Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 по делу N А33-15808/2009 Отсутствие паспорта на опасные отходы, непроведение работы по паспортизации, отсутствие лица, ответственного за соблюдение требований природоохранного законодательства, в том числе допущенного к обращению с опасными отходами, отсутствие сотрудника, прошедшего профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами, являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за нарушение экологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления.
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу N А33-15808/2009
Резолютивная часть постановления объявлена “10“ февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен “15“ февраля 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
при участии:
от ответчика: Сташкевич Е.А., представителя по доверенности от 09.10.2009,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Лилия“
на решение Арбитражного суда Красноярского края от “28“ сентября 2009 года по делу N А33-15808/2009, принятое судьей Гурским А.Ф.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Лилия“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края (далее - служба, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 21.05.2009 N 262-05/э о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 28.09.2009 не согласно по следующим основаниям:
- протокол не является достоверным доказательством, поскольку составлен без участия свидетелей, понятых, экспертов;
- административным органом не представлено доказательств, что заявитель производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или осуществлял вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 28.09.2009 считает законным и обоснованным.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края проведено контрольное мероприятие с целью проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью “Лилия“ требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
По результатам контрольного мероприятия составлен протокол об административном правонарушении от 20.05.2009 N О-94/в-пр, в котором установлено следующее.
Общество осуществляет деятельность по выращиванию сельскохозяйственной продукции (овощей) в тепличных комплексах на арендуемых земельных участках. Административным органом установлено, что в процессе производственной и хозяйственной деятельности общества образуются следующие виды отходов:
- отходы золошлаков от сжигания углей (самодельные отопительные установки);
- зола древесная (самодельные отопительные установки);
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (деятельность рабочих);
- отходы (мусор) от бытовых помещений организаций несортированные (деятельность рабочих);
- мусор, смет с территории (уборка производственной территории);
- отходы бумаги и картона (упаковочный материал);
- ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей (теплицы);
- отходы полиэтилена в виде пленки (конструкция теплиц);
- отходы из натуральной чистой древесины, горбыля, рейки, разнородные древесные отходы (производство тары для хранения продукции, изготовление конструкции теплиц);
- отходы стеклотары;
- металлолом (проволока, жестяные бочки, очищенные и загрязненные остатками золы).
Административный орган пришел к выводу о том, что в действиях (бездействии) общества имеются следующие нарушения природоохранного законодательства:
1) не разработана инвентаризация мест размещения отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
2) не получены лимиты на размещение отходов;
3) не оформлены паспорта на опасные отходы, не проведена работа по паспортизации;
4) отсутствует лицо, ответственное за соблюдение требований природоохранного законодательства, в том числе допущенное к обращению с опасными отходами, отсутствует сотрудник, прошедший профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами;
5) на территории тепличных комплексов имеется захламление некоторых участков - локальные свалки, состоящие из отходов, образуемых в процессе производственной и хозяйственной деятельности тепличных комплексов общества;
6) самостоятельно, своими силами по приобретенным талонам осуществляется вывоз отходов, образуемых в процессе деятельности общества на полигон ТБО, без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов;
7) не осуществляется откачка (очистка) жидких бытовых отходов из деревянных надворных туалетов для дальнейшего вывоза на очистные сооружения.
В протоколе об административном правонарушении 20.05.2009 N О-94/в-пр также приведены нормы права, которые нарушены обществом.
Постановлением от 21.05.2009 N 262-05/э общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 23.29 КоАП, ч. 1 ст. 28.3 КоАП, п. 1.1. Положения о Службе, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 19-п, Приказа Службы от 19.03.2007 N 19-ОС суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что протокол составлен и постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП, вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа - государственным инспектором отдела природных ресурсов (старшим государственным инспектором Красноярского края по охране природы) Орабинской Е.В.
Согласно статье 28.2 КоАП протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 20.05.2009 N О-94/в-пр составлен в присутствии законного представителя общества (л.д. 61-73).
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель общества извещен надлежащим образом, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении от 20.05.2009 N О-94/в-пр.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.2 КоАП несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон об отходах); Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По нарушениям в виде неразработки инвентаризации мест размещения отходов, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; неполучения лимитов на размещение отходов.
В силу статьи 11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела, в результате производственной и хозяйственной деятельности общества образуются следующие отходы производства и потребления:
- отходы золошлаков от сжигания углей (самодельные отопительные установки);
- зола древесная (самодельные отопительные установки);
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (деятельность рабочих);
- отходы (мусор) от бытовых помещений организаций несортированные (деятельность рабочих);
- мусор, смет с территории (уборка производственной территории);
- отходы бумаги и картона (упаковочный материал);
- ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей (теплицы);
- отходы полиэтилена в виде пленки (конструкция теплиц);
- отходы из натуральной чистой древесины, горбыля, рейки, разнородные древесные отходы (производство тары для хранения продукции, изготовление конструкции теплиц);
- отходы стеклотары;
- металлолом (проволока, жестяные бочки, очищенные и загрязненные остатками золы).
Административным органом в результате проверки установлено, что обществом не разработана инвентаризация мест размещения отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не получены лимиты на размещение отходов, что свидетельствует, по мнению ответчика, о несоблюдении обществом экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации, и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП. Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 22.04.2009 N ВАО-94/в, протоколе об административном правонарушении от 20.05.2009 N О-94/в-пр и в постановлении от 21.05.2009 N 262-05/э.
Требования по разработке инвентаризации мест размещения отходов, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; получению лимитов на размещение отходов, к выводу о нарушении которых пришел административный орган, связаны с осуществлением деятельности по размещению отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания изложенных норм права следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Вместе с тем, делая вывод о том, что обществом не разработана инвентаризация мест размещения отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не получены лимиты на размещение отходов, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не установлено и в материалы дела не представлено доказательств того, что общество осуществляет деятельность по размещению отходов в специально оборудованных местах.
Поскольку указанное обстоятельство ответчиком не доказано, то основания для вывода о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП, выразившегося, по мнению ответчика, в неразработке инвентаризации мест размещения отходов, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; неполучении лимитов на размещение отходов, отсутствуют.
По нарушению в виде самостоятельного вывоза отходов, образуемых в процессе деятельности общества на полигон ТБО, без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов.
Согласно статье 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
В соответствии со статьей 9 Закона об отходах деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 16 Закона об отходах предусмотрены требования к транспортированию опасных отходов. Так, транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта опасных отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из содержания изложенных норм права, следует, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов является специализированной и осуществляется специальными субъектами. Следовательно, с учетом статьи 8.2 КоАП, для вывода о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, выразившегося в вывозе отходов, образуемых в процессе деятельности общества на полигон ТБО, без лицензии, административному органу необходимо было установить, осуществляет ли общество указанную специализированную деятельность.
Административным органом установлено, что обществом осуществляется самостоятельный вывоз отходов, образуемых в процессе деятельности общества на полигон ТБО, без лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке опасных отходов. Согласно пояснениям ответчика, общество обязано иметь лицензию на транспортирование опасных отходов.
Как следует из материалов дела, в том числе, договора об оказании услуг по захоронению твердых отходов от 31.03.2009 (т. 1 л.д. 133-135), объяснений законного представителя общества (т. 1 л.д. 78-80), общество по приобретенным талонам у МП “Благоустройство“ г. Черногорска самостоятельно, не имея лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке отходов вывозит отходы от деятельности общества на полигон ТБО, эксплуатируемый МП “Благоустройство“ г. Черногорска.
Поскольку административным органом не представлено доказательств того, что общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, то основания для вывода о наличии в его действиях (бездействии) состава вменяемого административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП отсутствуют.
По нарушениям в виде неоформления паспорта на опасные отходы, непроведению работы по паспортизации; отсутствии лица, ответственного за соблюдение требований природоохранного законодательства, в том числе допущенного к обращению с опасными отходами, отсутствии сотрудника, прошедшего профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами.
Согласно статье 1 Закона об отходах опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В статье 14 Закона об отходах предусмотрены требования к обращению с опасными отходами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
В соответствии со статьей 15 Закона об отходах лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 “О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов“ Министерством природных ресурсов Российской Федерации Приказом от 02.12.2002 N 785 утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению, согласно которой паспорт опасного отхода составляется и утверждается юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы. Паспорт опасного отхода составляется на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды.
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду), установлен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786.
В соответствии с примечанием к Федеральному классификационному каталогу тринадцатая цифра кода используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Как следует из материалов дела, в процессе производственной и хозяйственной деятельности тепличных комплексов ООО “Лилия“ образуются отходы, имеющие, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, следующие коды:
- зола древесная - код 3130060011995;
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - код 9110010001004;
- отходы (мусор) от бытовых помещений организаций несортированные - код 9120040001004;
- мусор, смет с территории - код 9110000000000;
- отходы бумаги и картона - код 1870000000000;
- ботва от корнеплодов, другие подобные растительные остатки при выращивании овощей (теплицы) - код 1112010001995;
- отходы полиэтилена в виде пленки - код 5710290201995;
- отходы из натуральной чистой древесины, горбыля, рейки, разнородные древесные отходы - код 1711020001005;
- отходы стеклотары - код 3140080001000;
- металлолом (проволока, жестяные бочки, очищенные и загрязненные остатками золы) - код 351000000000,
- отходы золошлаков от сжигания углей - код 3130020001000;
Данный факт подтверждается материалами дела (актом проверки от 22.04.2009 N ВАО-94/в, протоколами осмотра от 21.04.2009 N 94-1-пр (т. 2 л.д. 83-93), от 21.04.2009 N 94-4-пр (т. 2 л.д. 140-151), от 22.04.2009 N 94-6-пр (т. 3 л.д. 17-27), протоколом об административном правонарушении от 20.05.2009 N О-94/в-пр; договором об оказании услуг по захоронению твердых отходов от 31.03.2009 (т. 1 л.д. 133-135) и приложенными к нему счетом-фактурой, товарной накладной и талонами; объяснениями законного представителя общества (т. 1 л.д. 78-80)) и обществом не оспаривается.
