Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А33-19038/2009 Принимая во внимание существо совершенного обществом правонарушения, последующее устранение нарушения, отсутствие наступления негативных последствий, а также тяжелое имущественное положение общества, оно подлежит освобождению от административной ответственности с объявлением ему устного замечания. Такая мера является соразмерной совершенному обществом правонарушению и отвечает принципам справедливости.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2010 г. по делу N А33-19038/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “15“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “15“ февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии в судебном заседании:

от административного органа: Багаевой О.В., представителя по доверенности от 10.02.2010,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Автоколонна 1261“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “23“ ноября 2009 года по делу N А33-19038/2009,

принятое судьей Гурским А.Ф.,

установил:

открытое акционерное общество “Автоколонна 1261“ (далее - заявитель, общество, ОАО “Автоколонна 1261“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (далее - административный орган, РО ФСФР России в ЦСР) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 13.10.2009 N 19-09-068/пн.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2009 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что вменяемое правонарушение является малозначительным, размер штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения.

Административный орган в отзыве с апелляционной жалобой не согласился, считает решение суда первой инстанции законным обоснованным

Представитель административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 45 мин. 15.02.2010 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. Дело рассмотрено в отсутствие заявителя в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

РО ФСФР России в ЦСР в отношении ОАО “Автоколонна 1261“ установлен факт нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме непредставления в административный орган ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2009 года.

Должностным лицом административного органа - начальником информационно-аналитического отдела РО ФСФР России Ф.И.О. П.А. в отношении ОАО “Автоколонна 1261“ 15.09.2009 составлен протокол об административном правонарушении N 19-09-236/пр-ап
по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

13.10.2009 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем административного органа Городиловым В.М. в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя общества вынесено постановление N 19-09-017/пн о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 700 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения
к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд апелляционной инстанции полагает, что административный орган доказал совершение обществом вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ и пунктом 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, установлена обязанность раскрытия открытыми акционерными обществами информации в форме представления в регистрирующий орган ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с подпунктом “в“ пункта 5.1. Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме
ежеквартального отчета распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Выпуск ценных бумаг ОАО “Автоколонна 1261“, зарегистрированный 21.07.1994 Финансовым управлением администрации Красноярского края (государственный номер 19-1-П-770), сопровождался регистрацией проспекта эмиссии - плана приватизации. Согласно пункту 6 раздела 2 плана приватизации 49% от общего числа акций данного выпуска подлежало свободной продаже. Таким образом, план приватизации (проспект эмиссии) ОАО “Автоколонна 1261“ предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 5.6 Положения ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Актом от 24.08.2009, протоколом об административном правонарушении от 15.09.2009 N 19-09-236/пр-ап подтверждается, что ОАО “Автоколонна 1261“ в срок до 14.08.2009 включительно не представило в РО ФСФР России в ЦСР ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2009 года.

Таким образом, в бездействиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Общие правила назначения наказания определены статьей 4.1 КоАП РФ. Так, административное наказание за совершение
административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 указанного Постановления, введенного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Таким образом, при выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела. Административный орган обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Объективная сторона совершенного ОАО “Автоколонна 1261“ правонарушения заключается в несвоевременном представлении отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2009 года.

Таким образом, правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере рынка ценных бумаг.

Суд апелляционной инстанции, оценивая конкретные обстоятельства совершения обществом административного правонарушения, пришел к выводу о том, что материалы дела не подтверждают причинение существенной угрозы
охраняемым общественным отношениям, исходя из следующего.

Как установлено судом апелляционной инстанции, общество не имело намерения скрыть информацию, содержащуюся в отчете эмитента. Соответствующий отчет был представлен обществом 12.10.2009, то есть с нарушением установленного срока. При этом необходимо учесть, что заявитель в силу его имущественного положения, незначительной роли на рынке ценных бумаг не может расцениваться судом как субъект рынка ценных бумаг, оказывающий существенное влияние на правоотношения, связанные с оборотом акций общества.

Нарушение прав акционеров, инвесторов, и иных лиц, наличие жалоб на действия общества материалы дела не содержат. Не установлено административным органом и наступления тяжелых последствий, в частности для иных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе акционеров заявителя, а также для осуществления государственного контроля в сфере рынка ценных бумаг.

Ссылки административного органа на то, что представленный обществом отчет не содержал оглавления и разбивки на разделы и подразделы, содержал неполную информацию, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку административным органом документально не подтверждено, что данные обстоятельства, а также несвоевременное представление отчета, привели или приведут в будущем к каким-либо негативным последствиям, в том числе для неопределенного круга лиц.

Суд не принимает во внимание доводы административного органа о том, что в отношении общества ранее возбуждалось дело об административном правонарушении за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, производство по которому было прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о невозможности квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного при прекращении административного дела за совершение аналогичного правонарушения.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в конкретном случае необходимо руководствоваться конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении
наказания, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 о разумном балансе публичного и частного интересов. Европейский суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно обращал внимание на то, что при оценке соразмерности вмешательства государства необходимо принимать во внимание характер и суровость (строгость) санкций (наказания), примененных к заявителю (постановление от 12.02.2008 дело “Гуджа (Guja) против Молдавии“ (жалоба N 14277/04), постановление от 22.10.2007 дело “Лендон (Lindon), Очаковски-Лоран (Otchakovsky-Laurens) и Жюли (July) против Франции“).

Из представленных заявителем в материалы дела доказательств (бухгалтерского баланса за 2009 год, отчета о прибылях и убытках за 2009 год, пояснительной записки к годовому отчету, справки филиала ОАО “Сберегательного банка“ о состоянии расчетного счета от 05.02.2010, анализа счетов 50 /касса/, 51 /расчетный счет/ за 2009 год, расчетной ведомости по начислению заработной платы за декабрь 2009 года) следует, что по итогам 2009 года обществом получен убыток в сумме 1 180 000 рублей, задолженность по налогам составляет 828 000 рублей, задолженность по взносам в Пенсионный фонд РФ - 110 000 рублей, задолженность перед персоналом организации - 538 000 рублей, общая кредиторская задолженность составляет 1 626 000 рублей.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, нахождения общества в настоящее время в тяжелом имущественном положении примененная мера административного взыскания в виде штрафа в сумме 700 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер. Следовательно, применение административным органом к обществу указанной меры административного наказания нарушает установленный в международном праве принцип соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание существо совершенного обществом
правонарушения, последующее устранение нарушения, отсутствие наступления негативных последствий, а также тяжелое имущественное положение общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что общество подлежит освобождению от административной ответственности с объявлением ему устного замечания. Такая мера, по мнению суда апелляционной инстанции, является соразмерной совершенному обществом правонарушению и отвечает принципам справедливости.

В соответствии с абзацем 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта о признании незаконным оспариваемого постановления о назначении административного наказания.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “23“ ноября 2009 года по делу N А33-19038/2009 отменить, принять новый судебный акт.

Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 13.10.2009 N 19-09-068/пн Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе о привлечении открытого акционерного общества “Автоколонна 1261“ к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Л.Ф.ПЕРВУХИНА