Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2010 N 15АП-11863/2010 по делу N А32-8216/2010 По делу о признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в непредоставлении договора аренды земельного участка, обязании направить проект данного договора.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2010 г. N 15АП-11863/2010

Дело N А32-8216/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галова В.В.,

судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Цатуряном Р.С.,

при участии: от ОАО АФ “Кубаньпассажиравтосервис“ - представитель Ляшова И.Э. (доверенность от 30.12.2009),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края (судья Данько М.М.) от 23 августа 2010 года по делу N А32-8216/2010

по заявлению открытого акционерного общества “Акционерная фирма“ “Кубаньпассажиравтосервис“

к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края

о признании незаконными действий и
понуждении заключения договора аренды земельного участка,

установил:

Открытое акционерное общество “Акционерная фирма “Кубаньпассажиравтосервис“ (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) в котором просит:

- признать незаконным действие Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в непредставлении договора аренды земельного участка;

- обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края направить в адрес АФ “Кубаньпассажиравтосервис“ ОАО проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:38:0114008:33 общей площадью 1 861 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Мира, 28 (с учетом уточнения исковых требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2010 заявление удовлетворено в полном объеме.

Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок, используемый для эксплуатации автостанции, предоставлен Армавирской автостанции - структурному подразделению ОАО АФ “Кубаньпассажиравтосервис“ в постоянное бессрочное пользование, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, общество имеет право на приобретение земельного участка в аренду, обществом к заявлению о заключении договора аренды земельного участка приложены документы, Перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 “Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2010 отменить, в иске отказать.

В обоснование жалобы апеллянт указывает, что площадь переоформляемого земельного участка, указанная в заявлении общества (1861
кв. м) не соответствует площади земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Краснодарского края (1863,9 кв. м). К названному заявлению был приложен оригинал кадастрового паспорта участка от 27.03.2009 N 2343/12/09-212225, согласно которому площадь земельного участка составляет 1864 кв. м. В Департамент имущественных отношений Краснодарского края кадастровый паспорт на земельный участок площадью 1861 кв. м не предоставлялся, что является фактом не соблюдения ОАО АФ “Кубаньпассажиравтосервис“ статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 “Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“.

Представитель общества в судебном заседании сообщил о несогласии с доводами апелляционной жалобы, просил решение суд первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представителя в судебное заседание департамент не направил, о времени и месте судебного заседания извещен. Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО АФ “Кубаньпассажиравтосервис“ принадлежит на праве собственности объект недвижимости - здание автостанции литер “А“ площадью 207,5 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Мира, 28, что подтверждается регистрационным удостоверением от 05.02.1997 N 26, выданным на основании Постановления Главы города Армавира от 29.01.1997 N 118.

Постановлением Главы администрации города Армавира Краснодарского края от 08.07.1996 N 1278 утвержден
план границ земельного участка по улице Мира, 28 (автостанция), площадью 1863,9 кв. м, находящегося в пользовании Армавирского головного автовокзала, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Армавира поручено выдать Армавирскому головному автовокзалу государственный акт на право бессрочного пользования землей.

На основании вышеуказанного постановления выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, зарегистрированный в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за номером 420 от 14.08.1996.

Общество обратилось в департамент с заявлением от 14.12.2009 N 1456/09 о заключении договора аренды земельного участка с приложением документов, Перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 “Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“.

Письмом от 28.01.2010 N 52-1176/10-3324 департамент возвратил заявление общества с приложенными документами, указав, что его необходимо дополнить копией правоустанавливающего документа на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке. Также в письме было указано на недопустимость наличия в материалах разночтений сведений о земельном участке и расположенном на нем объекте, о предоставлении документов в подлинниках или копиях, заверенных нотариально либо органом, выдавшим данные документы.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав
на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Общество обратилось в департамент с заявлением от 14.12.2009 N 1456/09 о заключении договора аренды земельного участка с приложением документов, Перечень которых установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 “Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“. В заявлении акционерная фирма “Кубаньпассажиравтосервис“ просила предоставить в аренду земельный участок государственной собственности с кадастровым номером 23:38:0114008:33, площадью 1861 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, ул. Мира, 28, для эксплуатации расположенного на нем здания автостанции, принадлежащего обществу на праве собственности.

Письмом от 28.01.2010 N 52-1176/10-3324 департамент возвратил заявление общества с приложенными документами.

В
апелляционной жалобе в качестве доводов, послуживших причиной возвращения заявления, Департамент указывает, что площадь переоформляемого земельного участка, указанная в заявлении общества (1861 кв. м) не соответствует площади земельного участка, на который зарегистрировано право собственности Краснодарского края (1863,9 кв. м). К названному заявлению был приложен оригинал кадастрового паспорта участка от 27.03.2009 N 2343/12/09-212225, согласно которому площадь земельного участка составляет 1864 кв. м. В Департамент имущественных отношений Краснодарского края кадастровый паспорт на земельный участок площадью 1861 кв. м не предоставлялся, что является фактом не соблюдения АФ “Кубаньпассажиравтосервис“ ОАО статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 “Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“.

Данные доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.

В письме Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 17.06.2010 N 20-305/300-я указано, что сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 23:38:0114008:33 площадью 1863,9 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления главы администрации г. Армавира от 08.07.1996 N 1278, свидетельства о государственной регистрации права от 25.08.2004 N 607706. Вместе с тем, по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 12.11.2009 N 2338/1/09-4199 и представленным документам местоположение характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:38:0114008:33 было уточнено, при этом площадь земельного участка с кадастровым номером 23:38:0114008:33 составила 1861 кв. м.

К заявлению обществом приложен кадастровый паспорт земельного участка. Несовпадение площадей указанных в заявлении и в
кадастровом паспорте возникла ввиду того, что к заявлению обществом приложен кадастровый паспорт земельного участка по состоянию на 21 мая 2009 года, а как было указано выше, по заявлению о государственном учете изменений объекта недвижимости от 12.11.2009 N 2338/1/09-4199 и представленным документам местоположение характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 23:38:0114008:33 было уточнено, при этом площадь земельного участка с кадастровым номером 23:38:0114008:33 составила 1861 кв. м.

При этом данное обстоятельство не может служить основанием для возвращения заявлении департаментом, так как требования Приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 “Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения“ обществом соблюдены, кадастровый план земельного участка к заявлению приложен. В самом заявлении указан кадастровый номер, что позволяет однозначно идентифицировать земельный участок.

Довод апеллянта о неустранении обществом противоречий, касающихся того, что к заявлению о заключении договора аренды приложено сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 16.12.2009 N 37/071/209-779, согласно которому сведения в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на земельный участок с кадастровым номером 23:38:0114008:33 отсутствуют, при условии наличия у департамента свидетельства о государственной регистрации права от 25.08.2004 серии 23-АБ N 607706, не принимается судом апелляционной инстанции, так как обществом выполнены требования законодательства по предоставлению необходимых документов.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснено, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного
(бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, собственник объектов недвижимости вправе либо обжаловать действия (бездействия) соответствующих органов в порядке, установленном главой 24, либо обратиться в порядке искового производства с требованием о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости (абзац 6 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).

Довод апелляционной жалобы о неправильности толкования закона ввиду противоречия Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.06.2008 N Д08-1593 апелляционный суд отклоняет.

Правовое регулирование Министерство экономического развития вправе осуществлять только в форме, установленной действующим законодательством. Своими полномочиями Министерство воспользовалось, издав Приказ N 370 от 30.10.2007. Письмо от 02.06.2008, подписанное заместителем Директора Департамента имущественных и земельных отношений Министерства, не является нормативным правовыми актом, не может возлагать на граждан и юридических лиц каких-либо юридических обязанностей и лишать их субъективных прав или ограничивать их. В нарушение пунктов 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ указанное письмо не было официально зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации в качестве нормативного правового акта, не было официально опубликовано, и в соответствии с нормой пункта 10 названного Указа не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам
и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На неопубликованные и незарегистрированные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Не принимает апелляционный суд и ссылку апеллянта на приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.08.2009 N 945 “Об утверждении административного регламента исполнения Департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной функции по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, на право аренды или безвозмездного срочного пользования“. Согласно ст. 45 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ “О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края“ (в редакции Закона от 06.03.2007 N 1190-КЗ) никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного правового акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения. Согласно ст. 46 того же Закона официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете “Кубанские новости“ или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.

Вместе с тем доказательств осуществления официальной публикации в названных изданиях Департамент не предоставил. Указанные приказ Департамента опубликован в газете “Кубань сегодня“ 28.11.2009, которая не определена законом края в качестве источника официального опубликования нормативного правового акта.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ОАО Акционерная фирма “Кубаньпассажиравтосервис“ в полном объеме, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 августа 2010 года по делу А32-8216/2010-28/226 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.

Председательствующий

В.В.ГАЛОВ

Судьи

О.Г.АВДОНИНА

О.Г.ЛОМИДЗЕ