Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А82-4438/2010-22 По делу о возврате денежных средств, необоснованно списанных с лицевого счета истца в качестве платы за пользование вагонами в связи с их простоем на железнодорожных путях общего пользования по причине нарушения истцом сроков оформления перевозочных документов, и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2010 г. по делу N А82-4438/2010-22

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуреевой О.А.,

судей Бармина Д.Ю., Кобелевой О.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Видякиной М.С.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Северной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.07.2010 по делу N А82-4438/2010-22, принятое судом в лице судьи Митрофановой Г.П.

по иску открытого акционерного общества “Северсталь“

к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице Северной
железной дороги - филиала ОАО “РЖД“

о взыскании 340060 руб. 05 коп.,

установил:

открытое акционерное общество “Северсталь“ обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице Северной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ о взыскании 314677 руб. 33 коп. излишне списанных с лицевого счета в ТехПД за время нахождения вагонов на путях общего пользования и 30718 руб. 80 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 26.04.2009 по 01.07.2010 с их начислением до момента фактической уплаты долга.

Исковые требования основаны на статье 39 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“, статьях 210, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилах составления актов при перевозках груза железнодорожным транспортом N 45 от 18.06.2003 и мотивированы необоснованным списанием ответчиком платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.

Решением от 07.07.2010 с ответчика в пользу истца взыскано 314677 руб. 33 коп. - возврат платы, 28858 руб. 53 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 26.04.2009 по 01.07.2010 с их начислением с 07.07.2010 на сумму долга по ставке 7,75% по день фактической уплаты долга, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Ответчик, не согласившись с принятым по делу решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что обязанность по оформлению полного комплекта документов возложена договором от 05.02.2009 на
ОАО “Северсталь“, следовательно, вывод суда о том, что перевозчик не доказал факт простоя по причинам, зависящим от ветвевладельца (ОАО “Северсталь“), является неверным. Ответчик полагает, что правомерность списания спорной суммы подтверждается представленными в дело актами общей формы, которые соответствуют требованиям закона и необоснованно не были приняты судом во внимание. Ответчик считает, что время нахождения не принадлежащих ОАО “РЖД“ вагонов на железнодорожных путях общего пользования подлежит оплате на основании п. 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 35/12.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, решение арбитражного суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве на жалобу истец просит рассмотреть данное дело в порядке апелляционного производства без участия своего представителя.

Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 266, частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба ответчика рассмотрена без участия представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 07.07.2010 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта.

Из материалов дела установлено следующее.

26.05.2006 между ОАО “РЖД“ (перевозчиком) и ОАО “Северсталь“ (владельцем) заключен договор N 4-28/ТР6080 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО “Северсталь“ по станциям Череповец-2 и Кошта
Северной железной дороги, действующий в редакции протокола разногласий от 07.06.2006 и протоколов согласования разногласий от 04.07.2006 и от 13.07.2006 (том 3, л.д. 13-21).

В силу параграфа 15 договора, срок его действия установлен сторонами с 16 мая 2006 года по 15 мая 2011 года.

В соответствии с параграфом 10 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.

По перечню железнодорожных документов от 25.04.2009 перевозчик списал с лицевого счета истца в Вологодском ТехПД плату за время нахождения собственных/арендованных вагонов на путях общего пользования ст. Кошта Северной железной дороги в сумме 314677 руб. 33 коп., которая начислена по накопительным ведомостям NN 150464, 150465, 160467, 160468, 170471, 240484 и актам общей формы.

Претензией от 15.03.2010 (том 1 л.д. 9-10) истец потребовал возврата излишне списанных с лицевого счета в Вологодском ТехПД денежных средств.

Оставление ответчиком претензии истца без удовлетворения явилось основанием обращения ОАО “Северсталь“ в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.

Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами
на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно пункту 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.

Выставочные железнодорожные пути могут располагаться на железнодорожных путях общего или необщего пользования.

Порядок передачи и приема вагонов, контейнеров устанавливается правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

Пунктом 4.3 Правил установлено, что время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Параграфом 8 договора N 4-28/ТР6080 от 26.05.2006 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО “Северсталь“ по станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги предусмотрено, что снятие вагонов с платного пользования владельца производится через 30 минут после предъявления состава к сдаче и передачи документов работниками станции Череповец-2 или Кошта Северной железной дороги. При наличии в сдаваемом владельцем составе вагонов несоответствующего назначения, без документов, угрожающих безопасности движения, с коммерческими или техническими неисправностями снятие состава с платного пользования производится после отцепки этих вагонов или устранения неисправностей работниками владельца.

Как
следует из материалов дела, спорные вагоны, являющиеся собственностью ОАО “ПГК“, простаивали на железнодорожных выставочных путях станции Кошта по прибытии с путей необщего пользования ОАО “Северсталь“ без назначения в ожидании оформления документов, поскольку железнодорожные накладные на вагоны не были оформлены по вине собственника вагонов ОАО “ПГК“.

Между тем, в соответствии с параграфом 8 договора данные вагоны не подлежали снятию с платного простоя и могли быть приняты перевозчиком только после исправления недостатков.

Поскольку указанные вагоны простаивали на передаточных железнодорожных путях общего пользования и не подлежали приемке перевозчиком и, соответственно, снятию с простоя на путях необщего пользования, то в силу положений статьи 39 УЖТ РФ начисление платы за пользование арендованными вагонами в данном случае не должно производиться.

Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные перевозчиком акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими факт простоя вагонов, поскольку данные акты были составлены и предъявлены представителю ОАО “Северсталь“ не в момент наступления тех обстоятельств, для удостоверения которых данные акты были оформлены.

При изложенных обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. относится на ответчика и в полном объеме уплачена им до принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного апелляционного суда.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.07.2010 по делу N А82-4438/2010-22 оставить
без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице Северной железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.А.ГУРЕЕВА

Судьи

О.П.КОБЕЛЕВА

Д.Ю.БАРМИН