Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А33-13123/2009 Заявление о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р14001, подписанное вновь назначенным руководителем юридического лица соответствует требованиям действующего законодательства, и при наличии всех необходимых документов налоговый орган не вправе оставлять данное заявление без рассмотрения.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2010 г. по делу N А33-13123/2009

Резолютивная часть постановления объявлена “02“ февраля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “09“ февраля 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Дунаевой Л.А.

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “22“ октября 2009 года по делу N А33-13123/2009,

принятое судьей Дьяченко С.П.,

установил:

открытое акционерное общество “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания“ обратилось (далее - заявитель, общество, ОАО “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания“) в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю (далее - ответчик, регистрирующий орган, МИФНС N 3 по Красноярскому краю) о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не рассмотрении заявления заявителя о внесении изменений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о видах экономической деятельности заявителя, направленного в регистрирующий орган 25.05.2009 и полученного регистрирующим органом 01.06.2009, и обязании рассмотреть заявление и вынести соответствующее решение (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным решением, МИФНС N 3 по Красноярскому краю обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований на том основании, что заявление о внесении соответствующей записи в государственный реестр подписано лицом, сведения о котором отсутствуют в государственном реестре.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобой не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

МИФНС N 3 по Красноярскому краю и общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленной апелляционной жалобы.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

25.05.2009 ОАО “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания“ направило в адрес МИФНС N
3 по Красноярскому краю заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001, “Сведения о видах экономической деятельности, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц“ (лист Ж). Заявление удостоверено от имени заявителя подписью Ф.И.О. Подлинность подписи засвидетельствована в нотариальном порядке.

К заявлению от 25.05.2009 заявителем приложены:

- расписка в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- копия устава;

- копия протокола Совета директоров N б/н от 18.07.2007;

- копия свидетельства о государственной регистрации;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Заявление получено регистрирующим органом 01.06.2009, о чем имеется отметка о получении на уведомлении N 79213.

Поскольку МИФНС N 3 по Красноярскому краю не предприняла никаких действий по поступившему заявлению, ОАО “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания“ обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно
доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает, что МИФНС N 3 по Красноярскому краю не доказала законность бездействия, выразившегося в не
регистрации изменений в сведениях о юридическом лице.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации). В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, государственную регистрацию юридических лиц.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В силу положений статьи 9 Закона о регистрации документы могут быть представлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В этом случае регистрирующий орган по указанному заявителем почтовому адресу в адрес заявителя направляет уведомление о вручении.

В соответствии с пунктом 3 статей 11 Закона о регистрации регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр или в соответствии со статьей 23 Закона о регистрации не позднее срока, установленного статьей 8 названного Закона для государственной регистрации, принимает решение об отказе в государственной регистрации и направляет лицу,
указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

Следовательно, Законом о регистрации не предусмотрена возможность оставления заявления о регистрации без рассмотрения, регистрирующим органом должно быть принято либо решение о регистрации, либо об отказе в ней. О результатах рассмотрения должно быть сообщено заявителю.

Материалами дела подтверждается и МИФНС N 3 по Красноярскому краю не оспаривается, что на поступившие от общества заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001, направленное 25.05.2009 ценным письмом с описью вложения, регистрирующим органом не были произведены предусмотренным Законом о регистрации действия.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие регистрирующего органа в отношении заявления от 25.05.2009 о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц подлежит признанию не соответствующим Закону о регистрации.

Доводы регистрирующего органа относительно подписания заявления от имени ОАО “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания“ лицом, информация о котором как о руководителе не отражена в Едином государственном реестре юридических лиц, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Закона о регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с изменениями его учредительных документов, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. При
этом заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 315-О указано, что при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться только лицо, указанное в статье 9 Закона о регистрации. При этом лицо, действующее на основании доверенности, не может являться заявителем.

Таким образом, заявителями документов, представляемых ОАО “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания“ в налоговый орган для регистрации изменений, по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, могли являться либо руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица либо иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 8 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, подпункт 8 в пункте 1 статьи 38 отсутствует.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 38 Федерального закона 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ к компетенции общего собрания акционеров, в том числе отнесено образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также случаи, предусмотренные пунктами 6 и
7 статьи 69 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 14.5 устава ОАО “Восточно-Сибирская нефтегазовая компания“ генеральный директор назначается Советом директоров.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 18.07.2007 решением Совета директоров, оформленного протоколом б/н генеральным директором общества назначен Сараев О.П.. Данный протокол был приложен к заявлению и направлен в МИФНС N 3 по Красноярскому краю. При этом полномочия лица, подписавшего заявление, возникают в силу его назначения в установленном порядке, а не в связи с регистрацией данных сведений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, обществом в налоговый орган были представлены все необходимые документы, в том числе заявление о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по установленной форме, которые были подписаны уполномоченным лицом - вновь назначенным руководителем.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления является законным и обоснованным, оснований для отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 октября 2009 года по делу N А33-13123/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий судья

Л.А.ДУНАЕВА

Судьи:

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА