Решения и определения судов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2010 по делу N А52-1056/20099 По делу о признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ за неисполнение принимающей стороной обязанностей по соблюдению миграционного учета.

Номер судебного акта приведен в соответствии с оригиналом документа.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 февраля 2010 г. по делу N А52-1056/20099

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н. и Потеевой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью туристическая фирма “Планета“ на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 ноября 2009 года по делу N А52-1056/20099 (судья Лебедев А.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью туристическая фирма “Планета“ (далее - ООО ТФ “Планета“, общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Управления федеральной
миграционной службы по Псковской области в городе Пскове (далее - УФМС, отдел) от 20.03.2009 N 84 по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 5 мая 2009 года по делу N А52-1056/2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2009 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 сентября 2009 года указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Псковской области.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 10.11.2009 по делу N А52-1056/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что оно не является принимающей стороной иностранной гражданки Норвегии Нотенг Анастасии Скогстад, поскольку принимающая сторона - это гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, у которых иностранный гражданин фактически проживает, в связи с этим не обязано было уведомлять УФМС о снятии ее с миграционного учета.

Отдел в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 22 сентября 2009 года по делу N А52-1056/2009 указано, что при новом рассмотрении дела суд должен установить, кто является принимающей стороной исходя из места, по которому иностранный гражданин проживал, а также проанализировать представленные
УФМС доказательства по делу.

В силу части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Исследовав письменные доказательства, изучив доводы жалобы, апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Из материалов дела видно, что 12.02.2009 в ходе проверки по учетам отдела установлено, что 11.01.2009 через почтовое отделение связи города Пскова общество уведомило УФМС о прибытии гражданки Норвегии Нотенг Анастасии, 2008 года рождения, которая поставлена на учет до 01.02.2009. По истечении указанного срока сведений о ее убытии в отдел от общества не поступало (том 1, лист 18).

По данному факту в отношении ООО ТФ “Планета“ составлен протокол об административном правонарушении от 13.03.2009 N 84, в котором зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что общество не исполнило обязанность принимающей стороны, а именно: не представило отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, то есть не уведомило УФМС о снятии с миграционного учета гражданки Норвегии Нотенг Анастасии, чем нарушило требования части 2 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации“ (далее - Закон N 109-ФЗ).

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении временно исполняющий обязанности заместителя начальника отдела принял постановление от 20.03.2009 N 84 по делу об административном правонарушении, которым на общество на
основании части 4 статьи 18.9 КоАП РФ наложил административное взыскание в виде штрафа в сумме 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО ТФ “Планета“ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что УФМС доказан состав названного выше административного правонарушения.

Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 20 Закона N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с названным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания (пункт 4 части 1 статьи 2 данного Закона).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 названного Закона стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающей стороной), понимается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в
Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае: убытия иностранного гражданина из места пребывания; выезда иностранного гражданина из Российской Федерации; смерти иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания (часть 2 статьи 23 Закона).

Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила).

Из пункта 39 Правил следует, что при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

За неисполнение принимающей
стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Из содержания данной статьи усматривается, что субъектом рассматриваемого правонарушения является именно принимающая сторона.

Таким образом, в целях привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 названного Кодекса необходимо установить лицо, которое является принимающей стороной.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ определено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Системный анализ указанных выше норм свидетельствует о том, что для решения вопроса о привлечении общества, как принимающей стороны, к административной ответственности, УФМС должно доказать, что гражданка Норвегии Нотенг Анастасия Скогстад фактически находится у общества либо в нем работает.

Вывод суда первой инстанции о том, что общество с учетом положений Закона N 109-ФЗ является принимающей стороной по отношению к указанному гражданину, что подтверждается, по его мнению, материалами дела (том 1, листы 18, 26 - 27, 63 - 65), является ошибочным.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств,
вещественными доказательствами (часть 2).

Пункт 4 части 1 статьи 29.10 данного Кодекса обязывает в постановлении по делу об административном правонарушении указать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Вместе с тем, в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении не отражены фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях общества объективной стороны вменяемого правонарушения, а именно, о том, что иностранный гражданин работал либо находился у общества по трудовому или гражданскому договору или фактически проживал (находился) у него.

Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии указываются сведения о фактическом адресе организации.

Согласно пункту 23 Правил в уведомлении о прибытии физическое лицо, выступающее в качестве принимающей стороны, должно указать адрес места жительства.

Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (пункт 25 Правил).

Из имеющейся в материалах дела копии уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания усматривается, что миграционный орган в установленном порядке уведомлен о прибытии гражданки Норвегии Нотенг Анастасии в место пребывания по адресу: г. Псков, ул. Труда, д. 35, кв. 6 (том 1, лист 36).

Представленной в дело копией свидетельства о государственной регистрации права (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок) Управлением Федеральной регистрационной службы по Псковской области от 22.08.2008 Серии 60АЖ N 386077 подтверждается, что спорная квартира принадлежит на праве собственности Ф.И.О. 1985 года рождения (том 2, лист 7).

Доказательств наличия каких-либо договорных отношений между обществом и Болгаровым В.В., дающих обществу право каким-либо
образом распоряжаться данной квартирой, в материалы дела не представлено.

То обстоятельство, что Нотенг Анастасия проживала по адресу: г. Псков, ул. Труда, д. 35, кв. 6 не оспаривается ни обществом, ни УФМС.

Доказательства того, что эта иностранная гражданка работает в обществе, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, она не могла работать в силу своего возраста (1 год), а в копии уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (том 1, лист 35) указана цель въезда - туризм.

Следовательно, УФМС не доказало, что иностранный гражданин работает в обществе или фактически у него находится.

Факт оформления обществом приглашения на территорию Российской Федерации гражданки Норвегии Нотенг Анастасии свидетельствует о том, что ООО ТФ “Планета“ является приглашающей, а не принимающей стороной, в связи с этим не служит доказательством наличия состава вмененного обществу административного правонарушения.

Из содержания статьи 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ (далее - Закон N 115-ФЗ) следует, что по ходатайству юридических лиц на въезд в Российскую Федерации выдается приглашение, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, дата и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дата выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, а также наименование приглашающей организации и ее место нахождения, номер и дата принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения.

Частью 5 данной статьи определено, что одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии, в том числе, и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской
Федерации.

Порядок представления этих гарантий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в Положении о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 N 167.

Во исполнение названных требований, предъявляемых к обществу, именно как к приглашающей стороне, представлено подтверждение о приеме иностранного туриста N 00013, в котором местом размещения иностранного гражданина указана гостиница “Рижская“, расположенная по адресу: г. Псков, Рижский проспект, д. 25 (том 1, лист 43).

Выполнение обществом функций приглашающей стороны подтверждается и копией миграционной карты N 0567962 иностранного гражданина, в которой ООО ТФ “Планета“ отражено как приглашающая сторона (том 1, лист 39).

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации административным органом не доказано, что ООО ТФ “Планета“ - принимающая сторона, то ссылка управления на направление им в УФМС уведомления о прибытии иностранной гражданки Нотенг Анастасии Скогстад (том 1, листы 36, 40) как на подтверждение вмененного состава правонарушения, ошибочна, так как наличие такой обязанности у общества отсутствует.

При таких обстоятельствах объяснительные работника общества Сосниной А.В. от 17.03.2009 (том 1, лист 33) и 23.03.2009 (том 1, лист 71) не имеют значения для принятия решения по данному делу и в связи с этим отклоняются апелляционной коллегий.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности УФМС в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, поэтому постановление УФМС от 20.03.2009 N 84 является незаконным. Решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования общества - удовлетворению.

Нарушений судом норм процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьей 269, пунктами 2
и 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 10 ноября 2009 года по делу N А52-1056/2009 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Отдела Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области в городе Пскове от 20 марта 2009 года N 84 по делу об административном правонарушении, которым общество с ограниченной ответственностью туристическая фирма “Планета“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председательствующий

Н.С.ЧЕЛЬЦОВА

Судьи

Н.Н.ОСОКИНА

А.В.ПОТЕЕВА