Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А74-3692/2009 Исковое заявление о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка удовлетворено правомерно, поскольку переданный в собственность земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченным в обороте, приватизация таких земельных участков запрещена.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2010 г. по делу N А74-3692/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “02“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “15“ февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бабенко А.Н.,

судей: Гуровой Т.С., Кирилловой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахметшиной Г.Н.,

при участии: от истца - Прокуратуры Республики Хакасия Кулябина Ю.А. по служебному удостоверению N 077097, выданному 10.02.2009,

от ответчика - муниципального образования Ширинский район Матюхин Н.Н. представитель по доверенности N 2 от 25.01.2010,

Глава муниципального образования Ширинский район - Зайцев С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от “09“ ноября
2009 года по делу N А74-3692/2009, принятое судьей Федулкиной А.А.,

установил:

Прокурор Республики Хакасия обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к муниципальному образованию Ширинский район, к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 28.05.2008 N 28, расположенного по адресу: Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, 16, кадастровый N 19:11:020105:37, площадью 18 271 кв.м., заключенный между администрацией муниципального образования Ширинский район и Санниковой Валентиной Анатольевной, а так же применении последствий недействительности сделки в виде обязания муниципального образования Ширинский район вернуть Ф.И.О. полученные по сделке денежные средства в размере 790 567 рублей 90 копеек, обязания Ф.И.О. вернуть муниципальному образованию Ширинский район земельный участок, расположенный по адресу: Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, 16, кадастровый N 19:11:020105:37, площадью 18 271 кв.м.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 сентября 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия.

Протокольным определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19 октября 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление муниципальным имуществом муниципального образования Ширинский район, финансовое управление администрации муниципального образования Ширинский район.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 ноября 2009 года иск удовлетворен.

Договор купли-продажи земельного участка N 28 от 28.05.2008, общей площадью 18 271 кв.м., расположенного
по адресу: Республика Хакасия Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, 16 (кадастровый N 19:11:020105:37), заключенный между администрацией муниципального образования Ширинский район и Санниковой Валентиной Анатольевной, признан недействительным в силу ничтожности. Применены последствия недействительности сделки: с муниципального образования Ширинский район, п. Шира, в пользу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. п. Шира, взысканы денежные средства в сумме 790 567 рублей 90 копеек; суд обязал индивидуального предпринимателя Ф.И.О. п. Шира, передать в собственность муниципального образования Ширинский район, п. Шира, земельный участок площадью 18 271 кв.м., кадастровый N 19:11:020105:37, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, шт. Жемчужный, ул. Аптечная, 16, в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация муниципального образования Ширинского района Республики Хакасия обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 ноября 2009 года.

Заявитель апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции по следующим основаниям:

- судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что курорт “Озеро Шира“ является курортом федерального значения, поскольку правоустанавливающие документы, подтверждающие его перевод из категории курорта республиканского значения в категорию курорта федерального значения отсутствуют;

- округа санитарной охраны курорта не являются самостоятельным видом особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, на земельные участки, расположенные в их границах, не распространяется ограничение, установленное пунктом 12 статьи 1 Федерального закона;

- курорт “Озеро Шира“, как особо охраняемая природная территория, не внесен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- удовлетворяя
требования истца, суд первой инстанции не принял во внимание, что в силу Федерального закона от 03.12.2008 года N 244-ФЗ “О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральной закон “Об особо охраняемых природных территориях“ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относится к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 статьи 1 указанного Закона;

- в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 28-1/673 распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 года N 1300-р утвержден перечень федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, согласно которому ЗАО “Курорт “Озеро Шира“, расположенное по адресу. Республика Хакасия, Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, д. 2а, не относится к ведению Минздравсоцразвития России.

Прокуратурой Республики Хакасия представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на необоснованность доводов апелляционной жалобы и отсутствие оснований для ее удовлетворения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывает на
то, что спорная территория является курортом федерального значения, право собственности на указанный земельный участок не зарегистрировано.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ответчик - индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (уведомление N 660136 02 61786 2), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия (уведомление N 660136 02 61790 9), управление Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия (уведомление N 660136 02 61788 6), управление муниципальным имуществом муниципального образования Ширинский район (уведомление N 660136 02 61792 3), финансовое управление администрации муниципального образования Ширинский район (уведомление N 660136 02 61791 6) своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

Постановлением главы муниципального образования Ширинский район N 810 от 12.05.2008 индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. в собственность за плату из земель муниципального образования Ширинский район предоставлен земельный участок для размещения летних спальных корпусов.

