Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 по делу N А82-20078/2009 По делу о признании недействительным приказа органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка; об обязании ответчика предоставить земельный участок заявителю на праве аренды.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2010 г. по делу N А82-20078/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Лысовой Т.В.,

судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя Догаймана О.Б. по доверенности от 05.04.2010,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “МАСШТАБ“

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2010 по делу N А82-20078/2009, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “МАСШТАБ“

к мэрии города Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии города
Ярославля

о признании приказа недействительным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “МАСШТАБ“ (далее - заявитель, Общество, ООО “УК “МАСШТАБ“) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - Управление, УЗР) от 04.09.2009 N 2235 “Об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: ул. Терешковой, в районе дома N 28, в Кировском районе“ и обязании мэрии города Ярославля (далее - Мэрия) в лице Управления предоставить вышеназванный земельный участок заявителю на праве аренды.

Решением суда первой инстанции от 05.03.2010 в удовлетворении данных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение от 05.03.2010 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. ООО “УК “МАСШТАБ“ обращает внимание на наличие в решении суда противоположных выводов: суд установил, что Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, однако указал, что из содержания заявления нельзя сделать однозначный вывод о целях использования земельного участка. По мнению ООО “УК “МАСШТАБ“ такая цель прямо названа в его заявлении. Оно имело намерение провести благоустройство территории испрашиваемого участка для его дальнейшего использования и эксплуатации как места отдыха населения (сквера). Эта цель не подразумевала размещение таких временных сооружений, земельные участки для которых предоставляются на торгах в соответствии с Положением о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 N 1227 (далее
- Положение о взаимодействии). Вывод суда о возможности проведении благоустройства территории без оформления земельных отношений не основан на законе. Правила землепользования и застройки города Ярославля не подлежали применению при разрешении настоящего спора, поскольку они вступили в силу после обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка. Кроме того, проведение благоустройства территории без оформления земельных отношений является исключением из общих положений о предоставлении земельных участков и может иметь место только с согласия обеих сторон.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление считает доводы ООО “УК “МАСШТАБ“ необоснованными, просит оставить жалобу без удовлетворения. Указывает на законность оспариваемого приказа и недоказанность нарушения данным актом прав заявителя.

В отзыве на апелляционную жалобу Мэрия поддерживает доводы Управления.

Управление и Мэрия явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчиков.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.08.2009 ООО “УК “МАСШТАБ“ обратилось в Управление с заявлением о выборе земельного участка с целью благоустройства территории сквера для организации детского парка по адресу: г. Ярославль, ул. Терешковой, в районе дома N 28. Примерный размер земельного участка - 10000 кв. м. Испрашиваемое право - аренда. В качестве приложения к заявлению Обществом представлен расчет потребности в инженерном обеспечении объекта, схема размещения объекта, копии учредительных документов и документов, подтверждающих регистрацию в
качестве юридического лица.

Приказом начальника УЗР от 04.09.2009 N 2235 заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что запрашиваемые цели реализованы: на испрашиваемом участке размещены малые архитектурные формы для детей, места отдыха (скамейки). Данный участок включен в титульный список объектов озеленения общего пользования. Содержание осуществляется иным лицом.

Считая приказ начальника Управления незаконным, ООО “УК “МАСШТАБ“ оспорило его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции, руководствовался пунктом 2 статьи 27 Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 N 201, пунктами 4.1, 1.2 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306 (далее - Правила), и исходил из того, что у Управления не возникла обязанность по осуществлению процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной разделом 5 Положения о взаимодействии. Следовательно, если ООО “УК “МАСШТАБ“ имело намерение провести благоустройство испрашиваемого земельного участка, то это могло быть сделано без процедуры предоставления его Обществу. Кроме того, на момент обращения заявителя в УЗР благоустройством территории на основании муниципального контракта от 11.01.2009 N 04-ОА-09 занималось другое юридическое лицо - МУП “Горзеленхозстрой“. Также суд указал на то, что из содержания заявления нельзя однозначно сделать вывод о целях использования спорного земельного участка. В самом заявлении указана цель - благоустройство территории сквера. В то же время к заявлению приложен расчет потребности в инженерном обеспечении объекта, в котором Общество указало, что объект является временным и требует обеспечения электроснабжением, водоснабжением, теплоснабжением. В соответствии с пунктом 1.2 постановления мэра г. Ярославля от 15.05.2009 N 1293 “Об упорядочении размещения в
городе Ярославле временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, и о внесении изменений в постановление мэра города Ярославля от 23.04.2007 N 1227“ (далее - Постановление N 1293) земельные участки для размещения объектов, предусмотренных схемой, предоставляются на торгах. При таких обстоятельствах правовые основания для предоставления ООО “УК “МАСШТАБ“ земельного участка в порядке, предусмотренном разделом 5 Положения о взаимодействии, отсутствуют.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, апелляционный суд не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из следующего.

Согласно статье 29 ЗК РФ, статье 3 Закона N 137-ФЗ, статье 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 21-з “О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле“, Положению о взаимодействии, Управление распоряжается земельными участками, расположенными на территории г. Ярославля и находящимися в неразграниченной государственной собственности, за исключением случаев предоставления их для строительства объектов, не предназначенных для проживания граждан.

Из заявления ООО “УК “МАСШТАБ“ следует, что Общество не планировало возведение на испрашиваемом участке объектов капитального строительства.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и разделом 5 Положения о взаимодействии.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 ЗК РФ и пунктом 5.1 Положения о взаимодействии лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращается в УЗР с заявлением, в котором указывает цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность
гражданина, или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

В силу пункта 4 статьи 34 ЗК РФ указанное заявление должно рассматриваться уполномоченным органом местного самоуправления с учетом зонирования территорий.

Статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земельных участков производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земель.

Таким образом, Управлению для рассмотрения заявления ООО “УК “МАСШТАБ“ о предоставлении земельного участка в аренду (л.д. 5) необходимо располагать сведениями о том, как именно Общество фактически будет использовать испрашиваемый земельный участок. Также данное обстоятельство может повлечь применение особой процедуры предоставления земельного участка, а именно: в случае размещения на земельном участке временных объектов, предусмотренных схемой размещения временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, земельный участок предоставляется на торгах (пункт 2.7 Положения о взаимодействии, пункт 1.2 Постановления N 1293).

Однако из указанной заявителем цели (благоустройство территории сквера для организации детского парка) невозможно установить конкретное предназначение испрашиваемого им земельного участка, поскольку согласно пункту 1.2 Правил под благоустройством понимается целый комплекс действий: уборка, очистка, озеленение территорий, сбор, вывоз и утилизация отходов, содержание элементов внешнего благоустройства, инженерных сетей и сооружений и другие. При этом к элементам внешнего благоустройства относятся фасады зданий, малые архитектурные формы, ограждения, строения хозяйственно-бытового назначения (склады, мастерские, трансформаторные
подстанции и тому подобное), временные сооружения, все типы носителей рекламной и нерекламной информации и иные аналогичные объекты (пункт 4.1 Правил).

В заявлении ООО “УК “МАСШТАБ“ понятие благоустройство никак не конкретизировано, что препятствует однозначному определению разрешенного использования земельного участка, а значит - и предоставлению его в аренду.

Указание на намерение заявителя использовать земельный участок для организации детского парка не способствует решению данного вопроса, поскольку также не дает представления о том, каким образом он будет устроен, что именно для этого будет сделано. При этом из писем Департамента городского хозяйства от 26.08.2009 и Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля от 31.08.2009 (л.д. 29 - 30) следует, что сквер на ул. Терешковой включен в титульные списки объектов озеленения общего пользования. В нем имеются асфальтированные дорожки, площадки, газоны, кусты, деревья, диваны, урны (л.д. 46), что позволяет уже в настоящее время использовать его для отдыха населения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.4 Правил благоустройство г. Ярославля обеспечивается деятельностью: 1) мэрии города, осуществляющей организационную и контролирующую функции; 2) организаций, выполняющих работы по благоустройству города; 3) всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также граждан, осуществляющих содержание принадлежащего им имущества, прилегающих территорий, бережно относящихся к городскому имуществу и неукоснительно выполняющих Правила.

Из муниципального контракта от 11.01.2009 N 04-ОА-09 (л.д. 34 - 47) следует, что благоустройством территории сквера на ул. Терешковой г. Ярославля занимается МУП “Горзеленхозстрой“, то есть работы по благоустройству на испрашиваемом Обществом земельном участке выполняются иным лицом. Данное обстоятельство, так же как и отсутствие в заявлении ООО “УК “МАСШТАБ“ четко определенной цели использования земельного участка, препятствует его предоставлению.

Также
апелляционный суд отмечает, что оформление Обществом в качестве приложения к заявлению документа, содержащего данные о потребности временного объекта в инженерном обеспечении (л.д. 48), не позволяет выбрать надлежащую процедуру предоставления земельного участка.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении его требования о признании приказа УЗР от 04.09.2009 N 2235 недействительным.

Применение судом Правил землепользования и застройки г. Ярославля, вступивших в силу после обращения с заявлением о предоставлении земельного участка и издания оспариваемого приказа, не привело к принятию неправильного решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Таким образом, решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.03.2010 по делу N А82-20078/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Управляющая компания “МАСШТАБ“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Т.В.ЛЫСОВА

Судьи

Г.Г.БУТОРИНА

А.В.КАРАВАЕВА