Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А74-4166/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, за представление справки о подтверждающих документах по факту вывоза товаров по истечении установленного срока.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 г. по делу N А74-4166/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “03“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “10“ февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесниковой Г.А.,

судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.

при участии:

от третьего лица (Хакасской таможни): Зуевой М.В., представителя по доверенности от 11.01.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Абазинское промысловое хозяйство“

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от “16“ ноября 2009 года по делу N А74-4166/2009, принятое судьей Колосовой Л.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Абазинское промысловое хозяйство“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный
суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее - Росфиннадзор, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2009 по делу об административном правонарушении N 515-ВК-ю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Хакасская таможня (далее таможня, 3-е лицо)..

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.11.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 16.11.2009 не согласно по следующим основаниям:

- повторное привлечение общества к административной ответственности за нарушение срока представления одной и той же формы отчетности неправомерно;

- совершенное правонарушение является малозначительным;

- выписка из журнала исходящей корреспонденции административного органа о том, что определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес общества не подтверждает извещение общества; почтового уведомления, подтверждающего вручение определения обществу, не представлено.

Административный орган и Хакасская таможня представили отзывы на апелляционную жалобу, в котором решение от 16.11.2009 считают законным и обоснованным, поскольку повторное привлечение к административной ответственности, малозначительность и нарушение процедуры привлечения к ответственности отсутствуют.

Общество и административный орган в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями NN 66013602610269, 66013602610252. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие административного органа и общества.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой
34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью “Абазинское промысловое хозяйство“ зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2004 Межрайонной инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, действует на основании свидетельства о государственной регистрации серии 19 N 0440098.

Между резидентом - ООО “Абазинское промысловое хозяйство“ (Россия) (Покупатель) и нерезидентом - ООО “Тайжоу Международный Экономический и Технический кооператив“ (Китай) (Продавец) заключен контракт купли-продажи от 14.03.2008 с приложениями от 27.08.2008 NN 1, 2 (далее - Контракт) на поставку машины выдува СМ-8Y (далее - Товар) на сумму 27 400 долларов США.

Условия поставки - С1F Абакан. Срок поставки - 30 дней после получения Продавцом 30% предоплаты. Оставшаяся стоимость товара оплачивается до отгрузки.

Срок действия Контракта установлен с момента получения авансового платежа до 01.09.2008. Приложением N 1 от 27.08.2008 действие Контракта продлено до 31.12.2008.

Контракт принят на расчетное обслуживание в Абаканском филиале ЗАО КБ “Кедр“, где оформлен паспорт сделки N 08050001/1574/0008/2/0 от 05.05.2008.

Во исполнение обязательств по Контракту на Абаканском таможенном посту Хакасской таможни в таможенном режиме для внутреннего потребления, на условиях поставки С1F Абакан, по таможенной декларации (далее ТД) N 10604030/221008/0002645 произведено таможенное оформление машины выдувной СМ-8Y 1 комплект.

Согласно штампу Хакасской таможни на указанной ТД “выпуск разрешен“ - 20.11.2008.

23.10.2008 произведен таможенный досмотр товаров по указанной ТД, в результате которого Абаканским таможенным постом выявлено, что товар “подставки для компрессорной установки, с комплектом крепежных элементов“ должны классифицироваться в отдельных товарных позициях в соответствии с ТН ВЭД РФ.

Во исполнение требования таможенного органа обществом произведено таможенное оформление товаров
по отдельной ТД N 10604030/181108/0002825:

1) подставки (ножки) из черного металла под раму компрессорной установки выдувной машины, с резьбой для крепления диаметром 16 мм - 4 шт. на сумму 28,90 долл. США;

2) шпильки из черного металла для подставки под раму компрессорной установки выдувной машины, с резьбой для крепления диаметром 16 мм - 4 шт. на сумму 2,51 долл. США;

3) гайки из черного металла для подставки под раму компрессорной установки выдувной машины, с резьбой для крепления диаметром 16 мм - 4 шт. на сумму 1,33 долл. США;

4) шайбы из черного металла для подставки под раму компрессорной установки с внутренним отверстием диаметром 16 мм - 8 шт. на сумму 0,84 долл. США.

Итого по вышеуказанной ТД оформлено товаров на общую сумму 33,58 долл. США.

Товар по ТД N 10604030/181108/0002825 оформлен на Абаканском таможенном посту Хакасской таможни в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления согласно штампу Хакасской таможни на ТД N 10604030/181108/0002825 “выпуск разрешен“ - 19.11.2008.

Подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах в установленный срок - до 04.12.2008 общество не представило.

В ходе анализа данных ведомости банковского контроля от 26.06.2009 по паспорту сделки N 08050001/1574/0008/2/0, справки о подтверждающих документах, представленной Абаканским филиалом ЗАО КБ “Кедр“ сопроводительным письмом от 26.06.2009 N 2539, таможенным органом установлено, что общество представило в уполномоченный банк два экземпляра справки о подтверждающих документах от 15.01.2009 с указанием в качестве документа, подтверждающего факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, ТД N 10604030/181108/0002825 и ТД 10604030/221008/0002645, что является нарушением установленного срока.

30 июня 2009 года Хакасской таможней составлено заключение N 10604000/300609/А0036/00 по результатам проверки документов и
сведений после выпуска товаров. В этот же день должностным лицом Хакасской таможни в присутствии законного представителя общества - директора Дементьева В.В., уведомленного повесткой от 26.06.2009 N 07-14/4387, в отношении общества составлен протокол N 10604000-34/2009 об административном правонарушении.

Обстоятельства нарушения сроков представления справки о подтверждающих документах по контракту от 14.03.2008 по ГТД N 10604030/181108/0002825 квалифицированы в протоколе как правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП, выразившееся в нарушении установленных сроков представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям.

Материалы административного дела N 10604000-34/2009 в отношении ООО “Абазинское промысловое хозяйство“ направлены Хакасской таможней для рассмотрения в Росфинандзор.

Административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 10.07.2009 N 515-ВК-ю о привлечении общества к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП в виде штрафа в размере 41 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли
сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

На основании части 1 статьи 28.3, статьи 23.60 КоАП, статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном контроле), Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами.

Протокол об административном правонарушении от 30.06.2009 составлен в присутствии законного представителя общества - директора Дементьева В.В., уведомленного повесткой от 26.06.2009 N 07-14/4387.

Дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено в отсутствие законного представителя общества, извещенного о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, что подтверждается выпиской из журнала исходящей корреспонденции административного органа, согласно которой определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 515-ВК-ю направлено в адрес ООО “Абазинское промысловое хозяйство“ 01.07.2009 (исх. N 1028), копией почтового уведомления (т. 1 л.д. 40-42).

Довод общества о том, что указанная выписка из журнала исходящей корреспонденции не подтверждает извещение общества; почтового уведомления, подтверждающего вручение определения обществу, не представлено, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку КоАП не предусматривает извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, каким-либо определенным способом, в том числе путем направления заказного письма с уведомлением (пункт 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10). Следовательно, суд оценивает в совокупности все представленные в материалы дела доказательства извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.

Срок привлечения предприятия к административной ответственности ответчиком соблюден.

В соответствии со статьей 2.1
КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.

Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП, выразившегося в несвоевременном представлении подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах в установленный срок (указанные документы представлены в уполномоченный банк 15.01.2009 при сроке представления не позднее 04.12.2008), что является нарушением пункта 2.4 Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П).

Оспаривая постановление от 10.07.2009 по делу об административном правонарушении N 515-ВК-ю о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП, общество ссылается на повторное привлечение общества к административной ответственности за нарушение срока представления одной и той же формы отчетности.

Суд апелляционной инстанции считает указанный довод общества необоснованным, исходя из следующего.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 статьи 24 Закона о валютном контроле резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего
Федерального закона и вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона).

В соответствии с п. 1.3 Указания Центрального банка РФ от 10.12.2007 N 1950-У справка о подтверждающих документах является формой учета и отчетности по валютным операциям.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлен в Положении N 258-П.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2. Положения, в установленном банком порядке и согласованный банком срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации
на бланке установленной формы - графа “Б“), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации. В соответствии с пунктом 1.3 Указания ЦБ РФ от 10 декабря 2007 года N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ справка о подтверждающих документах является формой учета и отчетности по валютным операциям.

Из содержания изложенных норм права следует, что срок предоставления в банк подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах исчисляется в отношении каждой оформленной таможенной декларации (ТД) самостоятельно с момента выпуска (условного выпуска), определяемого отметками таможенного органа в ТД.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ под выпуском товаров понимаются действия таможенных органов, заключающиеся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

В разделе 6 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057, в графе “D“ “Отметки органа отправления“ комплекта ТД1, в графе “D/J“ “Отметки органа отправления/назначения“ комплекта ТД3 проставляются отметки, в том числе путем проставления штампов, о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой ГТД (ТД): отметки о выпуске (условном выпуске), разрешении на ввоз, об отказе в выпуске, приостановлении выпуска и тому подобные отметки, а также вносятся другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.