28 мая 2008 года между муниципальным образованием Ширинский район (продавец) и индивидуальным предпринимателем Санниковой Валентиной Анатольевной (покупатель) заключен договор купли-продажи земельных участков N 28, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене и на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым N 19:11:020105:37, общей площадью 18 271 кв.м.. расположенный
по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, 16, для размещения летних спальных корпусов, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка.

Указанный земельный участок передан продавцом покупателю по акту приема-передачи от 28.05.2008. Денежные средства в размере 790 567 рублей 90 копеек перечислены покупателем на расчетный счет управления муниципальным имуществом муниципального образования Ширинский район, открытый в управлении Федерального казначейства по Республике Хакасия, по платежному поручению N 272 от 03.06.2008.

Право собственности предпринимателя Санниковой В.А. на указанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как это следует из выписки от 24.08.2009 N 07/006/2009-199.

Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным в силу ничтожности указанного договора купли-продажи земельного участка, полагая, что данная сделка не соответствует требованиям закона и иных правовых актов, поскольку переданный в собственность земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий, ограниченным в обороте, приватизация таких земельных участков запрещена.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, не исключается возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки. Споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.

В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании
недействительными сделок, совершенными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными выше лицами.

В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с правилами статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пунктом 5 части 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных
федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 94, пунктом 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ установлено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 16 указанного Закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 “Об особо охраняемых природных территориях“ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Согласно пункту 5 статьи 31, пункту 4 статьи 32 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995 “Об особо охраняемых природных территориях“ и статье 1, пункту 2 статьи 16 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985 утверждены границы округов санитарной охраны курорта “Озеро Шира“ Красноярского края.

Постановлением Совета Министров РСФСР N 70 от 13.02.1986 курорт “Озеро Шира“, находящийся в Ширинском
районе Хакасской автономной области Красноярского края, отнесен к курортам республиканского значения (РСФСР).

Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка N 11/08-1119 от 26.05.2008, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.

При этом, территория пос. Жемчужный согласно описанию границ и режима округа санитарной охраны курорта “Озеро Шира“ - приложение N 2 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 N 556; карты землепользования района курорта “Озеро Шира“, составленной Министерством здравоохранения СССР и Управлением “Геоминвод“, концепцией генерального плана пос. Жемчужный, отнесена ко второй зоне санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности федерального значения - курорт “Озеро Шира“.

Вступившим впоследствии в силу Федеральным законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ не предусмотрена необходимость определения статуса курортов, лечебно-оздоровительных местностей, установленных до введения этого Закона в действие, а также пересмотра (изменения) границ и режима округов санитарной охраны.

Учитывая, что Постановления Совета Министров РСФСР N 556 от 12.12.1985, N 70 от 13.02.1986 в установленном порядке не отменены и не признаны утратившими силу, статус курорта “Озеро Шира“, как курорта республиканского (федерального) значения, не изменен.

Поскольку перевод земель курорта “Озеро Шира“ из особо охраняемых земель в иную категорию не производился, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что категория земель пос. Жемчужный, как особо охраняемой природной территории, осталась неизменной.

Особенности каждого вида режима особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли курортов, и связанные с ними запреты и ограничения установлены перечисленными федеральными законами.

В соответствии с нормами статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящихся в государственной собственности, ограничиваются в обороте и не могут предоставляться в
частную собственность.

Отсутствие сведений о нахождении участка во второй зоне округа санитарной охраны, в кадастровом плане земельного участка, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых территорий.

Таким образом, в нарушение вышеназванных правовых норм муниципальное образование Ширинский район совершило оспариваемую сделку, распорядившись земельным участком особо охраняемых природных территорий, находящимся во второй санитарной зоне курорта, ограниченным в обороте.

На основании вышеизложенного, по мнению суда апелляционной инстанции арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что договор купли-продажи земельного участка от 28.05.2008 N 28 не соответствуют требованиям статьи 27, пункта 1 части 2 статьи 94, пункта 1 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 2 Федерального закона “Об особо охраняемых территориях“ от 14.03.1995 N 33-ФЗ, постановлений Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 70 и Совета Министров РСФСР от 12.12.1985 N 556, в связи с чем, является недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При обращении в арбитражный суд прокурор так же заявил о применении последствий недействительности сделки, ссылаясь на статью 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, в виде:

- обязания предпринимателя Санниковой В.А. вернуть муниципальному образованию Ширинский район спорный земельный участок;

- обязания муниципального образования Ширинский район вернуть предпринимателю Санниковой В.А. полученные по сделке денежные средства в размере 790 567 рублей 90 копеек.

В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Во исполнение условий договора купли-продажи земельного участка N 28 от 28.05.2008 покупателем по платежному поручению N 272 от 03.06.2008 перечислена денежная сумма в размере 790 567 рублей 90 копеек на расчетный счет Управления муниципального имущества муниципального образования Ширинский район, открытый в Управлении федерального казначейства России по Республике Хакасия. Согласно Положению об управлении муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район, Управление муниципальным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении имущества относящегося к муниципальной собственности муниципального образования Ширинский район.

По акту приема-передачи земельного участка муниципальное образование Ширинский район передало предпринимателю Ф.И.О. земельный участок площадью 18 271 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, 16.

В соответствии с частью 11 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, регулирующего передачу находящихся в границах курортов федерального значения земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, к собственности муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в порядке применения последствий недействительности сделки муниципальное образование должно возвратить уплаченную предпринимателем Санниковой В.А. денежную сумму в размере 790 567 рублей 90 копеек, а предприниматель Санникова В.А. должна возвратить в собственность муниципального образования Ширинский район земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, 16.

По мнению ответчика, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что курорт “Озеро Шира“ является курортом федерального значения, поскольку правоустанавливающие документы, подтверждающие его перевод из категории курорта республиканского значения в категорию курорта федерального значения отсутствуют. Апелляционным судом данный довод отклоняется в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности Российской Федерации могут находиться земли, отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий.

Из пункта 6 статьи 2 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ следует, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

Из пунктов 1, 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, курорт “Озеро Шира“ является курортом федерального значения, а его территория - федеральной собственностью.

Кроме того, апелляционный суд указывает на то, что заявитель в апелляционной жалобе обращает внимание, что в силу Федерального закона от 03.12.2008 года N 244-ФЗ “О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральной закон “Об особо охраняемых природных территориях“ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относится к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 статьи 1 указанного Закона.

Кроме того, в отзывах на апелляционную жалобу, представленных прокуратурой Республики Хакасия и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, указывается на отсутствие государственной регистрации государственного либо муниципального права собственности на земли округов санитарной зоны курорта “Озеро Шира“. Муниципальным образованием Ширинский район не представлены суду документы, подтверждающие право собственности ответчика на спорный земельный участок.

Апелляционным судом отклоняется довод заявителя относительно того, что округа санитарной охраны курорта не являются самостоятельным видом особо охраняемых природных территорий, в связи с чем, на земельные участки, расположенные в их границах, не распространяется ограничение, установленное пунктом 12 статьи 1 Федерального закона, поскольку заявителем не указано положения какого федерального закона не учтены судом первой инстанции.

В апелляционной жалобе указывается, что курорт “Озеро Шира“, как особо охраняемая природная территория, не внесен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения. Данный довод апелляционным судом отклоняется в связи с тем, что судами первой и апелляционной инстанций установлена принадлежность спорного земельного участка к федеральной собственности, а поскольку на кадастровом учете санитарные зоны курорта “Озеро Шира“ не состоят, что подтверждается письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия от 12.10.2009 N 380, то их внесение Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в кадастр особо охраняемых природных территорий федерального значения не представляется возможным.

Довод заявителя о том, что в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 28-1/673 распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 года N 1300-р утвержден перечень федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, согласно которому ЗАО “Курорт “Озеро Шира“, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, п. г. т. Жемчужный, ул. Аптечная, д. 2а, не относится к ведению Минздравсоцразвития России, так же отклоняется апелляционным судом, поскольку отсутствие ЗАО “Курорт “Озеро Шира“ в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не является основанием считать переданный по договору спорный земельный участок собственностью муниципального образования Ширинский район.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что требование прокурора о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности подлежит удовлетворению, признается апелляционным судом обоснованным.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ответчика - муниципальное образование Ширинский район.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от “09“ ноября 2009 года по делу N А74-3692/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

А.Н.БАБЕНКО

Судьи:

Т.С.ГУРОВА

Н.А.КИРИЛЛОВА