Следовательно, общество осуществляет деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, на которые должен быть составлен паспорт.
Отсутствие паспорта на опасные отходы, непроведение работы по паспортизации; отсутствие лица, ответственного за соблюдение требований природоохранного законодательства, в том числе допущенного к обращению с опасными отходами, отсутствие сотрудника, прошедшего профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами подтверждается материалами дела (в том числе протоколами осмотра, протоколом об административном правонарушении, объяснениями директора общества) и обществом не оспаривается.
С учетом изложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу о нарушении обществом экологических требований, содержащихся в статьях 14 и 15 Закона об отходах. При этом, вывод административного органа об осуществлении обществом “иного обращения с отходами производства и потребления“, что выражается во временном накоплении отходов на арендуемой территории до их передачи специализированной организации, осуществляющей их размещение, является правильным.
Указанные обстоятельства являются основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП.
По нарушению в виде захламления некоторых участков - локальные свалки, состоящие из отходов, образуемых в процессе производственной и хозяйственной деятельности тепличных комплексов общества.
В соответствии со статьей 3 Закона об отходах основным принципом государственной политики в области обращения с отходами является, в том числе, охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
Статьей 11 Закона об отходах предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, а не Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона об отходах отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, на почву.
Административным органом установлено и в протоколах осмотра и в протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что в некоторых местах на эксплуатируемых участках имеется захламление территории - локальные свалки отходов, образуемых в процессе производственной и хозяйственной деятельности тепличных комплексов общества, в том числе, золошлаков самодельных отопительных установок, на почве без покрытия.
Данные факты подтверждаются объяснениями директора общества от 20.05.2009, в которых указано, что на территориях тепличных комплексов имеется порядка 350 отапливаемых теплиц, очистка печей от золошлаковой смеси при их работе происходит ориентировочно один раз в час, поэтому емкостей для отходов золошлака на территории недостаточно; работники общества не имеют понятия о том, что золошлаки - это отходы, способные негативно влиять на окружающую среду, поэтому складывают их вблизи теплиц на почве (т. 1 л.д. 79).
Поскольку Законом об отходах запрещен сброс отходов производства и потребления на почву, каких-либо мер по соблюдению указанного требования закона обществом не предпринято, то указанные действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП.
По нарушению в виде неосуществления откачки (очистки) жидких бытовых отходов из деревянных надворных туалетов для дальнейшего вывоза на очистные сооружения.
Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, обществом допущено нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“, которое выразилось в том, что обществом не осуществлялась откачка жидких бытовых отходов из выгребных ям деревянных надворных туалетов с дальнейшим вывозом на очистные сооружения (система канализации на территории тепличных комплексов отсутствует).
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора общества от 20.05.2009.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Согласно статье 1 Закона об отходах хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
С учетом изложенного, деятельность по хранению, захоронению и обезвреживанию на территориях организаций“и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, является специализированной и осуществляется специальными субъектами в специально оборудованных местах.
Доказательств того, что общество осуществляет указанную специализированную деятельность, административным органом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
С учетом изложенных норм права и статьи 8.2 КоАП, административному органу необходимо было установить и представить соответствующие доказательства того, осуществляется ли обществом загрязнение атмосферного воздуха в смысле статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“.
Поскольку таких доказательств административным органом не представлено, то основания для вывода о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП, в виде неосуществления откачки (очистки) жидких бытовых отходов из деревянных надворных туалетов для дальнейшего вывоза на очистные сооружения, отсутствуют.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, а не Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“.
Вместе с тем, поскольку административным органом доказаны следующие нарушения, допущенные обществом: отсутствие паспорта на опасные отходы, непроведение работы по паспортизации; отсутствие лица, ответственного за соблюдение требований природоохранного законодательства, в том числе допущенного к обращению с опасными отходами, отсутствие сотрудника, прошедшего профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами (статьи 14 и 15 Закона об отходах); сброс отходов производства и потребления на почву (часть 2 статьи 51 Закона об отходах), то общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП, за нарушение экологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления. Следовательно, основания для признания незаконным и отмены постановления от 21.05.2009 N 262-05/э о назначении административного наказания отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от “28“ сентября 2009 года по делу N А33-15808/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Л.Ф.ПЕРВУХИНА