Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2010 по делу N А82-6645/2009 По делу о признании недействительным и отмене решения органа местного самоуправления об отказе в согласовании размещения многоуровневого гаража-стоянки на земельном участке; возложении на ответчика обязанности оформить выбор земельного участка под размещение гаражного комплекса выдачей согласованного акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения участка на кадастровом плане соответствующей территории, издать постановление о проведении публичных слушаний и способствовать их проведению.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 апреля 2010 г. по делу N А82-6645/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2010 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Буториной Г.Г.,

судей Караваевой А.В., Перминовой Г.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива “Рыбинский“

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2009 по делу N А82-6645/2009, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.

по заявлению гаражно-строительного кооператива “Рыбинский“

к Управлению градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Рыбинск, администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области

о признании решения недействительным, отмене указанного решения и возложении обязанности оформить выбор
земельного участка под размещение гаражного комплекса выдачей согласованного акта,

установил:

гаражно-строительный кооператив “Рыбинский“ (далее - заявитель, Кооператив, ГСК “Рыбинский“) обратился с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Управлению градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Рыбинск (далее - ответчик, Управление градостроительства и архитектуры), администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области (далее - ответчик, Администрация), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании решения должностного лица Управления градостроительства и архитектуры, изложенного в письме от 12.03.2009 N 43-65/636 об отказе в согласовании размещения многоуровневого гаража-стоянки на земельном участке по адресу: г. Рыбинск, ул. Приборостроителей, д. 8 (ул. Приборостроителей, 4), недействительным и не соответствующим решению протокола от 26.03.2008 N 4 комиссии по землепользованию и застройке на территории городского округа города Рыбинск, отмене указанного решения, возложении на Администрацию обязанности оформить выбор земельного участка под размещение гаражного комплекса выдачей согласованного акта о выборе земельного участка для строительства с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также о возложении на Администрацию и Управление градостроительства и архитектуры обязанности издать постановление о проведении публичных слушаний и способствовать их проведению.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ГСК “Рыбинский“ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права, что выразилось в необоснованном применении статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Кооператив ходатайствует о рассмотрении дела без своего представителя.

Ответчики
отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 19.03.2008 ГСК “Рыбинский“ обратился в Управление градостроительства и архитектуры с заявкой о выделении участка земли в микрорайоне Веретье-3 между домами N 7 и N 8 по улице Приборостроителей для строительства гаражного комплекса на 200 мест (л. д. 57).

26.03.2008 указанная заявка была рассмотрена на заседании комиссии по землепользованию и застройке на территории городского округа город Рыбинск (далее - Комиссия по землепользованию). В соответствии с выпиской из протокола N 4 Комиссия по землепользованию решила предложить заявителю представить проектное предложение по гаражным комплексам с учетом организации используемого заглубленного этажа и кровли, провести общественные слушания, в случае положительных результатов общественных слушаний участок отвести с предварительным согласованием места размещения объекта с выкупом (л. д. 12, 13).

Письмом от 11.07.2008 N 43-65/3198 Управление градостроительства и архитектуры сообщило Кооперативу о том, что не имеет возражений в предоставлении земельного участка и его дальнейшем освоении по заявленному назначению. Кроме того, в письме указано о необходимости представления заявителем постановления главы городского округа город Рыбинск о проведении публичных слушаний (л. д. 24).

29.08.2008 ГСК “Рыбинский“ обратился к и.о. главы городского округа город Рыбинск с письмом о проведении публичных слушаний (л. д. 25).

24.10.2008 и.о. главы городского округа город Рыбинск в
адрес Кооператива направлено письмо, согласно которому градостроительной документацией на запрашиваемом участке не предусмотрено размещение объектов подобного назначения и в настоящее время проводятся мероприятия по подбору другого земельного участка в городе для строительства гаражного комплекса (л. д. 26).

04.02.2009 заявитель дополнительно обратился к и.о. главы городского округа город Рыбинск с просьбой принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо представить мотивированный отказ (л. д. 27, 28), на которое получил ответ Управления градостроительства и архитектуры (письмо от 12.03.2009 N 43-65/636) об отказе в согласовании размещения многоуровневого гаража-стоянки на испрашиваемом земельном участке в связи с тем, что предлагаемое размещение гаражей-стоянок приведет к ухудшению инсоляции квартир первого этажа жилого дома N 9 по ул. Приборостроителей (л. д. 11).

Не согласившись с данным отказом, Кооператив обжаловал его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что у Администрации отсутствовали основания для проведения мероприятий по выбору земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие
двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть
указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2). Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с
одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (пункт 9).

В силу пунктов 1.2, 3.4 - 3.6 Положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Рыбинск, утвержденного постановлением главы городского округа город Рыбинск от 30.05.2007 N 486, Управление градостроительства и архитектуры является уполномоченным органом местного самоуправления в области архитектуры и градостроительства в городе Рыбинске. В полномочия Управления градостроительства и архитектуры, в том числе входит участие в выборе земельных участков для размещения объектов капитального строительства, в установлении границ земельных участков, в проведении работ по инвентаризации и межеванию земель города в соответствии с градостроительной документацией, подготовка по заявкам юридических и физических лиц исходно-разрешительной документации для всех видов строительства объектов капитального строительства, согласование проектов распорядительных документов о предоставлении земельных участков для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства и иных сооружений на территории города. Решать вопросы предоставления земельных участков для строительства Управление градостроительства и архитектуры не уполномочено (л. д. 81-90).

Согласно пункту 3.5 статьи 34 Устава городского округа город Рыбинск, принятого решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 27.04.2006 N 41, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет администрация муниципального образования городского округа город Рыбинск.

Непосредственное управление муниципальными земельными ресурсами на территории городского округа город Рыбинск отнесено к
компетенции Департамента по управлению земельными ресурсами администрации городского округа город Рыбинск, который, помимо прочего, осуществляет подготовку проектов постановлений главы городского округа город Рыбинск о предоставлении земельных участков под строительство объектов (л. д. 109-115).

Пункты 1.2 - 1.4 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Рыбинск, утвержденного решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 16.02.2006 N 16, установлено, что публичные слушания - это обсуждение проектов правовых актов по вопросам местного значения городского округа город Рыбинск с участием жителей городского округа город Рыбинск. Публичные слушания проводятся по инициативе населения городского округа город Рыбинск, муниципального Совета городского округа город Рыбинск, главы городского округа город Рыбинск. На публичные слушания в обязательном порядке, в том числе выносятся проекты планов и программ развития городского округа город Рыбинск, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2.2, 2.2.3 Положения о комиссии по землепользованию и застройке, утвержденного распоряжением администрации городского округа город Рыбинск от 10.07.2006 N 09, основной задачей Комиссии по землепользованию является регулирование землепользования и застройки на территории города путем подготовки рекомендаций администрации города для принятия решений в области градостроительства, имущественных и земельных отношений. Комиссии по землепользованию осуществляет рассмотрение заявлений юридических и физических
лиц и принятие решений по вопросам предоставления земельных участков для строительства; рассмотрение вопросов и принятие решений о предварительном согласовании места размещения объекта и резервировании земельного участка для муниципальных и государственных нужд.

Таким образом, лицо, заинтересованное в предоставлении на территории городского округа город Рыбинск земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, должно обратиться в Администрацию с соответствующим заявлением, содержащим указание на назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. По результатам рассмотрения данного заявления Администрация принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение Администрации об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

Письмо Управления градостроительства и архитектуры от 12.03.2009 N 43-65/636, содержащее отказ в согласовании размещения многоуровневого гаража-стоянки на испрашиваемом земельном участке, с учетом полномочий данного органа юридических последствий не порождает, правового значения не имеет и не может рассматриваться в качестве отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. При таких обстоятельствах оспариваемое решение об отказе права и законные интересы заявителя не нарушает, что является в силу положений статей 4, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ГСК “Рыбинский“ не обращался в Администрацию с отвечающим требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Заявление от 19.03.2008 подано Кооперативом в Управление градостроительства
и архитектуры, которое не уполномочено решать вопросы предоставления земельных участков для строительства. Кроме того, само заявление от 19.03.2008 не соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявления от 29.08.2008 и 04.02.2009, направленные ГСК “Рыбинский“ и.о. главы городского округа город Рыбинск, также не являются заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. При таких обстоятельствах нет оснований для возложения на Администрацию обязанности оформить выбор земельного участка под размещение гаражного комплекса, а также для возложения на Администрацию и Управление градостроительства и архитектуры обязанности издать постановление о проведении публичных слушаний и способствовать их проведению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что и.о. главы городского округа город Рыбинск, Управление градостроительства и архитектуры дали предварительное разрешение на строительство гаражей и прорабатывали возможное размещение объекта; письмо Администрации от 24.10.2008 г. N 11/23-2858 содержит в себе ответ по поводу запроса о проведении публичных слушаний; рассматриваемым вопросом занималась Комиссия по землепользованию, которая приняла решение дать заявителю проектное предложение по гаражным комплексам с учетом организации используемого заглубленного этажа и использования кровли, провести общественные слушания и в случае положительных результатов общественных слушаний участок отвести с предварительным согласованием места размещения объекта с выкупом, судом апелляционной жалобы отклоняются, как не влияющие на существо рассматриваемого спора.

Утверждения заявителя о том, что причины отказа придумывались ответчиками прямо по ходу судебных заседаний, а также о том, что арбитражный суд сделал необоснованный вывод о ненарушении законных прав и интересов ГСК “Рыбинский“, судом апелляционной инстанции не принимаются, как не соответствующие обстоятельствам дела.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.10.2009 по делу N А82-6645/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива “Рыбинский“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Г.Г.БУТОРИНА

Судьи

А.В.КАРАВАЕВА

Г.Г.ПЕРМИНОВА