Согласно Порядку заполнения справки о подтверждающих документах, содержащемуся в Положении N 258-П, аналогичная дата указывается в графе 1 справки.

Таким образом, дата подачи
подтверждающих документов в уполномоченный банк регламентирована законодательством и ее определение обусловлено датой, указанной в штампе таможенного органа о выпуске товара.

Указанная дата проставляется на каждой ГТД или ТД и имеет самостоятельное значение при исчислении срока, установленного п. 2.4 Положения N 258-П.

Как следует из материалов дела, во исполнение обязательств по Контракту на Абаканском таможенном посту Хакасской таможни в таможенном режиме для внутреннего потребления, по ТД N 10604030/221008/0002645 произведено таможенное оформление машины выдувной СМ-8Y, 1 комплект. Согласно штампу Хакасской таможни на указанной ТД датой “выпуск разрешен“ является 20.11.2008 (т. 1 л.д. 66).

Товар по ТД N 10604030/181108/0002825 “подставки для компрессорной установки, с комплектом крепежных элементов“ оформлен на Абаканском таможенном посту Хакасской таможни в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления согласно штампу Хакасской таможни на ТД N 10604030/181108/0002825 “выпуск разрешен“ - 19.11.2008 (т. 1 л.д. 74).

Вывод таможни, поддержанный судом первой инстанции, о том, что с учетом положений п. 4 и п. 7 Инструкции о порядке заполнения ГТД и ТД, утвержденной Приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057, подставки для компрессорной установки являются самостоятельным товаром, на который подлежит заполнению отдельная таможенная декларация, заявителем в апелляционной жалобе не оспаривается.

Поскольку обязанность представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах в установленный срок, который исчисляется по каждой ТД самостоятельно и в спорной ситуации имеет разный момент начала исчисления (по ТД N 10604030/221008/0002645 - 20.11.2008, по ТД N 10604030/181108/0002825 - 19.11.2008), то невыполнение данной обязанности образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП, относительно каждой поданной таможенной декларации. Следовательно, основания для вывода о повторном привлечении общества к административной ответственности за одно и то же нарушение отсутствуют.

Довод общества о том, что совершенное им правонарушение является малозначительным, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный в силу следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004).

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которые являются объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП, заключается в неисполнении формальных требований публичного права.

Поскольку несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям посягает на установленный законодательством публично-правовой порядок в сфере валютных правоотношений, то совершенное заявителем правонарушение не может быть признано малозначительным.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Закона N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым валютным ими операциям.

Согласно части 5 статьи 22 указанного Закона контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Статья 23 указанного Закона предусматривает, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право, в том числе, проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Поскольку представление обществом справки о подтверждающих документах по факту вывоза товаров по ТД N 10604030/181108/0002825 по истечении установленного срока лишает орган валютного контроля возможности осуществлять валютный контроль надлежащим образом и своевременно выявлять нарушение валютного законодательства, что посягает на установленный законодательством публично-правовой порядок валютного регулирования, то совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В частности, существенная степень угрозы охраняемым общественным отношениям имеет место в случае пренебрежительного отношения лица к установленным правовым требованиям и предписаниям (публичным правовым обязанностям).

Из материалов дела следует, что предприятием подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 15.01.2009 при сроке представления не позднее 04.12.2008, то есть с пропуском установленного срока больше чем на месяц.

Кроме того, из материалов дела следует, что предприятие ранее привлекалось к административной ответственности за несоблюдение сроков представления форм учета по валютным операциям (постановление от 08.04.2009 N 484-ВК-ю).

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение предприятия к установленным правовым требованиям и предписаниям.

В соответствии с преамбулой Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле“ целью законодательства о валютном регулировании является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

При изложенных обстоятельствах, с учетом прямо вытекающей из части 3 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особой значимости охраняемых отношений в сфере валютного регулирования и контроля (предполагающей возможность установления размера штрафа, превышающего максимальный размер), допущенное заявителем административное правонарушение не является малозначительным.

С учетом изложенного, заявитель правомерно привлечен административным органом к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП, на основании постановления от 10.07.2009 N 515-ВК-ю.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от “16“ ноября 2009 года по делу N А74-4166/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи

Г.Н.БОРИСОВ

Л.Ф.ПЕРВУХИНА