Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 по делу N А44-337/2010 По делу о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непредоставлении справки об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи соответствующей справки.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2010 г. по делу N А44-337/2010

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Кудина А.Г. и Осокиной Н.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от ответчика Коверги М.Л. по доверенности от 11.01.2010 N 02,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 марта 2010 года по делу N А44-337/2010 (судья Янчикова Н.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ТРИО“ (далее - общество, ООО “ТРИО“) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными бездействия Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в непредоставлении справки об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем выдачи соответствующей справки.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10.03.2010 по делу N А44-337/2010 требования общества удовлетворены.

Инспекция с судебным актом не согласилась и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ “Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций“ (далее - Приказ об утверждении справки) не предусмотрено указание в справке сведений об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов в случае принятия судом обеспечительных мер.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения.

ООО “ТРИО“ о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещено, в суд не явилось, своего представителя не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя налогового органа, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании заявлений от 21.01.2010 N 56 и от 25.01.2010 N 63 (листы 110 - 111) инспекция выдала обществу справку от 21.01.2010 N 8 о состоянии расчетов по налогам, сборам,
пеням и штрафным санкциям по состоянию на 15.01.2010 (листы 23 - 26), а также справку от 25.01.2010 N 513, согласно которой по состоянию на 23.01.2010 ООО “ТРИО“ имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации (лист 27).

Общество, полагая, что налоговый орган неправомерно указал в выданный справке N 513 о наличии у него задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО “ТРИО“ требования в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и указания по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ “Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками“ и от 04.04.2005 N
САЭ-3-01/138@ “Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению“.

Как следует из справки N 513 и не отрицается налоговым органом, в ней отражено наличие у общества по состоянию на 23.01.2010 задолженности по налогам, пеням и штрафным санкциям, отраженным в решении налогового органа от 26.06.2009 N 2.11-06/147, принятым по результатам выездной налоговой проверки деятельности ООО “ТРИО“.

Названное решение инспекции общество обжаловано в Арбитражный суд Новгородской области (дело N А44-4468/2009).

В рамках дела N А44-4468/2009 в порядке статьи 90 АПК РФ судом 04.09.2009 вынесено определение, которым налоговому органу запрещено производить бесспорное списание с расчетного счета общества налогов в общей сумме 159 371 233 руб., пеней - 51 978 036 руб. и штрафных санкций - 25 611 453 руб. 30 коп., начисленных на основании решения инспекции от 26.06.2009 N 2.11-06/147, до рассмотрения дела по существу и вступления судебного акта в законную силу.

Указанный судебный акт в силу части 1 статьи 16 АПК РФ является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Дело N А44-4468/2009 Арбитражным судом Новгородской области не рассмотрено, объективно наличие недоимки и ее размер не установлены.

Действительно, факт обжалования ненормативного акта налогового органа сам по себе не свидетельствует о недостоверности содержащихся в нем сведений, о чем указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 N 10405/07, и Приказ об утверждении справки не предусматривает указание в справке сведений об отсутствии неисполненной обязанности
по уплате налогов в случае принятия судом обеспечительных мер.

Однако содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам в силу статьи 32 НК РФ должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.

Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09 (далее - постановление Президиума N 4381/09), Приказ об утверждении справки не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов в справке должна содержаться объективная информация о состоянии расчетов.

Из материалов дела следует, что согласно акту сверки расчетов общество по состоянию на 18.02.2010 не имеет задолженности по уплате налогов, за исключением тех, что начислены решением налогового органа от 26.06.2009 N 2.11-06/147.

Помимо этого следует отметить, что из справки N 8 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организации по состоянию на 15.01.2010 у ООО “ТРИО“ имеется переплата по налогу на прибыль в сумме 24 296 руб. 37 коп., налогу на добавленную стоимость - 40 521 руб. 71 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 208 498 руб. 63 коп., акцизам - 321 319 руб., транспортному налогу - 296 руб., земельному налогу - 233 руб., единому социальному налогу - 139 716 руб. 82 коп., сборам - 1 002 00 руб. (листы 23 - 26).

Следовательно, запись в справке N 513 по состоянию на 23.01.2010 о наличии у ООО “ТРИО“ неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии
с нормами законодательства Российской Федерации, является незаконной, поскольку инспекция не доказала наличие у общества неисполненной обязанности по их уплате.

Из материалов дела следует, что справка об отсутствии задолженности необходима ООО “ТРИО“ для представления в лицензирующий орган с целью получения (продления) лицензии, а также для участия в конкурсе на заключение государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ непредоставление данной справки влечет отказ в выдаче соответствующей лицензии.

Пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ установлено обязательное требование к участникам размещения заказа - отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.

Довод налогового органа о том, что не имеет места нарушений прав общества, поскольку ООО “ТРИО“ вправе участвовать в конкурсе без справки налогового органа об отсутствии задолженности, не принимается апелляционной коллегий, так как неполная
информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности, на что прямо указано в постановлении Президиума N 4381/09.

Выводы суда, изложенные в решении от 10.03.2010, соответствуют обстоятельствам дела. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда апелляционная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 марта 2010 года по делу N А44-337/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В.МУРАХИНА

Судьи

А.Г.КУДИН

Н.Н.ОСОКИНА