенности от 11.01.2010 N 39, Андриановой Н.В.
- представителя по доверенности от 11.01.2010 N 35,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Белая Ворона-плюс“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 29 октября 2009 года по делу N А33-12954/2009, принятое судьей И.П. Крицкой,

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Белая ворона-плюс“ об обязании демонтировать рекламные конструкции с текстом следующего содержания: “Ваш саквояж. Новая Причулымка“ и “7-44-98 7-46-95. Новая Причулымка. пр.-press.ru.nppress@mail.ru.“, расположенные на внешних стенах многоквартирного дома 1 микрорайона 8 города Ачинска Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2009 года иск удовлетворен. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью “Белая ворона-плюс“ произвести демонтаж указанных рекламных конструкций.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя тем, что:

- размещенные на внешних стенах многоквартирного дома N 1 микрорайона 8 г. Ачинска конструкции не являются рекламными, а представляют собой информационные вывески-указатели, содержащие сведения о местонахождении редакций средств массовой информации - газет “Новая Причулымка“ и “Ваш саквояж“, учредителем которых является ООО “Белая ворона-плюс“;

- помещения в указанном доме находятся в пользовании общества на основании договора аренды N 1043 от 01.07.2004, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска.

Комитет представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 29.10.2009 считает законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

14.08.2008 заявителем проведено обследование жилого здания, расположенного по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1, с целью установления наличия рекламной конструкции. В
результате осмотра обнаружено, что две рекламные конструкции редакции газеты “Новая Причулымка“, учредителем которой является общество с ограниченной ответственностью “Белая ворона-плюс“, следующего содержания: “Ваш саквояж. Новая Причулымка“ и “7-44-98 7-46-95. Новая Причулымка. np.-press.ru.nppress@mail.ru.“, эксплуатируются без соответствующего разрешения на их установку. По результатам обследования должностными лицами КУМИ составлен акт от 14.08.2008 (л.д. 16).

19.08.2008 заявитель вынес предписание N 1, обязывающее ответчика демонтировать самовольно установленные рекламные конструкции в течение десяти дней.

27.07.2009 должностными лицами КУМИ составлен акт обследования рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Ачинск, микрорайон 8, дом 1. В результате осмотра обнаружено, что рекламные конструкции на жилом доме следующего содержания “Ваш саквояж. Новая Причулымка“ и “7-44-98 7-46-95. Новая Причулымка. пр.-press.ru.nppress@mail.ru.“ эксплуатируются без соответствующего разрешения на их установку.

Неисполнение ответчиком предписания от 19.08.2008 N 1 послужило поводом для обращения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу об обязании демонтировать вышеуказанные рекламные конструкции.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся
рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).

Согласно части 10 указанной статьи установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкции.

С учетом положений статьи 19 Закона о рекламе, постановлением главы города Ачинска 190-п от 26.06.2008 утверждено Положение о порядке подготовки и выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Ачинска (далее - Положение N 190-П).

Согласно пункту 1.4 указанного Положения установка рекламных конструкций на территории города допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции по договору с собственником или иным указанным в частях 5 - 7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.

Согласно пункту 1.6 указанного Положения, выдачу разрешений на установку рекламных конструкций осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска.

Порядок подготовки и выдачи разрешений на установку рекламной конструкции закреплен в разделе 2 Положения.

Согласно пункту 1.10 Положения установка рекламных конструкций без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной
установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания, выданного уполномоченным органом.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 38 Закона о рекламе нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Материалами дела подтверждается факт установки обществом спорных рекламных конструкций на внешних стенах многоквартирного дома 1 микрорайона 8 города Ачинска без соответствующего разрешения на их установку (акт обследования от 14.08.2008, от 27.07.2009).

Доказательств исполнения предписания Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска N 1 от 19.08.2008 о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций обществом в материалы дела не представлено.

ООО “Белая ворона-плюс“ не оспаривает, что оно является учредителем редакций “Новая Причулымка“ и “Ваш саквояж“, которые не являются юридическим лицами и расположены в здании, арендуемом заявителем (л.д. 40).

Суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что спорные конструкции не являются рекламными,
а представляют собой информационные вывески-указатели, содержащие сведения о местонахождении редакций средств массовой информации - газет “Новая причулымка“ и “Ваш саквояж“, учредителем которых является ООО “Белая ворона-плюс“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ от 07.02.1992 N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Согласно пункту 33 Правил благоустройства города Ачинска, утвержденных Решением Ачинского городского Совета депутатов от 31.05.2007 N 25-168р, информационная вывеска предназначена для доведения до сведения потребителя информации об изготовителе (исполнителе, продавце) согласно статье 9 Федерального закона “О защите прав потребителей“. Каждое предприятие сферы услуг должно иметь одну или несколько информационных вывесок - по количеству входов для населения. На вывеске должна быть указана следующая обязательная информация о предприятии:

- зарегистрированное (юридическое) наименование предприятия;

- организационно-правовая форма;

- режим работы предприятия;

- дополнительная информация не рекламного характера (в случае необходимости).

Вывеска должна содержать информацию, раскрывающую профиль предприятия и его наименование, в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Допускается размещать на вывеске зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания данного предприятия, а также декоративные элементы. Иная информация, размещенная на вывеске, считается рекламной.

Информационные вывески должны размещаться у входа в предприятие либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Информационные вывески могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери.

По смыслу статьи 2 Закона “О
рекламе“ под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе“ сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Судом апелляционной инстанции установлено, что на спорной конструкции отсутствуют сведения о наименовании общества, его организационно-правовой форме, адресе местонахождения, режиме работы, то есть обязательная информация, предусмотренная статьей 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (л.д. 35, 36).

Данные конструкции расположены не у входа в помещение, занимаемое данными редакциями.

Следовательно, размещенная на конструкции информация направлена на формирование и поддержание интереса неопределенного круга лиц к средствам массовой информации, а не на идентификацию организации и места ее нахождения, поэтому данная информация является не вывеской, а рекламой.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование заявителя к обществу с ограниченной ответственностью “Белая ворона-плюс“ об обязании демонтировать рекламные конструкции с текстом следующего содержания: “Ваш саквояж. Новая Причулымка“ и “7-44-98 7-46-95. Новая Причулымка. np.-press.ru.nppress@mail.ru.“, расположенные на внешних стенах многоквартирного дома 1 микрорайона 8 города Ачинска Красноярского края.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от
“29“ октября 2009 года по делу N А33-12954/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи

Л.А.ДУНАЕВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА