Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.02.2010 по делу N А31-862/2009 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в отказе в переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, и об обязании ответчика принять решение о переоформлении данного договора на новый срок.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2010 г. по делу N А31-862/2009

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кобелевой О.П.,

судей Бармина Д.Ю., Гуреевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Кобелевой О.П.,

при участии в судебном заседании 25.01.10:

представителя истца - Стакина А.А., действующего на основании доверенности от 18.01.10,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства администрации Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2009 по делу N А31-862/2009, принятое судом в составе судьи Авдеевой Н.Ю.,

по иску сельскохозяйственного производственного кооператива “Повалихинский“

к департаменту лесного хозяйства администрации Костромской области,

о понуждении к переоформлению договора безвозмездного пользования участками лесного фонда,

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив “Повалихинский“ (далее - истец, СПК
“Повалихинский“) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к департаменту лесного хозяйства администрации Костромской области (далее - ответчик, Департамент) о понуждении к переоформлению договора безвозмездного пользования участками лесного фонда.

Исковые требования основаны на статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“.

Заявлением от 27.05.09 истец уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда N 5 от 21.02.03 и обязать ответчика вынести решение о переоформлении договора с сохранением объемов лесопользования и местоположения участков лесопользования и заключить его с истцом на срок до 21.02.2013 г.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2009 исковые требования удовлетворены. Отказ Департамента от 23.01.2009 N 235 “О переоформлении договора“ признан судом не соответствующим положениям статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“. В соответствии с решением суда Департамент обязан принять решение о переоформлении договора безвозмездного пользования участками лесного фонда N 5 от 21.02.2003 на договор аренды лесного участка до 30.10.2009.

Ответчик, не согласившись с принятым по делу решением, обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

По мнению заявителя, суд обязал ответчика произвести действия по переоформлению договора в срок до 30.10.2009, то есть до вступления решения в законную силу, что является нарушением норм процессуального права и основанием для отмены решения суда первой инстанции. Заявитель указывает, что письмо N 14 от 22.12.2009 о переоформлении договора было подписано Пантелеевым А.А. и не
соответствовало требованиям Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), поэтому как заявление о переоформлении не рассматривалось. Письмо истца рассматривалось Департаментом как обращение гражданина Пантелеева А.А. Заявитель в жалобе поясняет, что письмо Департамента N 235 от 23.01.2009 носит лишь информационный характер и решением об отказе в переоформлении договора не является. Ответчик полагает, что 01.01.2009 является пресекательным сроком для переоформления договора и заявление о переоформлении должно быть подано в уполномоченный орган за 30 дней до пресекательного срока его переоформления.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Явку уполномоченных представителей в судебное заседание заявитель не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В ходатайстве от 13.01.10 просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя департамента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2009 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21.02.2003 между Чухломенский сельский лесхоз - ФФГУ “Костромское управление сельскими лесами“ и СПК “Повалихинский“ заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда N 5, общей площадью 6 583 га, расположенных по адресу: Костромская область Чухломский район, I группа лесов квартала N 13, 14, 16-19,
23-26, 30, 33-35, 47, 48, II группа лесов квартала N 1-12, 15, 20-22, 27-29, 31, 32, 36-46, 49-56, ч. 13, 14, 16-19, 23-26, 30, 33-35, 47, 48, срок договора с 21.02.2003 по 21.02.2013.

Договор прошел государственную регистрацию в Учреждении юстиции по регистрации прав на территории Костромской области в установленном законом порядке.

22.12.2008 истец обратился к ответчику с заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора безвозмездного пользования участками лесного фонда N 5 от 21.02.2003, зарегистрированного Учреждением юстиции по регистрации прав на территории Костромской области 06.03.2003, регистрационный номер 44-01-23-32-2003-421, без изменения объемов лесопользования. Согласно штампу заявление получено ответчиком 25.12.2008.

23.01.2009 письмом N 235 “О переоформлении договора“ Департамент сообщил об отсутствии возможности принять положительное решение и переоформить договор безвозмездного пользования участками лесного фонда на договор аренды лесного участка в связи с тем, что спорный лесной участок не поставлен на государственный учет.

Посчитав данный отказ незаконным, истец обратился в Арбитражный суд Костромской области для защиты нарушенных прав.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя истца, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого ответчиком судебного акта.

На основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на
договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Данный порядок утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 06.11.2007 N 10432). В силу пункта 3 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что в заявлении о переоформлении указываются следующие сведения:

а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица;

фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, банковские реквизиты - для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем;

б) местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование;

в) данные о договоре аренды участка лесного фонда или договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.

На основании пункта 5 Порядка к заявлению о переоформлении прилагаются следующие документы:

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица или удостоверенная в установленном порядке копия выписки;

выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, или удостоверенная в соответствующем порядке копия выписки;

копии документов, удостоверяющих личность, - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, удостоверенные в соответствующем порядке.

Порядок
содержит закрытый перечень документов обязательных к предоставлению, предоставление иных документов, в том числе документов, подтверждающих постановку лесного участка на государственный учет, не требуется.

Срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения. По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (пункт 7 Порядка).

Данное решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности“ или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Учитывая, что истец обратился к ответчику с заявлением о переоформлении договора своевременно, заявление подписано председателем СПК и заверено печатью, письмо ответчика N 235 от 23.01.2009 указаний на предоставление истцом неполного перечня предусмотренных законодательством документов не содержит, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о признании действий ответчика не соответствующими требованиям закона и необходимости обязать ответчика принять решение о переоформлении договора.

Доводы заявителя о том, что заявление N 14 от 22.12.2009 о переоформлении договора было подписано Пантелеевым А.А. и не соответствовало требованиям Порядка, а также рассматривалось как обращение гражданина Пантелеева А.А., суд апелляционной инстанции считает несостоятельными.

Из содержания заявления однозначно следует, что к Департаменту обратился СПК “Повалихинский“ в лице председателя Пантелеева А.А. Департамент при направлении 23.01.2009 письма N 235 также обращается к СПК “Повалихинский“ в лице председателя Пантелеева А.А., а не
к гражданину Пантелееву А.А.

Ссылка заявителя о том, что ответ, содержащийся в письме N 235 от 23.01.2009, не является решением об отказе в переоформлении договора безвозмездного пользования на договор аренды, не может быть признана апелляционным судом обоснованной, так как не соответствует содержанию указанного письма.

Доводы заявителя о том, что 01.01.2009 является пресекательным сроком для переоформления договора и заявление о переоформлении должно быть подано в уполномоченный орган за 30 дней до пресекательного срока его переоформления, суд апелляционной инстанции считает ошибочными, так как действующим законодательством подача заявления о переоформлении договора за 30 дней до 01.01.2009 не предусмотрена, прямого запрета на совершение уполномоченным органом действий по переоформлению договора после 01.01.2009 законодательство не содержит.

Таким образом, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 23.10.2009 по делу N А31-862/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства администрации Костромской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

О.П.КОБЕЛЕВА

Судьи

Д.Ю.БАРМИН

О.А.ГУРЕЕВА